Торговый центр под памятником Пушкину строить не будут, а жилой комплекс под храмом в Кадашах - возможно: Московской стройкомплекс в СМИ

Москва, 6 июля 2007, 14:37 — REGNUM  В выпуске № 23 (335) "М2 = Квадратный метр" продолжает серию аналитических материалов. Касающихся тенденций на рынке столичной недвижимости. В этот раз рассмотрен нейтральный вариант. "Цены на недвижимость будут расти, потому что доходы населения постоянно повышаются, а нерешенный квартирный вопрос - одна из самых актуальных проблем москвичей", - под этим тезисом еще год назад подписалось бы, наверное, большинство специалистов по недвижимости, но теперь подобные прогнозы звучат все реже", сообщает газета. В частности, отмечается в материале, причиной замедления роста цен является изменение миграционных потоков. "Люди покидали родные места, продавали последнее, чтобы на вырученные средства хоть как-то "зацепиться" в столице... То, что это обстоятельство в огромной степени определяло спрос на недвижимость и неуклонный рост цен - азбучная истина... Но сегодня картина начинает стремительно меняться. Вероятно, совпало несколько причин, которые способствуют серьезному охлаждению иногородних к столичному рынку недвижимости... Более того, входит в моду тенденция противоположного свойства - переселение жителей Москвы в более тихую глубинку... Причин несколько. Менее жесткий, чем несколько лет назад, график занятости, в особенности у людей творческих специальностей. Забота о собственном здоровье. Экономическая выгода: сдавая собственную квартиру в Москве, реально за 30% вырученной суммы снять жилье в том же Хотькове, а на оставшуюся часть выручки жить, не ведая печали", пишет "М2". Отметив влияние высоких процентных ставок по ипотеке и психологического фактора ("квартира столько стоить не должна, поэтому я не готов платить такие деньги"), автор материала делает вывод: "Сложился целый ряд обстоятельств, которые по логике могли бы привести к падению цен на недвижимость. Могли бы, но не приведут, поскольку этому окажут самое серьезное противодействие. Грубо говоря, рынок будут "держать", применив те самые политические рычаги, используя наработанные приемы, которых нам не занимать... Нужно ли объяснять, почему падение рынка недвижимости накануне выборов - один из самых нежелательных сценариев?.. При падении рынка неминуемо замрут большие стройки, окажутся под угрозой величественные имперские планы, которыми так гордятся московские чиновники. Падение цен в самом стабильном и недавно беспроигрышном секторе экономики, дающем возможность сохранить и приумножить капитал - это события, по сравнению с которыми все экономические потрясения последних лет - безобидные детские болезни". "Поэтому ни о каком серьезном падении цен в ближайшее предвыборное время речи не идет. Цены будут удержаны, причем самым что ни на есть волевым решением, даже если количество продаж месяц от месяца станет уменьшаться в геометрической прогрессии", считает "М2". Стабильность не будет постоянной, но оценка жилья, по мнению ряда аналитиков, станет более взвешенной. В материале также приводятся комментарии экспертов - представителей крупных компаний-девелоперов.

"Аналитики по недвижимости продолжают гадать, что будет с рынком жилья во втором полугодии", сообщает "Время новостей" в номере от 2 июля. "Индекс стоимости жилья по итогам первого полугодия снизился по сравнению с концом 2006 года всего на 3%, говорится в обзоре аналитического центра IRN. Гораздо заметнее коррекцию цен можно увидеть по отдельным типам жилья и районам - до 5-8%... Эксперты рынка не приходят к единому мнению относительно того, стоит ли ждать настоящего падения цен на недвижимость. "Летом мы не ожидаем кардинальных изменений на рынке жилья, активизация спроса начнется с осени, может быть, с августа, -- отмечает руководитель отдела мониторинга сегментов рынка недвижимости холдинга МИЭЛЬ Люция Казимир. -- Основным стимулирующим фактором оживления рынка станет возвращение отложенного платежеспособного спроса, обусловленного положительным трендом российской экономики. По итогам 2007 года ценовой прирост на столичном рынке жилой недвижимости может составить порядка 15%". Аналитики группы компании МИАН придерживаются другого мнения. "Стадия автоматической корректировки цен на московском рынке в отдельных переоцененных сегментах может продлиться до конца года. Несмотря на то, что осень традиционно считается периодом оживления на рынке недвижимости, в этом году не стоит ожидать каких-либо всплесков", - приводит газета прогноз МИАН. "О возможном снижении стоимости жилья говорят и различные маркетинговые акции, которые активно проводят риелторы и застройщики с целью увеличить продажи - предлагаются различные подарки, якобы пониженные процентные ставки по кредитам и так далее. Но пока главный вопрос, волнующий потенциальных покупателей недвижимости, - о тенденциях на рынке - остается открытым. Аналитика различных компаний столь неоднозначна, что эксперты рынка не могут утверждать, будет жилье дорожать или дешеветь".

"Владельцы квартир в хрущевках сами снижают их стоимость", отмечает "Труд" в номере от 5 июля. "Власти ломают голову: что делать с домами, которые в свое время были рассчитаны на срок службы 20-30 лет? Сносить? Реконструировать? А вот владельцы очень многих квартир в московских хрущевках нашли ответ на вопрос, как рационально распорядиться этой своей морально устаревшей недвижимостью. Они сдали квартиры внаем. Не обременяя себя уплатой налогов... "Плохая панель" (так аналитики недвижимости именуют хрущевки) - не только самое дешевое в столице жилье, но еще и наиболее энергично дешевеющее. В результате те, кто сдает кому попало свои квартиры, теряют в стоимости своих активов. Но им кажется, что это не страшно - они рассчитывают в конце концов получить новые дорогие квартиры взамен старых дешевых... И почему должны страдать те, кто не сдает, а живет в своей квартире? Ведь у них в результате падения цены с каждым годом все меньше возможностей уехать из пятиэтажных в более комфортные районы. Московские власти планируют вскоре снести и реконструировать все архитектурное наследие эпохи Никиты Сергеича. Но пока светлое будущее не наступило, может, стоит попытаться хотя бы заставить платить налоги квартиросдатчиков? И казна пополнится, и жить станет спокойнее. И цены на этот вид недвижимости, возможно, стабилизируются. В интересах всех владельцев квартир в пятиэтажках". При этом в предыдущем номере, от 4 июля, "Труд" отмечает: "...похоже, что государство на этот раз всерьез взялось за арендодателей. И если мэр Москвы Юрий Лужков предупредил, что столица начинает бороться в большей степени с теми собственниками, которые дают кров нелегалам, то Федеральная налоговая служба (ФНС) заявила о планируемом более широком охвате арендодателей. Налоговики собираются выявлять незаконные доходы от сдачи жилья в аренду благодаря взаимодействию с правоохранительными органами, Росрегистрацией и соседями владельцев сдаваемых квартир. До 15 июля все арендодатели должны заплатить налог в размере 13% от полученных за год доходов". "По мнению Ларисы Патлух, генерального директора одной из столичных риелторских компаний, это спровоцирует повсеместный рост цен на сдаваемое жилье", отмечает газета, приводя слова Патлух: "Если налоговые органы инициируют реальные меры, которые уменьшат доход квартировладельцев еще на 13%, рынок среагирует на это совершенно однозначно: повышением цен... Причем, скорее всего, поднимут расценки не только те арендодатели, которые действительно собираются заплатить налоги, но и те, которые предпочтут остаться "в тени" - в качестве своеобразной доплаты за риск".

"Вопрос о собственности на землю стал в Москве источником постоянных конфликтов", отмечают "Известия" в номере от 28 июня, в обширном материале, посвященном недавним градостроительным конфликтам в столице - на примере "печально известных садоводств "Речник" и "Огородник" и поселка Бутово". Напомнив историю семьи Юлии и Михаила Прокофьевых, длительное время судившихся со столичными властями по поводу сноса частного дома в Южном Бутово, газета констатирует: "К исходу полутора лет конфликта мятежная Юлия вернулась к тому, с чего все начиналось: две квартиры, одна в собственность, другая по найму. Плюс компенсация в миллион с лишним, на которую можно будет сделать ремонт и более или менее обставиться. И плюс полтора года простоя строителей, которые за это время успели бы возвести в Бутове не одну новостройку (почти все бутовцы с изымаемой территории уже разъехались по новым адресам). И плюс полтора лишних года ожидания для очередников и молодых семей - потому что здесь будет строиться исключительно муниципальное жилье. А еще группа заметных общественных и государственных деятелей успела всласть попиариться на бутовском противостоянии. Особенно после жесткого решения Зюзинского суда, после которого известные в стране люди пообещали сами выйти на баррикады". Что касается "Речника" и "Огородника", то, отмечают "Известия", "конфликт между жителями садовых поселков "Речник" и "Огородник" и московскими властями продолжает развиваться. Садоводы направили открытое письмо мэру Москвы с просьбой о встрече. А заодно - подали в суд на замруководителя Росприроднадзора Олега Митволя за клевету. В одном из интервью экологический чиновник обвинил садоводов в том, что они воруют у москвичей свет и воду. В свою очередь, природоохранная прокуратура пытается составить список всех обитателей незаконных поселков, чтобы подать на них в суд иски о сносе незаконно построенных домов". Эту ситуацию "Известиям" прокомментировали председатель Мосгордумы Владимир Платонов, заместитель директора ФГУП "Канал им. Москвы" Александр Сидоров, депутат Мосгордумы от фракции КПРФ Сергей Никитин, депутат МГД от фракции "Яблоко"-Объединенные демократы" Сергей Митрохин, замруководителя Росприроднадзора МПР РФ Олег Митволь, председатель правления садового товарищества "Речник" Виталий Герций. Свою точку зрения на суть подобных конфликтов высказал депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов. "На мой взгляд, единственным путем решения такого рода конфликтов является разумный переговорный процесс. И лишь при недостижении соглашения возможны судебные разбирательства. К сожалению, в Бутове возобладала идея борьбы за свои права... У нас пока еще действуют соображения духа закона - гуманность, справедливость, милосердие, а также определенная культура поведения, которая выходит за рамки закона в сферу этики и морали. Это все достаточно сложно, и в этих условиях должен быть такой же сложный поиск компромисса", - считает депутат.

Продолжая тему градостроительных конфликтов граждан и власти, "Новые Известия" в номере от 5 июля сообщают: "Мэр Москвы Юрий Лужков поставил задачу полностью решить к 2009 году проблему обманутых дольщиков. И хотя многое в этом направлении уже достигнуто, препятствия и сложности по-прежнему остаются. В первую очередь речь идет о достраивании заброшенных объектов". "Дело в том, что все происходит впервые, отработанной практики передачи проекта из рук в руки пока нет, и это серьезно тормозит дело. Так, на Щелковском шоссе и Никитинской улице дострой домов, строительство которых началось в 2001 году (кстати, тогда средняя стоимость 1 кв. метра составляла 750 долларов) и должно было закончиться в конце 2002-го - начале 2003 года, сдвинулось с мертвой точки только после того, как проблемой занялись московские власти. Но вряд ли кто-нибудь тогда на все 100% понимал объем возникших проблем. Сложности возникают уже и на этапе приблизительной оценки предстоящих затрат на дострой дома. Предыдущие горе-инвесторы не передают "достройщику" никакой проектно-сметной документации. Необходим аудит объектов. Первые же попытки аудита показали, что на этапе передачи объекта порой невозможно заметить и зафиксировать все недоделки, многие из них становятся очевидными только в разгар уже ведущихся работ", поясняет газета. "Однако, несмотря на проблемы, отработку схем и поиск решений, первые заселения дольщиков в Москве начались. Ключи от квартир получают люди, которые ждали их от частных инвесторов 5-10 лет. Среди тех, кто дождался-таки квартир в достроенных домах в Москве, - некоторые дольщики печально известной компании "Социальная инициатива", руководители которой оказались мошенниками. К сожалению, помочь удастся не всем вкладчикам компании, а только тем, кто вложил деньги в строительство домов на бульваре Рокоссовского. Здесь партнерами "Социальной инициативы" все-таки было оформлено разрешение на строительство. В других случаях и того не было".

"Строительство высоток в Москве неизбежно", прогнозирует "Вечерняя Москва" в номере от 2 июля. "Смысл строительства высоток не только в том, чтобы максимально эффективно использовать дефицитную московскую землю. Высотные комплексы - жилые, административные и офисные - станут "очагами развития" окраинных районов города. Многим фирмам будет дешевле и удобнее арендовать площади здесь, а не в безумно дорогом центре. Сегодня у них нет особого выбора: офисные площади в большом дефиците. Однако строительство новых комплексов поможет решить эту проблему. Благодаря этому на окраинах появятся новые рабочие места, и жителям "спальных районов" не придется ездить на работу в центр. "Раньше, в советское время, строительство высоток являлось рекламой, политическим ходом, сейчас, в условиях нехватки территорий и растущего населения столицы, - это огромная необходимость", - отмечает главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. По его словам, новые высотки не повредят историческому облику города - напротив, они обогатят его. Ведь даже в окраинных зонах их разрешается строить, только если здания не будут затрагивать исторические панорамы Кремля, монастырей и других значительных памятников архитектуры... По мнению главного архитектора столицы, строительство высоток отнюдь не навязывается властями: этот проект отражает интересы всех заинтересованных сторон - от бизнеса до жителей", пишет газета. В материале приводится перечень наиболее заметных объектов в сфере высотного строительства, строящихся и запланированных. "К 2015 году в 60 зонах Москвы возведут 200 высоток от 30 до 75 этажей, среди которых будут многофункциональные и жилые здания, муниципальные жилые дома, гостиницы, а также административные и офисные комплексы. Эта программа носит название "Новое кольцо Москвы", и ее стоимость оценивается в 5 млрд. долларов", сообщает "Вечерка".

На этой неделе газеты не обошли вниманием проект офисного строительства в районе станции метро "Павелецкая". "Бывший гендиректор компании AIG Морис Гринберг, по-обещавший вложить в российскую недвижимость сотни миллионов долларов, сделал первое приобретение. Его Starr International Company поможет инвестиционной группе "Открытие" построить офисно-гостиничный комплекс стоимостью до $300 млн на Кожевнической улице", сообщают "Ведомости" в номере от 4 июля. "Starr International Company через свою "дочку" Starr Investments Cayman приобрела существенную долю Discovery Russian Realty Paveletskaya Project Limited. Эта фирма будет строить многофункциональный комплекс (четыре 11-этажных офисных здания и гостиницу на 170 номеров) в районе Павелецкой площади, говорится в сообщении Starr International. Три представителя консалтинговых компаний утверждают, что речь идет о многофункциональном комплексе (110 000 кв. м) ФК "Открытие" на Кожевнической улице. Дмитрий Минц, управляющий директор ФК "Открытие", эту информацию подтвердил. Осенью прошлого года компания приобрела эту площадку (бывшая территория Московского фурнитурного завода) за $116 млн у "Ведис Групп". Михаил Гец из компании Blackwood оценивает инвестиции в проект примерно в $300 млн.". "Инвестирование в российскую недвижимость путем покупки доли в девелоперской компании, активно работающей на на российском рынке, стало популярным у иностранных инвестиционных фондов. Так, американская Morgan Stanley выкупила 25% акций ведущей российской девелоперской компании RBI Holding. Стоит отметить, что инвестиции в российскую недвижимость нескольких сотен миллионов долларов уже никого не удивляют. Большинство иностранных фондов заявляет о суммах свыше 1 млрд долларов", добавляет "Время новостей", комментируя пресс-релиз Starr Investments в номере от 4 июля. "Согласно постановлению правительства Москвы №2094-РП, на участке 2,5 га на территории бывшего фурнитурного завода на Кожевнической улице планируется построить офисно-гостиничный комплекс площадью свыше 110 тыс. кв. м, из которых около 102 тыс. кв. м придется на офисную часть, 8,8 тыс. кв. м -- на гостиницу на 170 номеров. Сдать комплекс планируется в конце 2009 года", продолжает тему "Коммерсантъ" в номере от 4 июля. "Собранных синдикатом средств может не хватить на реализацию всего проекта, предупреждают консультанты. Вице-президент по стратегическому развитию Blackwood Михаил Гец оценивает общий объем инвестиций в офисную часть комплекса в $150-170 млн. Строительство гостиницы обойдется еще в $34-37 млн, добавляет Станислав Ивашкевич из CB Richard Ellis Noble Gibbons. Выходит, весь проект будет стоить более $200 млн, а за $132 млн инвесторы могли получить контрольный пакет акций комплекса. Чтобы собрать недостающие средства, "Открытие" подало заявку в Deutsche Bank на открытие кредитной линии на $250 млн, сообщил источник, знакомый с параметрами проекта".

Планируется крупное строительств и на Красной Пресне. "На строительство нового Парламентского центра в Москве уйдет около $400 млн. Об этом заявил управляющий делами президента РФ Владимир Кожин", сообщает "М2 = Квадратный метр" в выпуске № 23 (335). "Пока Парламентский центр общей площадью порядка 200 тыс. кв. м предполагается построить на месте стадиона "Красная Пресня" за Белым домом. "Других вариантов просто нет. Хотя нам известно, что есть всевозможные обращения граждан, Мосгордума рассматривала этот вопрос. Все это мы учитываем. Мы знаем, сколько нужно площадей, помещений для Госдумы, сколько - для Совета Федерации. Исходя из этих параметров, выстраиваем общую концепцию. Хотя окончательное решение не принято ни по месту, ни по дате начала строительства. Здесь вмешался такой важный политический момент, как грядущие выборы в Госдуму. До начала предвыборной кампании осталось не так много времени, поэтому я не исключаю, что начало реализации проекта может быть отложено", - сказал В. Кожин". "По словам чиновника, после возведения Парламентского центра здания Госдумы и Совета Федерации могут быть проданы на конкурсе, в том числе частным лицам", пишет газета.

Завершается реконструкция гостиницы "Москва". "Здесь не только сформированы внешние контуры здания-квартала, но и подведена новая крыша, выполненная в соответствии с новейшими достижениями строительной техники. Сейчас здесь развернута работа по отделке фасадов и идет подготовка к оформлению интерьеров", сообщает "Московская правда" в номере от 2 июля. "Теперь гостиница выглядит как улучшенная копия старого здания. Конечно, без определенных изменений не обошлось и тут. В частности, архитектурный облик "Москвы" со стороны Театрального проезда стал более спокойным, гармонирующим с расположенным напротив "Метрополем". Фасад же со стороны Кремля теперь и вовсе понижен и напоминает о временах, когда на этом месте располагалась гостиница "Гранд-отель", а не памятник сталинским планам полного передела столичного центра", отмечает газета. "Первые этажи будут отведены под торговые площади. Входы в здание сделают со всех сторон, и его можно будет пройти насквозь. В дальнейшем общедоступное пространство здания соединится с подземным всепогодным городом, проектируемым в районе центральных площадей. По количеству полезной площади - 200 тысяч квадратных метров - новая гостиница почти вдвое превышает возможности старой. Новый отель сможет одновременно принимать до 1500 гостей, которые разместятся в 210 номерах и 275 апартаментах... Ждать осталось недолго - открыть комплекс планируется уже в 2008 году".

"Как известно, массовым пятиэтажным строительством отметилась в истории московской архитектуры эпоха Хрущева. Возможно, что через полвека и нынешнее время будет названо потомками временем пятиэтажек, только автомобильных", сообщает "Московская правда" в номере от 5 июля в материале, посвященному массовому строительству многоэтажных гаражей. "В комплекс мер по сокращению числа машин и "ракушек" на улицах столицы входят и строящиеся перехватывающие парковки, и подземные гаражи под офисными и торговыми помещениями, и так называемые смарт-паркинги. "Сейчас у нас уже готовы 14 первоочередных объектов, где в ближайшее время, до конца этого года, начнется строительство гаражей по программе "народный гараж", - доложил народным избранникам первый замглавы Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Константин Королевский. На эти цели в бюджете, как выяснилось, уже подготовлены 150 миллионов рублей. А затем эти машино-места, напомнил Королевский, будут продаваться жителям по себестоимости. Всего же гаражными строителями сданы сотни тысяч новых гаражных мест", пишет газета. "В настоящее время по инициативе жителей, управ районов и префектур выделено 100 земельных участков для строительства гаражей по данной программе. Разработано 42 комплекта исходно-разрешительной документации. По 33 адресам - это около 5 тысяч машино-мест - уже проведены конкурсы по подбору проектных организаций. В августе текущего года мы должны получить готовую проектно-сметную документацию, чтобы в четвертом квартале выйти на площадки и приступить к строительству. Мы планируем, что 20 объектов из этих адресов будут введены в эксплуатацию уже в будущем году", - приводит "Московская правда" слова Королевского. При этом, по данным газеты, дефицит стоянок и гаражей для личного автотранспорта в Москве превышает уже 60 процентов: на миллион парковочных мест есть почти четыре миллиона машин. "Помочь здесь должен и "народный гараж". В рамках программы "народный гараж" сейчас строится 40 объектов за счет средств города, а затем эти машино-места будут продаваться по себестоимости. К 2010 году каждое третье машино-место будет построено в рамках этой программы".

"Народный" гараж - не панацея", отмечают, в свою очередь, "Московские новости" в номере от 6 июля. "Решением проблемы хранения личного автотранспорта... станут многоэтажные гаражи-стоянки (гаражи), строительство которых предполагается осуществлять за счёт городского бюджета с привлечением средств населения на этапе возведения гаражей до ввода их в эксплуатацию... Граждане - участники программы освобождаются от оплаты долевого участия в строительстве городских питающих центров, головных сооружений, сетей, коммуникаций и объектов инженерного обеспечения. По рыночной цене места в гаражах будут продаваться в случае, если их не приобретут на условиях программы жители окружающих домов", напоминают "МН". "Наивно, однако, полагать, что для возведения гаражей будут выделены любые территории города. Если под гаражное строительство будет предложено отвести инвестиционно привлекательный земельный участок, однозначно последует отказ, поскольку на такие участки претендует бизнес, который позволяет городу решать ряд проблем. Гаражи будут возводиться там, где невозможно соорудить что-либо по причине отсутствия коммерческой привлекательности - например, в недрах многоуровневых транспортных развязок, над линиями железных дорог и метрополитена, над разворотными площадками автобусов. Однако, во-первых, такое строительство отнюдь не будет дешёвым, а его плоды, как следствие, доступными для москвичей. Во-вторых, скорее всего, не будут соблюдены требования положений целевой программы, определивших, что гаражи должны возводиться в местах проживания владельцев автомобилей в районах сложившейся жилой застройки... Многие земельные участки, пригодные под гаражное строительство, расположены во дворах домов. Но в таких местах могут быть возведены только подземные гаражи, более дорогие, чем многоэтажные. Под строительство гаражей планируется также пустить участки, уже занятые стоянками и гаражными кооперативами, что однозначно спровоцирует конфликтные ситуации", считает газета

"В понедельник у оплаканной защитниками старины Пушкинской площади круто изменились виды на будущее - на заседании общественного градостроительного совета мэр Москвы Юрий Лужков пообещал, что из проекта реконструкции "Пушки" исчезнет 4-этажный подземный торговый центр", сообщают "Известия" в номере от 3 июля. "Главный довод - универмаг станет точкой притяжения для автомобилистов и вместо решения транспортных проблем новая развязка под Пушкинской их только усугубит - был в понедельник услышан. Обсуждая проект реконструкции площади, мэр Москвы заявил: "Торговли здесь не будет". Правда, строительства тоннелей... все равно не миновать - кстати, за счет этого станция "Чеховская", наконец, получит полноценный переход на "Тверскую" и "Пушкинскую"", пишет газета. В следующем номере, от 4 июля, "Известия" развивают тему: "Пушкинская площадь - не какой-то досадный перекресток на карте Москвы, а культурное и знаковое место, - заявила на заседании градостроительного совета заслуженный архитектор России Зоя Харитонова. - Надо остановить проект, начатый 15 лет назад по бедности. Теперь мы богаты и знатны. Поэтому давайте восстановим Страстной монастырь и исторический квартал, устроим здесь городской форум". "Идея вернуть площади облик XVII века показалась совету слишком радикальной, однако Юрий Лужков неожиданно для всех согласился убрать из проекта главный раздражитель - подземный торговый центр", отмечает газета, приводя слова мэра: "Из всех вариантов нам предложен наиболее реальный... Только я никак не пойму, зачем нам здесь торговый центр?". Цитирует газета и инвестора: "У нас ничего страшного не случилось, - заверил "Известия" представитель ОАО "ТДЦ Тверской" Фазиль Ибрагимов. - Инвестор работает над проектом. Площадь как историческое место давно разрушена. У нас есть контракт с городом, который предусматривает массу вариантов. В том числе мы можем получить коммерческую составляющую в другом месте или потребовать возместить издержки и выйти из проекта. Выходить ли на стройплощадку и когда - пока неизвестно, это мы решим вместе с правительством Москвы". "На заседании Общественного градостроительного совета при мэре Москвы главный архитектор столицы Александр Кузьмин рассказал, что по замыслу разработчиков НИиПИ Генплана в результате реконструкции наземное автомобильное движение по Тверской улице станет интенсивнее. По его словам, 800 ежедневно запаркованных в районе "Пушки" машин обретут стояночные места под землей. Плюс город получит от инвестора торгово-досуговый центр с проходимостью около 30 тысяч человек в час и более удобные переходы между станциями метро "Чеховская", "Тверская" и "Пушкинская". "Глупо отказываться от такого подарка", - заключил Кузьмин. Но речь главного архитектора столицы осталась единственным мажорным аккордом в общем хоре возмущенных выступлений", отмечает, в свою очередь, "Газета" в номере от 3 июля. "Начиная с членов Экспертно-консультационного общественного совета (ЭКОС) при самом главном архитекторе Москвы и заканчивая президентом Союза архитекторов Юрием Гнедовским и президентом РАСН Александром Кудрявцевым. Все выступающие говорили о том вреде, который нанесет турецкий проект исторической застройке и бесполезности самой идеи подземного тоннеля при перегруженности прилегающих улиц. Общественный совет "Старая Москва" даже вручил открытое письмо Лужкову с просьбой "защитить намоленное место": на месте фонтана у памятника Пушкину ранее стоял Страстной монастырь. Такие же письма были отправлены президенту России и патриарху. Возможно, именно письмо стало последним аргументом для мэра... Тоннель и подземную парковку он, впрочем, одобрил, предложив учесть высказанные замечания. Что неудивительно: без транспортной развязки в районе Пушкинской теряет смысл вся недешевая реконструкция пути от Кремля до Шереметьево. А для защитников московской старины мэр пообещал сохранить все археологические находки, если они обнаружатся при раскопках. Правда, здания Страстного