Законопроект о развитии автомобильных дорог в России Государственная дума РФ приняла в первом чтении 29 июня. Как передает корреспондент ИА REGNUM, впервые в документе федерального значения описывается возможность развития платных автодорог.

Бесплатно по платным дорогам могут ездить маршрутные автобусы (кроме выполняющих междугородные и международные перевозки - ИА REGNUM), транспорт со спецсигналами - пожарная охрана, милиция, "скорая помощь", аварийно-спасательные службы, Военная автомобильная инспекция. Бесплатно осуществляется перевозка почтовых отправлений и денежных средств организациями Федеральной почтовой связи, их работниками, сопровождающими почтовые отправления и денежные средства.

В законопроекте также сказано, что "собственник платной автомобильной дороги вправе дополнительно устанавливать виды пользователей платной автомобильной дороги, категории транспортных средств, наделенных правом бесплатного или льготного проезда по платной автомобильной дороге, находящейся в его собственности".

По мнению одного из авторов законопроекта, председателя комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартина Шаккума, платные дороги могут находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности. В решении об эксплуатации автомобильной дороги на платной основе должно быть точно написано, как долго будут брать деньги за проезд, а также приведен перечень альтернативных бесплатных дорог, которыми можно воспользоваться. При этом в законопроекте отсутствуют требования к характеристикам, которым должны отвечать альтернативные бесплатные проезды, что может отразиться на их качестве. Проект закона устанавливает также общие принципы классификации автомобильных дорог и определяет их правовой режим независимо от формы собственности (федеральная, муниципальная, собственность граждан или юридических лиц).

Кроме того, документ закладывает основы для создания новой системы взаимоотношений органов власти и субъектов хозяйственной деятельности в области дорожного хозяйства, отвечающей экономическим потребностям страны.

"Действующее законодательство по автомобильным дорогам я могу назвать ямочным законодательством, когда фактически выкладываются какие-то куски. Этот законопроект перекрывает все вопросы, связанные с развитием дорог. Это базовый объемный законопроект", - заявил председатель Государственной думы РФ Борис Грызлов.

"Нет ни этических, ни нравственных оснований на введение платных дорог", - заявил депутат Госдумы, председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин ("Справедливая Россия - Родина"). По словам Похмелкина, Россия не готова к введению платных дорог, автомобилисты тратят суммы, исчисляющиеся триллионами рублей, из них на финансирование дорог идет 9%. По словам Похмелкина, итогом принятия законопроекта может стать появление большого количества плохих платных дорог. Как отметил депутат, пока более 34 тыс. населенных пунктов не имеют доступа к имеющимся дорогам общего пользования, вводить платные дороги безнравственно. "Наши налогоплательщики уде давно оплатили те дороги, которые предстоит построить", - заявил Похмелкин.

Законопроект поддержан в первом чтении 346 депутатами.