На выборах в Госдуму административному ресурсу "Единой России" партии "Справедливая Россия" и "Гражданская сила" могут противопоставить свой. КПРФ, СПС и "Яблоко" будут бороться с "партиями власти" при помощи других методов - политических и социальных ресурсов. Такое мнение, как сообщает ИА REGNUM, высказал председатель Межрегионального движения избирателей Андрей Бузин, выступая на круглом столе "Эффективное противодействие административному ресурсу в избирательных кампаниях" 5 июля в Москве.

Административный ресурс больше всего применяется там, где существует сильное патерналистское отношение к власти, но таких регионов в России немного, считает Андрей Бузин. Однако, несмотря на то, что ситуация в разных регионах отличается, "почти нет реального разделения в этой корпорации российского чиновничества", и все ветви власти, включая органы прокуратуры и избирательные комиссии принимают участие в обеспечении административного ресурса. Там, где власти сливаются в одно целое, шансов на победу или оспаривание результатов выборов почти нет, добавил директор программ мониторинга избирательных кампаний Независимого института выборов Аркадий Любарев.

"Административные избирательные технологии сместились на стадию до дня голосования, причем начинаются они еще на стадии законодательства, - сказал Бузин. - Реформирование избирательного законодательства за последние два года явно шло в русле поддержки административного ресурса. При этом оно предоставило преимущества административным партиям, грубо говоря - парламентским. Во-первых, они не обязаны вносить залог или собирать подписи для регистрации списков на выборах. Во-вторых, квотные места в избирательных комиссиях, которые они имеют - это тоже одна из административных избирательных технологий".

"Это очень важно: ведь на стадии выдвижения и регистрации отсеять можно практически любого", - отметил Бузин. Например, в Перми, по его словам, кандидату было отказано в регистрации из-за того, что в общегражданском паспорте стоял штамп о пересечении российско-украинской границы, что делало документ недействительным.

На этапе предвыборной агитации создается неравенство кандидатов, которое во многом становится возможным из-за нечеткого разделения понятий "информирования" и "агитации", обратил внимание глава Межрегионального движения избирателей. "И администрация буквально обрушивает на избирателей пропаганду задолго до выборов. Там просто описывают, кто, что сделал, как там ленточку перерезал", - пояснил он.

"Очень важно, насколько власть сама авторитетна. Если нет, агитация вся эта не пройдет. Как Лужков - если скажет за кого-то, то этого будет достаточно, чтобы 30% голосов он получил", - заметил Аркадий Любарев. По его мнению, бороться с властным ресурсом на думских выборах можно, и даже "есть основания полагать, что появятся новые политические силы, которые будут ему сопротивляться, и они будут востребованы". Андрей Бузин заверил участников круглого стола, что противодействовать пресловутому административному ресурсы нужно, "иначе он возрастает в десятки раз".

"Наглое использование ресурса разрушает целостность страны", полагает директор консалтингового агентства "Интеллект-плюс" Григорий Крюков. В то же время, утверждает он, "с 1991 г ничего более достойного в этой стране не было придумано". "Можем гордиться", - сказал политтехнолог, пояснив: "У нас создается такая система стабилизации общества, что никаких шансов изменить что-то в стране нет. Но и реальной альтернативы, оппозиции нет".

Административный ресурс "это не ноу-хау чиновников, это наш с вами продукт - то, что мы разрабатываем и внедряем", считает Крюков. Он назвал две модели применения административного ресурса: "башкирская" (Андрей Бузин добавил "татарский вариант") и "чеченская". "Башкирская", по словам Крюкова, была продемонстрирована в 2003 г. на выборах президента и парламента республики; она предполагает перекрытие всех основных моделей коммуникации. "Чеченская" модель, объяснил политтехнолог, "это, когда специально подготовленные люди готовят бюллетени и везут в Грозный для отчета". "Здесь нет никаких шансов не только на победу, но и на оспаривание результатов", - сказал глава консалтингового агентства.

Обсуждение темы административного ресурса и противодействия ему происходило на примере кампании по выборам депутатов Государственной Думы Ставропольского края. Директор группы "Русский консалтинг" Любовь Бутко рассказала, что несмотря на отсутствие партийной поддержки, ее кандидат от Минераловодского одномандатного округа, предприниматель Юрий Берендя ко дню голосования почти достиг рейтинга своего основного конкурента из "Единой России" Айдына Ширинова. "Мы были рады, что попали в кампанию, которая шла с таким высоким накалом политических страстей. С другой стороны, как-то отвыкли, когда в политическом проекте взрываются машины", - заметила Бутко. По ее словам, огромные усилия были приложены к тому, чтобы зарегистрировать Юрия Берендя, а потому "удерживать эту планку и не допустить снятия".

Отказ фирм от ранее заключенных контрактов на размещение предвыборной агитации на растяжках и биллбордах; распространение листовок с информацией о наличии судимости у бизнесмена, а накануне дня голосования - о том, что на кандидата оказывается сильное давление, и он выходит из кампании; доносы членов окружного избиркома в прокуратуру; еженедельные проверки мясного комбината, принадлежащего бизнесмену, из Москвы; удаление сайта с информацией о кандидате из поисковых систем Интернета - это далеко неполный список тех проявлений административного ресурса, о которых упомянули Любовь Бутко и юрист избирателного штаба Берендя Мажир Кучмезов. По словам Кучмезова, по итогам голосования Берендя занял второе место, уступив члену "Единой России" 4 голоса. Он проиграл на двух участках, где, как выяснил Кучмезов, "были фальсификации".

Так, по его словам, по нескольким бюллетеням отсутствуют подписи избирателей, которые участвовали в выборах вне участков для голосования. В процессе оспаривания результатов выборов по этим двум участкам (село Нижняя Александровка и село Нагутское), суд постановил пересчитать голоса на одном из них, однако Ширинов тогда же направил кассацию на это решение. "Но проблема в том, что составление нового протокола нижестоящей комиссии влечет за собой составление протокола вышестоящей, краевой избирательной комиссии. Краевая комиссия не может принять решение, что победил наш кандидат, так как суд должен принять решение о недействительности выборов", - отметил Мажир Кучмезов.Тем не менее, он не сомневается, что сможет передать депутатский мандат кандидату, "получившему больше всех голосов".