монастыря восстанавливать отказался". "Аплодисментами встретили члены Градостроительного совета решение его председателя Юрия Лужкова не создавать торговый центр под Пушкинской площадью", сообщает "Московский Комсомолец" в номере от 4 июля. ""Торговля здесь не нужна ни при каких условиях", - заявил мэр, завершая прения о судьбе скандального проекта. Вместе с тем градоначальник признал целесообразным размещение в подземном пространстве площади паркинга и двух тоннелей. Эксперты предсказывают, что при таких условиях инвестор скорей всего выйдет из проекта и городу придется самостоятельно финансировать их строительство. Многие оппоненты проекта сомневаются и в целесообразности строительства под Пушкинской площадью двух автомобильных тоннелей. Они вряд ли помогут решить транспортную проблему на этом участке, поскольку поток машин будет упираться с одной стороны в Никитские ворота, а с другой - в Петровские, создавая гигантские пробки. Однако у Юрия Лужкова не хватило духа разом похоронить весь проект целиком. Градоначальник заявил, что подземный паркинг позволит убрать с поверхности почти 800 машин и существенно разгрузить существующую дорожную сеть. Кроме того, подземное пространство позволит наконец-то объединить между собой три станции метрополитена - "Пушкинскую", "Тверскую" и "Чеховскую". Правда, мэр не пояснил, за чей счет будет реализован этот дорогостоящий проект. Ведь инвестор был готов вкладывать средства в инфраструктуру только при условии строительства торгово-досугового комплекса, призванного окупить затраты".

Другому же памятнику истории в центре столицы по-прежнему угрожает опасность. "20 апреля в полосе "Диалог с властью" вышел материал "Ресторан пристроят к алтарю". Он был посвящен строительству офисно-жилого комплекса "Пять столиц" в охранной зоне архитектурного памятника храм Воскресения Христова в Кадашах, а именно - ресторана японской кухни. Та часть ресторана, через которую обычно выносят отходы, судя по плану строительства, будет находиться буквально в нескольких метрах от стен алтарной части действующего храма", напоминает "Вечерняя Москва" в номере от 2 июля. Через полтора месяца газета получила ответ от префектуры ЦАО. "Редакции сообщили, что "строительство офисно-жилого комплекса... осуществляет компания ООО "Торгпродуктсервис" в соответствии постановлением правительства Москвы "О перебазировании производства АО "Сладость" и реабилитации территории филиала № 2 мебельной фабрики МП "Стойк"... В письме сказано, что застройщик "строго придерживается требований действующих нормативных документов". Каких именно? Если СНИПов и московских градостроительных норм - то почему огромный жилой комплекс строят без подъездных путей, детских площадок, зеленой зоны? Есть нормы, по которым храм - это высотное строение. А значит, рядом с ним вообще никаких котлованов быть не может", констатирует газета. "Храм Воскресения в Кадашах стоит на деревянных сваях. Под ним - подземные грунтовые воды. Никакой опытный строитель не даст гарантии, что спустя пару лет храм не рухнет на элитных жителей "Пяти столиц"... Непонятно, как могли быть запроектированы помещения на подземном уровне на территории памятника федерального значения? Кто дал такое разрешение? По нашим данным, переписку с Росохранкультурой застройщики вели долгую, но разрешения так и не получили. Данная территория памятника определена еще в 1995 году и подтверждена 8 апреля 2007 года Федеральным агентством по культуре и кинематографии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. Значит, на ней может происходить только реставрация и воссоздание памятника. Приход любого храма - не владелец, а только пользователь земли и сооружений. Храм Воскресения в Кадашах принадлежит Российской Федерации", подчеркивает "Вечерка" и обращается с вопросом к председателю Комитета по культурному наследию города Москвы Валерию Шевчуку: "Просветите нас, пожалуйста, какой закон разрешает строительство на территории памятника "Храм Воскресения Христова в Кадашах?"

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail