"Для нас ВЭБ - уже давно Банк развития".

(Время новостей. 02.07.07)

Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин отвечает на вопросы "Времени новостей"

- По числу и масштабам начатых и обсуждаемых инвестпроектов Красноярский край, если не брать столичные регионы, занимает лидирующее место в стране.

Какие из этих проектов вы бы выделили в первую очередь?

- На сегодняшний день в крае реализуются крупные инвестиционные проекты на сумму более 20 млрд. долл. Это освоение Ванкорского нефтегазового месторождения на границе с Таймыром, строительство авиационного хаба на базе аэропорта Красноярска, это также проекты в сфере энергетики, металлургии, лесоперерабатывающего комплекса.

Основной инвестпроект, над которым идет работа в крае, это проект комплексного развития Нижнего Приангарья, предусматривающий создание нового мощного промышленного района на базе его богатейшего ресурсного потенциала. Проект включает достройку Богучанской ГЭС и строительство комплекса крупных энергоемких предприятий, в первую очередь Богучанского алюминиевого завода и Богучанского ЦБК, а также нефте- и газоперерабатывающих и нефтегазохимических предприятий, предприятий металлургии, цементного завода.

- Какова роль в этих проектах государства и какова - бизнеса, каково "соотношение"?

- На первом этапе, до 2010 года, на развитие инфраструктуры в рамках проекта комплексного развития Нижнего Приангарья из инвестиционного фонда выделено 34,4 млрд. руб. Частные инвестиции в строительство первой очереди составят 180 млрд. руб. - это превысит бюджетные вложения в создание инфраструктуры более чем в пять раз. Если оценивать вклад проекта в экономическое развитие Красноярского края, то это до 20% прибавки к ВРП региона и более 10% прибавки к бюджету края.

Вообще, мы на территории края стремимся, чтобы каждый рубль государственных инвестиций генерировал 3 - 7 руб. частных денег в проекты. Эта пропорция, как правило, зависит от уровня инфраструктурного дефицита на той территории, на которой реализуется проект. Чем выше дефицит, чем ниже инфраструктурные заделы, оставленные нам советской властью, тем больше государству придется сегодня инвестировать в развитие дорог, электросетей, мостов и т.д.

- И как инвестор, и как кредитор активное участие в этих проектах принимает ВЭБ. Сейчас он преобразуется в Банк развития: повлияет ли это на сотрудничество, его механизмы и масштабы?

- Мы очень рады тому, что Банк развития создается именно на базе Внешэкономбанка.

Скажу больше: для кого-то, видимо, ВЭБ только сейчас приобретет формальные черты Банка развития, но для края он является таковым де-факто уже в течение нескольких лет. ВЭБ - акционер Корпорации развития Красноярского края, наш главный финансовый консультант, наш инвестор в проектирование и строительство предприятий лесопромышленного комплекса в Нижнем Приангарье.

В связи с изменениями в статусе банка, появлением в его распоряжении нового инструментария, новых возможностей, мы рассчитываем только на расширение сотрудничества, на запуск новых крупных проектов с участием и при поддержке Банка развития. Вообще Красноярский край, как вы знаете, входит в пятерку российских регионов с максимальным потенциалом реализации крупных инвестиционных проектов, это десятки миллиардов долларов инвестиций в индустрию в ближайшие пять - десять лет. Все они без исключения так или иначе могут быть предметом нашего сотрудничества с Банком развития - где-то нужна инфраструктура, где-то не все решено с привлечением стратегического инвестора, где-то нужна помощь в организации финансирования, в проектировании, где-то в реализации проекта не обойтись без гарантий, где-то надо собрать пул финансовых инвесторов. Мы с огромным оптимизмом смотрим на создание Банка развития в России именно как гибкого инструмента для решения инвестиционных задач.

- Как вы оцениваете появление такого государственного института развития вообще и, в частности, с точки зрения развития регионов?

- Развитие инвестиционных инструментов и институтов государственно-частного партнерства (ГЧП), таких, как инвестфонд, Банк развития, Российская венчурная компания, Особые экономические зоны, - это огромный шаг вперед для России как для страны, где государство и бизнес делают общее дело. Это хорошо, и я рад, что наша экономическая политика пришла к этому. Сейчас, например, уже можно оценить первые результаты работы инвестиционного фонда Российской Федерации. Десятки важнейших для развития экономики страны качественных инвестиционных проектов, в том числе региональных, получили реальную возможность быть претворенными в жизнь. Через год после проведения первой инвестиционной комиссии первые одобренные ею проекты уже реализуются. Например, по комплексному развитию Нижнего Приангарья, по строительству железной дороги в Читинской области уже подписаны инвестиционные соглашения, начато финансирование и строительство. На основе решений правительства о выделении средств инвестиционного фонда в строительство Западного скоростного диаметра объявлен международный концессионный конкурс. И каждый рубль госинвестиций, согласно сформированной практике, генерирует от 3 до 6 руб. частных денег.

Но Банк развития, возможно, даже важнее для реальной экономики большинства регионов, чем инвестиционный фонд. Инвестфонд - это инструмент масштабный, его применение каждый раз нацелено на решение проблем в проектах общегосударственной значимости. Когда мы говорим про инвестфонд, мы имеем в виду в основном крупные проекты. Способ же отбора проектов и инструментарий Банка развития значительно тоньше и позволяет уделить внимание более диверсифицированной линейке проектов, вплоть до малого бизнеса, инноватики, стартапов и сектора услуг, чего так не хватает нашей экономике. Главное, чтобы регламенты отбора проектов, стандартизированные направления работы Банка развития были понятны и прозрачны для бизнеса, для регионов, то есть для заявителей.

Чтобы проектная основа, имеющаяся в стране, не прошла мимо Банка развития.

Для экономики страны чрезвычайно важно, чтобы Банк развития с таким капиталом реально заработал по всей ширине заявленных направлений деятельности.

- Сегодня много говорят о так называемом частно-государственном партнерстве, вы его тоже упомянули. Но механизм его до сих пор не очень ясен. В какой мере проекты в Красноярском крае, в том числе осуществляемые совместно крупным бизнесом и Банком развития, могут стать моделью такого партнерства?

- Не соглашусь с вами, что механизмы не ясны. Россия взяла курс на оснащение современным инструментарием государственно-частного партнерства сравнительно недавно, три-четыре года назад. И уже сегодня Россия очень и очень продвинутая юрисдикция с точки зрения развитости инвестиционного инструментария, оснащенности режимами инвестполитики. Посмотрите на имеющуюся линейку ГЧП-возможностей.

У нас есть Особые экономические зоны трех типов, на очереди портовые зоны, у нас есть инвестиционный фонд, у нас есть Венчурная компания, у нас никуда не делись, а стали даже несколько прозрачнее и комфортнее для бизнеса и регионов целевые программы. У нас появился огромный Банк развития. И это только федеральный инструментарий. А есть еще целая палитра инвестиционных инструментов регионального уровня - от льгот по региональным налогам до проектного сопровождения.

Проблема, возможно, в другом - наш бизнес, во многом травмированный историей инвестиционного взаимодействия с государством в последние 15 лет, не до конца знает обо всех новых возможностях привлечения господдержки.

Вы правы в том, что ГЧП-проекты Красноярского края во многом пилотные для федерации. Пилотным было Приангарье как проект инвестфонда, и сейчас комплексные проекты освоения территорий по нашей модели транслируются дальше, в другие регионы, чему мы очень рады. Пилотным является ГЧП-проект по развитию Красноярского хаба. Пилотным было создание с участием Внешэкономбанка Корпорации развития Красноярского края, и сейчас практика создания специализированных компаний по девелопменту территорий и регионов набирает обороты в стране в целом. Собственно, если продолжать разговор о повестке деятельности Банка развития, востребованной с точки зрения регионов, это, конечно, трансляция лучших ГЧП-практик по стране, организация качественного обмена опытом.

- Не считаете ли вы, что с появлением таких крупных институтов развития следует внести коррективы в инвестиционную политику государства? Например, какое место должен занять в этой системе инвестфонд, каким должен быть теперь механизм инвестирования его средств, нужен ли такой фонд вообще?

- Инвестиционная политика любой страны постоянно меняется, если она реально работает. Запускаются новые проекты, появляются новые регламенты, новые инструменты, это живой организм. Вновь появляющиеся новые инструменты дополняют друг друга, а не дублируют.

Возьмите пример Приангарья. Чтобы запустить этот новый промышленный район с инвестициями более 10 млрд. долл., был разработан абсолютно уникальный дизайн инвестиционных инструментов всех уровней. Так, инвестиционный фонд строит автодороги, железные дороги, электросети и мост. За счет Федеральной адресной инвестпрограммы (ФАИП) строится зона затопления Богучанской ГЭС.

За счет уникального совместного проекта РАО ЕЭС и РУСАЛа под названием БЭМО строится Богучанская ГЭС и алюминиевый завод. За счет средств и усилий ВЭБа организовано финансирование проектирования и строительства Богучанского ЦБК, где также возможно создание СП с иностранцами. Так или иначе нам придется привлекать средства края, инвесторов и ФАИП в развитие социальной и коммунальной инфраструктуры в районе. Далее я не исключаю создание в Приангарье Особых экономических зон производственного типа на высокотехнологических стадиях передела, например, для создания современного химпарка на основе переработки нефтегазовых ресурсов Собинской и Юрубчено-Тохомской группы месторождений.

Поэтому я вижу огромное пространство для работы Банка развития, потому что пока инструменты только дополняют друг друга. У нас огромная инвестиционно емкая страна с большим количеством ограничений на инвестиции, и тут может реально помочь Банк развития. Нужно ли что-то перераспределять в связи с появлением Банка развития в уже имеющейся линейке инструментов - время покажет.

- Как эффективнее поступать теперь с другими государственными инвестпрограммами?

- Все они, хочется верить, будут эволюционировать в сторону роста эффективности. Мы как активно развивающийся регион с ростом инвестиций в два-три раза выше, чем в среднем по стране, конечно, выступаем за скорейшее замещение старых инвестиционных инструментов новыми. Мы за то, чтобы развитие доминировало над выравниванием. Но нельзя забывать о том, что у нас в стране далеко не все территории обладают таким потенциалом роста, поэтому социальная функция госинвестиций все равно будет оставаться, она в любой стране присутствует как чрезвычайно важная. Но если мы как страна будем экономически расти столь же быстро, то, безусловно, и государственная инвестиционная политика будет двигаться в сторону инструментов развития, минимизируя постепенно выравнивающие трансферты.

"Фурсенко приехал. Что скажут студенты?".

("Сегодняшняя газета", 30.06.07)

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко снова в Красноярске. В пятницу он провел совещание с руководством Сибирского федерального университета, участники которого обсудили реальное положение дел в вузе и ближайшие перспективы развития. Встреча министра со студентами запланирована на сегодня, 30 июня. Это довольно рискованное мероприятие. Во время прошлого приезда в наш гостеприимный город студенты закидали господина Фурсенко несвежими куриными яйцами.

"Депутаты побили все рекорды".

("Красноярский рабочий", 30.06.07, Петр Васильев)

28 июня депутаты краевого парламента установили абсолютный рекорд, умудрившись рассмотреть за день 65 вопросов, большую часть которых никак нельзя отнести к разряду технических. Накануне парламентских каникул народные избранники поработали на редкость плодотворно, хотя впереди ещё одно заседание сессии, которое намечено на 10 июля.

В минувший четверг сессия, в частности, приняла в первом чтении прогнозный план приватизации краевого имущества на 2007 год. В программу включены два унитарных автотранспортных предприятия, которые будут преобразованы в акционерные общества, несколько типографий и птицефабрика "Заря", которые пойдут "с молотка" на открытом аукционе, и другие объекты. При этом в списке недвижимости, которую предполагается продать посредством публичного предложения, три нежилых здания, относящиеся к памятникам истории и культуры.

Также в первом чтении приняты законопроекты о межбюджетных отношениях в крае, об условиях предоставления отсрочки или рассрочки по уплате региональных налогов, об изменениях в законы о господдержке инвестиционной деятельности, о предоставлении субсидий на компенсацию расходов организациям автомобильного пассажирского транспорта, о краевой целевой программе по переселению жителей Игарки. После продолжительной дискуссии был откорректирован Закон края "Об административных правонарушениях". Речь идёт об установлении адмответственности за нецелевое использование бюджетных денег и средств государственных внебюджетных фондов.

Во втором чтении принят законопроект "О референдумах в Красноярском крае", два десятка поправок к которому было рассмотрено на заседании профильного комитета. В документе прописан порядок подготовки и проведения краевого и местных референдумов. Кроме того, сессия исключила посёлок Кедровый из числа закрытых административно-территориальных образований и наделила его статусом городского округа.

Внесены изменения в закон о пожарной безопасности в крае. Урегулированы создание и дислокация подразделений государственной противопожарной службы края, муниципальной и добровольной пожарной охраны. Определён перечень конкретных субъектов профилактики, что должно повысить ответственность.

Претерпела изменения и целевая программа "Физическая культура и спорт в Красноярском крае в 2005-2007 годах". Бюджетные расходы в этом году увеличены на 57,7 миллиона рублей. Деньги пойдут на приобретение трёх искусственных футбольных полей для муниципальных образований, на устройство основания и освещения искусственного поля, на ежемесячные социальные выплаты игрокам, спортсменам-инструкторам, тренерско-преподавательскому составу, врачам и массажистам. Большое место в повестке заняли федеральные законопроекты, законодательные инициативы и обращения. В частности, краевой парламент обратился к председателю правительства Михаилу Фрадкову по поводу увеличения в РФ размера базовой части трудовой пенсии по старости. Поддержано намерение госсовета Удмуртии усилить в России административную ответственность за предпринимательскую деятельность без госрегистрации или спецразрешения и за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов.

Под занавес депутаты объявили конкурс на самое благоустроенное муниципальное образование края. Учреждено несколько номинаций в зависимости от статуса МО и числа жителей. Совету администрации рекомендовано предусмотреть в проекте краевого бюджета на 2008 год не менее ста миллионов рублей на благоустройство муниципальных образований. Эти средства будут распределены среди победителей конкурса.

Помимо всего прочего сессия утвердила отчёты об исполнении краевого бюджета, окружных бюджетов Таймыра и Эвенкии за 2006 год. Подробный материал о прошедших 27 июня публичных слушаниях, посвящённых этой теме, читайте на страницах 4-5.

"Заставь депутата молиться...".

("Сегодняшняя газета", 30.06.07)

В Красноярске собираются построить храм-памятник "Освоение Сибири". Как считают депутаты краевого парламента, он должен сочетать в себе православный храм и музей освоения Сибири. Депутат Заксобрания Алексей Клешко отметил, что в Красноярском крае нет кафедрального собора, который отвечал бы этому статусу, а существовавшие в краевом центре двух больших православных храмов, которые могли бы претендовать на эту роль, разрушены по инициативе государства. "Строительство храма-памятника "Освоение Сибири" станет символом восстановления исторической справедливости", - считает Клешко.

В постановлении Заксобрания рекомендовано органам местного самоуправления Красноярска и совету администрации края уже в этом году определить место, где будет возведен храм, при этом вокруг него должна быть предусмотрена рекреационная зона. Совету администрации края предлагается профинансировать из краевого бюджета благоустроительные и проектные работы, а также строительство мемориальной части здания. Работы должны вестись за счет спонсорских средств. По мнению председателя Законодательного Собрания Александра Усса, "в крае достаточно финансово-промышленных групп, способных выделить средства на эти цели".

Всё это, конечно, замечательно, если бы не одно но... Восстановить историческую справедливость предлагают за счет сноса Центрального парка. Так, говоря о новом храме, спикер Александр Усс заявил, что наилучшим местом для него могла бы стать территория парка, вернее, "окончание аллеи". Эта территория еще хороша и тем, что уже давно облагорожена и находится рядом с тем местом, где был прежний кафедральный собор. "Таким образом, собор будет виден и с моста, и с противоположного берега Енисея. То есть храм станет "сердцем" Красноярска. А что касается качелей, каруселей и тем более бильярда - для них можно найти другое место", - заявил Усс.

Найти, оно, конечно можно, только кто, за чей счет и когда построит новый парк? Или в Красноярске так много зон отдыха, что одну можно снести без сожаления? И почему для того, чтобы построить что-нибудь нужное, необходимо сломать другое нужное? Менталитет...

"Бобров - у руля города".

("Красноярский рабочий", 30.06.07)

Новый первый заместитель главы Красноярска Виталий Бобров приступает к выполнению своих обязанностей уже в понедельник, 2 июля.

Распоряжение о его приёме на работу уже подписано. Причём, прямо с первого же дня Виталий Павлович будет исполнять обязанности непосредственно главы города, потому что Пётр Пимашков именно 2 июля уезжает в командировку. Период исполнения обязанностей будет, возможно, весьма продолжительным - сразу после командировки мэр собирается в отпуск. "Из огня да в полымя" - говорили славяне, когда попадали в ситуацию, схожую с положением нового первого заместителя главы Красноярска. По неофициальной информации, бывший генеральный директор Заполярного филиала "Норильского никеля" и недавний заместитель губернатора фактически приступил к обязанностям муниципального служащего ещё вчера, в пятницу. Некоторые депутаты горсовета на сессии слегка возмутились в связи с тем, что с ними никто не посоветовался. Однако сам Пётр Иванович сохраняет спокойствие. "Бобров будет отвечать в основном за инвестиции, которые идут в город. Инвестиции на сегодняшний день очень большие. И, может быть, впервые в истории Красноярска мы такие инвестиции получаем из края, из федерального центра", - сказал мэр, отметив, что отправляется в Москву на правительственное совещание, результатом которого станет выделение городу более 700 миллионов рублей на строительство дорог.

Глава города подтвердил, что решение о назначении Боброва принято им лично. "Это моё решение, и я за это несу ответственность. Конечно, оно согласовано и с губернатором Красноярского края". Кандидатура эта выбрана не случайно: "Краевую администрацию мы неплохо укрепили. Ключевые посты там занимают, как правило, выходцы из администрации Красноярска. Так что мы забрали, на мой взгляд, достойную кандидатуру. Виталий Павлович будет курировать работу основных промышленных предприятий, поскольку они у нас остались без внимания, а также всё, что касается развития предпринимательства, и ещё ряд серьёзных проектов". Сам Виталий Бобров новое назначение не комментирует.

"Конец игре".

("Красноярский рабочий", 30.06.07)

С завтрашнего дня, с 1 июля, вступает в силу Закон Красноярского края от 14.02.2007 N 21-5801 "О запрете деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Красноярского края".

Красноярские власти полны решимости довести начатое под давлением общественности дело до конца - и избавить регион от игрового дурмана. Представители игрового бизнеса, наоборот, надеются на чудо или на то, что у власти не хватит сил справиться с ними. Ну а красноярцы наблюдают со стороны, чем же закончится эта битва. Тем не менее кое-какие приготовления уже идут. Например, администрацией Кировского района Красноярска уже разработан план проведения мероприятий по проверке деятельности игорного бизнеса на территории района. Его подписали глава администрации Виктор Лабунец и начальник управления внутренних дел района Владимир Процко. В соответствии с этим планом намечены совместные рейды по контролю за сворачиванием игровой деятельности.