Поправки в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, законы "Об оперативно - розыскной деятельности", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", принятые Госдумой во втором чтении 4 июля, в регионах в целом поддерживаются, однако их эффективность в усилении борьбы с экстремизмом вызывает сомнение. Об этом, как сообщает ИА REGNUM, 5 июля на заседании комиссии Совета законодателей по совершенствованию правового регулирования противодействия экстремизму в Совете Федерации говорили председатели Заксобрания Красноярского края Александр Усс, Заксобрания Приморского края Виктор Горчаков, глава комитета по законодательству Заксобрания Санкт-Петербурга Виктор Евтухов.

Как отметил один из авторов поправок, депутат Госдумы Дмитрий Еремин (фракция "Единая Россия"), "разгул вандализма в наших городах, на кладбищах уже стал неконтролируемым". Законопроект, по его словам, дает возможность правоохранительным органам реагировать на такие правонарушения как на экстремизм. "И мы здесь четко обрисовываем, что есть экстремизм", - заявил он.

"Действительно ли нам нужно дополнять правовое регулирования в сфере противодействия экстремизма? Повод задуматься над этим есть, - считает Александр Усс. - Большая часть деяний уже описана в УК и КоАП. Вводя новые составы (законопроект вводит в ряд статей УК РФ мотив политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды или вражды против какой-либо социальной группы - ИА REGNUM) нельзя ожидать, что они окажут прямое профилактическое влияние". "Думаю в целом закон надо поддержать. Но сами по себе эти новеллы вряд ли что-то радикально изменят", - добавил он.

По мнению депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга, в соответствии с рассматриваемым законопроектом "под экстремизм можно будет подвести любое мелкое хулиганство, и причислять к экстремистской деятельности практически любое преступление".

Спикер приморского краевого парламента не исключил, что "закон может быть использован, в том числе, и в политической борьбе". "Не знаю, как ликвидировать это обстоятельство, чтобы не было таких разговоров в период выборов", - заметил он.

Прежде всего, по словам парламентариев из Санкт-Петербурга, Приморского края, Новосибирской области нужны профилактические программы как федерального, так и регионального уровней, включающие в себя, например, пропаганду национального согласия, терпимости к представителям других народов, живущих в России. Но особое внимание должно быть обращено на интернет. Глава комиссии, вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин поддержал предложение спикера Новосибирского областного совета депутатов Алексея Беспаликова о проведении одного из заседаний на тему противодействия экстремизму в Рунете. "Правоохранительные органы не имеют средств, чтобы обнаружить точку подключения сайтов. А как действовать, если не известен хозяин или владелец? А начинается все с этих сайтов", - заявил Беспаликов.

Комментируя замечание новосибирского спикера, Дмитрий Еремин предложил регистрировать все сайты как СМИ, а те, которые посвящены порнографии или "экстремистские" - "их просто не должно быть". "Но сегодня этого-то нет, они никакой ответственности не несут", - подчеркнул сенатор Владимир Слуцкер. "Это не реально. Это значит просто отключить всю Россию от мировой паутины, а владельцы будут регистрироваться где-нибудь в США", - заметил Беспаликов.

Слуцкер обратил внимание на одну из главных составляющих принятого во втором чтении законопроекта - право для спецслужб прослушивать телефонные и иные разговоры подозреваемых или обвиняемых в преступлениях средней тяжести, к которым относятся преступления экстремистской направленности. Между тем, источники сенатора в органах безопасности высказали сомнение в том, что оперативно-технические возможности спецслужб по прослушке смогут справиться с той массой подозреваемых, которая будет проходить по этой категории преступлений. "Это может просто заблокировать работу специалистов", - отметил он.

Слуцкер полагает, что спешить с принятием закона не стоит, учитывая, что есть еще такая проблема, как возможность его использования "отдельными политическими силами против своих противников - абсолютно не экстремистских, а законных партий".

"Понятно, что мы не знаем, как будет применяться закон, человеческий фактор нельзя исключить, - сказал Еремин. - Что касается объема спецсредств: мы проводили круглый стол в Госдуме, в котором участвовали представители ФСБ и других органов, и таких вопросов у них не возникало. Они говорили о готовности работать по этому закону". В то же время, по словам петербургского депутата, в Главном следственном управлении по Санкт-Петербургу разделяют опасения, высказанные Слуцкером.

Генеральная прокуратура РФ, как сообщил старший прокурор ее правового управления Павел Ливадный, поддерживает принятие законопроекта, и "с большим удовлетворением отмечает, что текст документа значительно проработан по сравнению с первым чтением". "Это достаточно мощные поправки, - подчеркнул прокурор. - Однако есть определенные опасения. Подход относительно перечня преступлений экстремистской направленности совершенно правильный. Но нет ли определенной конкуренции норм со ст. 205 ("Террористический акт" - ИА REGNUM)? В принципе это не повод к тому, чтобы отвергать предложенные нормы. Но, чтобы не возникло коллизий (а они будут), надо, чтобы Верховный суд вынес свое постановление, чтобы правоприменитель не запутался". Такое постановление, заметил Александр Торшин, может инициировать Совет Федерации.

Напомним, что указанный законопроект вводит в целый ряд статей Уголовного кодекса (ст. 105 "Убийство", ст. 111 "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью", ст. 112 "Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью", ст. 115 "Умышленное причинение легкого вреда здоровью", ст. 119 "Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью", ст. 213 "Хулиганство", ст. 214 "Вандализм", ст. 244 "Надругательство над телами умерших", ст. 282 прим. 1 "Организация экстремистского сообщества" и другие) новый мотив совершения этих преступлений - политическая, идеологическая, расовая, национальная или религиозная вражда или вражда в отношении какой-либо социальной группе. Преступлениями экстремистской направленности предложено считать те, которые совершены по этому мотиву. Кроме того, он вводится в перечень отягчающих обстоятельств.

При этом ответственность ужесточается только по одной из статей - "Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью". Если эти деяния совершены по мотиву политической или иной ненависти (вражды), срок лишения свободы составит не до 2 лет, а от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности на срок до 3 лет или бессрочно.

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях устанавливают ответственность за "массовое производство, распространение или хранение с целью массового распространения экстремистских материалов", вплоть до ареста на 15 суток для граждан и приостановления деятельности организаций на срок до 90 суток с конфискацией средств производства.

Лицам, попавшим под эту статью, наряду с теми, кто пропагандировал или демонстрировал нацистскую символику, в случае вступления в силу соответствующего постановления суда, запрещается выдвигаться кандидатами на любые выборные должности и принимать участие в голосовании.

Законопроект обязывает СМИ при упоминании организаций, закрытых судом или чья деятельность приостановлена за экстремизм, указывать эти сведения, а сам перечень таких организаций публиковать на сайте Росрегистрации и в СМИ.

В результате корректировки понятия "экстремистская деятельность" из него исчезли такие деяния, как подрыв безопасности Российской Федерации, захват или присвоение властных полномочий, создание незаконных вооруженных формирований, применение насилия в отношении представителя государственной власти либо угроза применения насилия, в том числе, против его близких, а также "посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность".

В то же время, под экстремистскую деятельность попадут воспрепятствование избирательных прав граждан или нарушение тайны голосования, "соединенные с насилием либо угрозой его применения". А клевету в отношении госчиновников, факт которой требуется доказать в суде, предлагается заменить "публичным заведомо ложным обвинением лиц, замещающих государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации".