Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 29 июня 2007

Красноярск, 29 июня 2007, 14:02 — REGNUM  

"Плох тот губернатор...".

(Вечерняя Москва. 28.06.07. Михаил Щипанов)

КТО ИЗ ГУБЕРНСКИХ ВЛАСТИТЕЛЕЙ МОГ БЫ СТАРТОВАТЬ В ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ГОНКЕ? Говоря о возможности увеличения срока президентства в России с четырех до пяти-семи лет, Владимир Путин озадачил многих своим объяснением этой инициативы: дескать, во главе государства может оказаться и политик, не имеющий федерального опыта, а потому ему тем более будет необходимо время, чтобы освоиться на самом верху. К политикам, "федерального опыта не имеющим", наблюдатели отнесли в первую очередь губернаторов и президентских полпредов.

Будут ли российские Клинтоны? Наша демократия действительно молода, а потому и историческими традициями, и прецедентами особенно не обременена. Это по ту сторону Атлантики никому не известный губернатор крохотного штата, начавший свою избирательную кампанию в семейном автобусе, стал президентом США, пробыв в Белом доме восемь лет кряду. Имя его, кто забыл, Билл Клинтон. У нас был только один переломный момент, когда заговорили о возможном пришествии губернатора в наш Белый дом (Дом правительства). Было это весной 1998 года, когда вечно непредсказуемый Борис Ельцин решил отправить в отставку с поста премьера набравшего чересчур большое влияние Виктора Черномырдина. Помню тогда, стоя у входа в Кремль с группой журналистов, срочно собранных на брифинг, я вместе с коллегами гадал на кофейной гуще по поводу имени нового правительственного начальника. И почти сразу на коллективный ум приходили разрекламированные прессой губернаторы - Аяцков, Титов, Россель. Политзвезды той ушедшей эпохи. Тогда еще, до закрутившегося вскоре премьерского вальса, других известных и лояльных Кремлю политиков просто не было. Но в большой кабинет в Белом доме на краткий срок был поселен Сергей Кириенко, а для губернаторов в качестве утешительного приза были придуманы некие приставные места в зале заседаний правительства - было обещано привлекать глав ряда регионов к заседаниям кабинета министров на постоянной основе. Но идея вскоре умерла, так толком и не воплотившись. Да, в состав самого правительства в разное время были включены из губернских Аман Тулеев да Борис Немцов. Приглашали и других, но те вежливо отказались: кресло губернатора на тот момент было куда устойчивее министерского.

В начале 2000-го на свет родился Госсовет, куда вошли все губернаторы и президенты автономий, и хотя много было разговоров о неконституционности этого органа, он позволил по некоторым вопросам сократить расстояние между Кремлем и местными властями. И вот теперь, хоть и в теории, но замаячили перспективы на американский манер избрать в Кремль "человека немосковского", работавшего далеко от Садового кольца и даже МКАД. Нечего сказать, Владимир Путин в своем стиле снова всех заинтриговал. Так кто же мог бы стартовать в президентской гонке из губернских властителей? Да, есть такие люди, и вы их прекрасно знаете.

Валентина МАТВИЕНКО, губернатор Санкт-Петербурга

У питерской гранд-дамы уже есть федеральный опыт. В нескольких правительствах она занимала пост вице-премьера, курировавшего социальные вопросы. Те самые социальные вопросы, что нынче материализовались в форме всем известных национальных проектов. Сейчас в активе губернаторши не только экономический рост града Петра, во многом стимулируемый из Центра. Матвиенко символизирует российское проявление такой общемировой тенденции, как феминизация современной большой политики. Утверждают, что на ситуационных играх в Кремле прорабатывалась возможность выдвижения в кандидаты в президенты именно женщины-политика.

Равно как инсайдеры распространяли информацию о том, что сама Валентина Ивановна давала ясный сигнал Кремлю, что хотела бы вернуться на работу на федеральный уровень. Кто-то даже видел в ней потенциального премьера как минимум на переходный период. Или "технического президента", который через четыре года или даже раньше мог бы уступить место вновь Путину. Но, думаю, все спекуляции вокруг перспективы местоблюстителя в Кремле, который позволил бы Владимиру Владимировичу вскоре вернуться назад, не нарушая Конституции, себя изжили.

Не так давно желтая пресса поведала, что Матвиенко строит дом в Подмосковье, что должно, видимо, служить дополнительным свидетельством ее намерения мигрировать в сторону столицы. Сын Валентины Ивановны, вокруг которого ходит немало не слишком лестных слухов, наступил на горло собственной бизнес-песне и вышел из состава общества, занимающегося возведением элитного коттеджного поселка в соседней Эстонии. После событий с переносом памятника нашим воинам в Таллине Семье надо было отмыться от связей с фашиствующими властями соседей.

А недавний тяжелый разговор Матвиенко с капитанами питерских массмедиа, в ходе которого градоначальница не скрывала своего разочарования освещением прессой информации о якобы готовившемся на нее покушении, лишний раз показал, что дама-губернатор прилагает сейчас максимум усилий для укрепления собственной респектабельной репутации. Можно ли считать в таком контексте Матвиенко реальным кандидатом из среды губернаторов, благословленным Кремлем? На сто процентов, конечно, нет.

Но ведь ситуация в нашей стране иногда развивается стремительно и крайне непредсказуемо. В целом к безусловным достоинствам Матвиенко можно отнести ее своеобразный шарм, контактность, завидную энергетику, разнообразный опыт работы, включая и дипломатический.

Александр ХЛОПОНИН, глава Красноярского края

Сама должность автоматически выводит местного губернатора в общенациональные фигуры. Шутка ли! Он управляет чуть ли не шестой частью современной России, территорией, протянувшейся от Транссиба до Северного Ледовитого океана, лежащей сразу в нескольких природно-климатических зонах. Краем, остающимся одним из доноров нашего бюджета. Но интереснее другое - Хлопонин принадлежит к классической по мировым меркам категории политиков, пришедших во власть из крупного бизнеса. За его плечами специальное образование и удачная карьера финансиста, руководство общероссийской курицей, несущей золотые яйца, - "Норникелем" и Таймырским округом.

Наконец, лидерство в Красноярском крае, причем в тот переломный момент, когда он перестает иметь вид политической матрешки, -входившие в его состав автономные округа в административном смысле полностью становятся частью этой гигантской территориальной единицы. Так что Хлопонин еще и поучаствовал в процессе сокращения субъектов Федерации.

Сильные стороны Хлопонина: опыт в разнообразных сферах управления, качественное образование, наконец, участие в перспективном планировании в масштабах всей страны. Именно Александру Геннадиевичу принадлежит ряд программных статей, посвященных стратегии развития России в целом. В частности, он развивает в них модные ныне концепции стимулирования точек общенационального роста, когда значительные средства закачиваются в те отрасли и регионы, прогресс в которых может дать отдачу в ближайшее время. Слабости его кандидатуры: принадлежность к так называемым олигархическим кругам, нескрываемое солидное состояние. Кроме того, в среде самой финансово-промышленной олигархии Хлопонин привязан к группировке Потанина-Прохорова. Достаточно напомнить, что на красноярских выборах ему противостоял кандидат от "Русского алюминия". А значит, для финансовых элит он не является полностью компромиссной фигурой. Александр ТКАЧЕВ, губернатор Краснодарского края

Для карьеры Александра Ткачева было бы идеально, чтобы борьба подконтрольного ему города Сочи за право проведения зимней Олимпиады продолжалась до следующей весны. Уж очень эта глобальная пиар-кампания сливается с продвижением личного имиджа самого губернатора. Что, в принципе, неудивительно. Сам процесс нон-стоп-презентаций немало способствовал раскрутке южного управленца.

Правда, Сочи - летняя столица России -позволяет Ткачеву и так поддерживать постоянный сезонный контакт с первыми лицами страны, по рангу обязанными отдыхать на Родине. А значит, он постоянно попадает в выпуски новостей. В конце концов, именно курортные пристрастия советских лидеров обеспечили карьерный взлет для Михаила Горбачева, зорко следившего за потреблением вождями минеральных вод.

В этом, курортном, смысле Ткачев имеет естественное преимущество перед своими коллегами, которые лишь время от времени получают приглашение встретиться с президентом в "Бочаровом ручье". Плюс в активе у губернатора продуманный политический вираж, когда он, протеже своего предшественника "батьки Кондратенко", известного своими крайними взглядами, сумел вывести Краснодарский край из состава "красного пояса", что было непросто, учитывая царящие на юге консервативные настроения. Наконец, Ткачев, лидер аграрного края, достаточно энергично проявил себя в юридически запутанной истории с регулированием земельных отношений в стране, отстояв местное право воспрепятствовать широкой купле-продаже сельскохозяйственных угодьев. Достоинства кандидата Ткачева: опыт ведения национальной политики на сложном российском юге, энергичность, проявленная жесткость в отстаивании российских внешних интересов (история с Керченским проливом), отработанные контакты с первыми государственными лицами.

Слабости: неудача в олимпийской гонке Сочи рикошетом ударит и по его репутации (ему еще и припомнят огромные деньги, вкачанные авансом в город), в силу своей политической географии Ткачев далек от проблем ВПК и комплекса, связанного с передовыми технологиями.

Вкратце мы представили потенциал трех наиболее перспективных местных руководителей из числа тех, что, видимо, не отказались бы выйти на высокий федеральный уровень. В конце концов, следующий президентский цикл, будем надеяться, не последний.

"От желтого дождя зонтик не спасет".

(Правда КПРФ. 29.06.07. Александр Козырев)

Красноярские экологи наградили собственника Красноярского алюминиевого завода Олега Дерипаску медалью "За победу над Природой".

ПРЕДПРИЯТИЕ В ПОГОНЕ за сверхприбылями постоянно наращивает производство крылатого металла, не утруждая себя при этом модернизацией газоочистительного оборудования. Красноярское отделение общественного комитета экологического движения считает такие действия недопустимыми. Экологи требуют перейти на работу электролизеров по новой технологии: на обожженных анодах. Но это еще не все. Комитет обратился к прокурору Красноярского края с просьбой привлечь Дерипаску к уголовной ответственности. Это не перебор.

Статья 42 Конституции РФ гарантирует право на благоприятную экологическую обстановку. Есть также нормы, предусматривающие ответственность должностных лиц, скрывающих факты и обстоятельства, создающие угрозу жизни и здоровью людей. "Наградные документы" направлены президенту Владимиру Путину, председателю Госдумы Борису Грызлову, Генеральному прокурору России Юрию Чайке, губернатору Александру Хлопонину, международным экологическим организациям. Но у олигарха, похоже, есть некая охранная грамота. Может, дело в опусе Дерипаски под названием "Стратегия России в XXI веке", который увидел свет аккурат под первую инаугурацию ВВП? Там есть и такие верноподданнические строки: "Только Путин, как вероятный моральный лидер реформ, имеет шанс на успех, прорыв, место в истории. Я бы назвал это миссией Путина. В этом, как мне кажется, простая загадка (и отгадка) так называемой русской идеи"...

Что ж, награда нашла своего героя. Государственного статуса у нее нет. Но и петровская медаль "За пьянство" такового не имела, а о ней вспоминают и сегодня.... Может, кому-то покажется банальной ссылка на известный вывод Маркса, но лучшей иллюстрации к развитию капитализма в современной России нет: когда речь идет о сверхприбылях, нет преступления, на которое капитал не пойдет, чтобы эти прибыли получить.

Сегодня Красноярский алюминиевый завод - главный загрязнитель атмосферы краевого центра и его окрестностей. Проблему сполна решали бы упомянутая выше технология работы на электролизерах с обожженными анодами. Но на нее переведены только два корпуса из 24. В результате фтористые соединения отравляют атмосферу, и масштабы этого преступления растут. В 2004 году вместо разрешенных 56 тысяч тонн в атмосферу было выброшено более 91 тысячи.

Чуть меньше - в 2005-м. Но это лишь официальные данные, так как независимой экспертизы нет. Олигарх каким-то странным образом получил право в два раза увеличить норму вредных выбросов в атмосферу. Надо сказать: завод - под колпаком у природоохранной прокуратуры края. Но толку мало: получая предписания, алюминщики делают вид, что исправят положение. Но им выгоднее заплатить штраф, чем остановить производство.

Суд Советского района, на территории которого находится предприятие, даже получил иск о прекращении анодного и электролизного производств до реконструкции газоочистительного оборудования. Но... Капиталист пожинает прибыль, а красноярцы - болезни и смерть. На тысячу жителей приходится более 350 человек, страдающих болезнями органов дыхания. Каждый шестой знает, что такое заболевания костно-мышечной системы, каждый четвертый - системы кровообращения. Смертность в крае опережает рождаемость: 15, 6 против 10, 8 на тысячу человек в год. КрАЗ стал не только мировым лидером производства алюминия, выдавая до миллиона тонн металла в год. Предприятие идет впереди планеты всей и по выбросу отравы в атмосферу.

Роза ветров в Красноярске такова, что, к счастью, не всю эту гадость несет на город. А вот деревням Атаманово и Коркино не повезло. В Коркине теперь никто не живет: население вывезли. Когда после дождя в Красноярске высыхают лужи, на асфальте остается слой желтого порошка. Кто-то придумал вроде бы убедительное, устраивающее алюминщиков объяснение: это, мол, пыльца хвойных деревьев, которую приносят ветер и дождь. Но почему-то желтые дожди идут не только в пору цветения сосны, ели, пихты, а круглый год... Вообще-то, предприятия Красноярска ежегодно выбрасывают в атмосферу свыше 200 тонн всяческой гадости. Треть из них падает на долю Красноярского алюминиевого завода. Самое ядовитое в кразовском выбросе - соединения фтора. Этот элемент в тысячу раз ядовитее серной кислоты. Он губит иммунную и кровеносную системы, от его воздействия кости становятся хрупкими и ломкими. И если в краевом центре так, то можно представить, каково в микрорайонах Солнечный и Северный, деревнях Песчанка и Кубеково, которые прилегают к владениям Дерипаски...

Ядовитое дыхание завода все больше ощущается в чуде природы - Красноярском заповеднике "Столбы". Ученые с тревогой фиксируют: загублены лишайники, непонятно чем стали болеть пихты и сосны.

Непоправимый вред завод нанес сельскому хозяйству. Только в районе бывшего пригородного совхоза "Солонцы" загрязнено более 13 тысяч гектаров пашни.

Часть из них утрачена безвозвратно. Специалисты говорят, что на восстановление загубленных алюминиевым производством угодий потребуется столько средств, сколько стоит само владение Дерипаски. Собственники земель в судебные тяжбы ввязываться не собираются из-за полной бесперспективности выиграть дело. Мало радости приносят сообщения о наращивании мощностей Саянского алюминиевого завода, которым тоже владеет Дерипаска. Что олигарху радость - простому люду горе. Южные районы Красноярья всегда считались экологическим раем. Минусинский и Шушенский районы с гордостью называли сибирской Швейцарией. Теперь и здесь появляются проблемы с экологией.

"Десять пней и девять миллиардов".

("Красноярский рабочий", 29.06.07, Эрих Пырх)

Вчера на первом заседании II сессии ЗС депутаты утвердили корректировку краевого бюджета на 2007 год, согласовали кандидатуру очередного прокурора края и рассмотрели ещё шесть десятков вопросов.

Открывая заседание с необъятной повесткой, Александр Усс отметил, что на сессии в последний раз в качестве официального лица присутствует Лев Кузнецов. Спикер поблагодарил бывшего первого заместителя губернатора за работу на благо края, сказав, что тот "отличался бойцовским характером, исключительной преданностью своей команде, глубокими знаниями и профессионализмом". Усс вручил Кузнецову пышный букет цветов, благодарственное письмо ЗС и ценный подарок в виде картины. "А что за интересная работа в Москве? Кого ни спрошу, никто не знает!" - этот вопрос, который Юрий Абакумов выкрикнул с места, повис в воздухе. В кратком ответном слове Лев Владимирович лишь сообщил, что пока не покидает край и будет советником губернатора. Позже депутаты без проблем согласовали кандидатуру Александра Новака, ставшего его преемником на посту первого зама Хлопонина.

Без особых проволочек прошло и другое согласование - Юрия Баранова на должность прокурора края. Вся карьера Юрия Алексеевича неразрывно связана с Липецкой областью, где он в 1980-м начинал шофёром совхоза, а в нынешнем году назначен заместителем прокурора области. Депутаты ничего не имели против предложенной кандидатуры, которую лаконично представил начальник управления кадров генпрокуратуры Игорь Киселёв. Однако Владислава Юрчика интересовало, почему в крае столь часто сменяются главные блюстители законности. Сергей Цуканов обратил внимание на то, что иные районные прокуроры, напротив, засиживаются на своих местах и за 10-15 лет накрепко срастаются с властными и прочими структурами.

На это Киселёв, сам девять раз перемещавшийся по служебной лестнице, ответил, что ротация кадров в регионах - это прерогатива генпрокурора, ему, дескать, виднее. Что же касается местных начальников, то действительно стоит оценить, не слишком ли долго некоторые из них занимают свои кресла. Народные избранники порекомендовали прокуратуре более внимательно относиться к обращениям граждан, не втягиваться в политическую борьбу и не преследовать СМИ за критические выступления, после чего единодушно согласовали кандидатуру Баранова.

Эмоциональная дискуссия развернулась вокруг законопроекта "О порядке заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд". Документ, внесённый в качестве срочного, регламентирует пользование едва ли не всеми дарами природы, прежде безлимитно доступными для жителей края. В частности, подробно расписан порядок заготовки берёзового сока, которого можно даром нацедить не больше десяти литров на одного человека. Вот некоторые другие предельные нормативы: белые грибы и рыжики - 20 килограммов, ягоды с кустарников - 30, орехи - 20, черемша и папоротник - по 15, лекарственные растения -10 кило. Разработчики подсчитали, что семья из трёх человек может собрать за сезон свыше тонны различных пищевых лесных ресурсов. Для коренных народов Севера в местах их традиционного проживания лимиты не установлены. Валерий Сергиенко и Валентина Бибикова не могли взять в толк, кто и как будет отслеживать, сколько и чего собрал тот или иной человек в тайге. Оказывается, контроль возложен на инспекторов, которых ничтожно мало по сравнению с количеством пней с опятами и берёз с соком. Смысл закона в том, чтобы отграничить сбор даров леса людьми для себя от промышленной заготовки. В последнем случае нужно арендовать лесной участок и платить за масштабное выкачивание ресурсов. "Но что плохого в промышленной заготовке?! Тайга всегда кормила сибиряков. Пусть и за пределы края грибы с ягодами вывозят", - не унималась Бибикова. Тогда ей разъяснили особенности промзаготовки в лесах края - это когда китайцы и иже с ними трейлерами вывозят лисички или подчистую срезают орляк. Всеволод Севастьянов резюмировал: "Этот закон защищает право гражданина прийти в лес и набрать грибов". Напомним: в пределах установленных нормативов.

В итоге спорный законопроект был принят, как и другой, очень похожий, - "О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд". Теперь в год каждому из нас разрешено, к примеру, безвозмездно припасать максимум десять пней, двадцать кило бересты, полцентнера еловых, сосновых и пихтовых лап, столько же хвороста и только одну ель для новогодних праздников.

Небольшого обсуждения потребовал ещё один законопроект из того же блока - "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений". По словам руководителя отраслевого департамента Андрея Гнездилова, таких договоров уже поступило около 5,7 тысячи, подписано 1230, а всего ожидается свыше 50 тысяч. Соответствующие полномочия делегированы 88 лесхозам края, их будут контролировать уполномоченные органы. Депутаты указали на то, что в лесах края порой творится настоящий беспредел. Гнездилов отреагировал быстро: "В понедельник один руководитель лесхоза будет уволен". Александр Усс предложил коллегам осенью предметно разобраться в ситуации с незаконными порубками леса.

Законопроект о корректировке краевого бюджета в первом чтении сессия приняла единогласно, выслушав лапидарную речь Александра Новака. Из-за поступления федеральных средств и запредельной цены на никель доходы увеличиваются на 9,6 миллиарда рублей. При этом расходы возрастают на 9,55 миллиарда, а дефицит уменьшается всего на полсотни миллионов рублей. Свыше трёх миллиардов пойдёт на возведение объектов Богучанской ГЭС, 588,4 миллиона - на строительство Красноярского метрополитена, 1,3 миллиарда - на финансирование целевой программы "Дороги Красноярья", 260,6 миллиона будет вложено в сельхозпроизводство. В краевую адресную инвестиционную программу включено 35 новых объектов с объёмом финансирования 376,1 миллиона рублей.

Депутаты предложили множество поправок - всего на триста миллионов. Как обычно, речь идёт о дополнительных вливаниях в социальную сферу. Например, Сергей Натаров ратовал за приобретение для краевой клинической больницы аппаратов для гемодиализа (10 миллионов рублей), приобретение медицинского и технологического оборудования для краевой офтальмологической детской больницы (15,2 миллиона), капитальный ремонт Сосновоборской центральной городской больницы (36 миллионов). Вчера после обеда сессия обсудила поправки и утвердила корректировку бюджета во втором чтении.

"Это наши ямы, это наши дороги".

("Красноярский рабочий", 29.06.07, Нина Селина)

По словам спикера краевого парламента Александра Усса, "нам досталось с советских времён очень неплохое наследство - развитая дорожная сеть, опытные кадры, традиции, но в то же время надо самокритично признать, что сейчас наши гости, проезжая по краю, начинают нас сравнивать с Хакасией, Кемеровской областью, и где-то мы начинаем проигрывать".

Это фрагмент из интервью, записанного в двух шагах от федеральной дороги "Енисей", а точнее, в кемпинге "Ямская" на 248-м километре оживлённой трассы, где и проходило выездное совещание на тему "Перспективы развития дорожного хозяйства Красноярского края до 2010 года" с участием депутатов краевого парламента и представителей регионального управления автомобильных дорог. И хотя добирались сюда участники заседания на комфортабельном автобусе, успели заметить, что состояние федеральной дороги, которой по статусу положено быть лучшей, далеко от этого определения. Однако деление автомобильных артерий на "своих" и "чужих" уместно только по источникам финансирования. Депутатская реплика "это наши ямы, это наши дороги" хотя и напоминала недавние предвыборные тексты, но прозвучала во время обсуждения дорожных проблем вполне искренне и даже патриотично. Другой слуга народа по ходу следования успел заметить, на каких именно участках дорожное полотно предельно изношено. И всё-таки считать ямки и выбоины должны те, кто обслуживает трассу, а от народных избранников ждут стратегических решений, в том числе и по развитию дорожной отрасли. Сейчас на содержание одного километра территориальных автотрасс выделяется в соответствии с программой "Дороги Красноярья" 60 тысяч рублей в год, а надо, с учётом нынешнего состояния дорог, в два раза больше. В результате более трёх с половиной тысяч километров автодорог имеют технико-экономические характеристики, не отвечающие нормативным требованиям. Руководитель КГУ "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю" Сергей Зяблов напомнил депутатам о том, что в 2001 году было приведено в порядок свыше тысячи километров дорог. Цена вопроса - полтора миллиарда рублей. Сегодня на эти же деньги можно отремонтировать в два раза меньший объём, чем шесть лет назад. Один из выходов в нынешней ситуации - применение новых технологий. И они были продемонстрированы в этой поездке. На 134-м километре трассы депутатский десант, экипированный в ярко-оранжевые безрукавки, ждало знакомство с современной дорожной техникой - чтобы показать, как эффективно можно работать, имея на вооружении умные машины. В одном ряду стояли асфальтобетонный мини-завод, произведённый в Санкт-Петербурге, заливщик швов родом из Кемерово и белорусская "Фреза", такая компактная машина для ямочного ремонта (её бы пустить в красноярские дворы, где этих ямок не счесть!), целый комплекс техники для оздоровления дорожного полотна, состоящий из нескольких машин, которые на глазах у гостей быстро и непыльно уложили новое полотно. Всё это транспортное хозяйство не выставочные экспонаты, а рабочая техника Балахтинского ДРСУ, имеющего репутацию передового коллектива. Передовикам, конечно, "зелёную улицу", а в целом таким парком похвалиться могут не многие. Техники катастрофически не хватает, особенно такой "продвинутой". Вот и надо думать, как сделать её доступной для других предприятий. Ещё у одного участника импровизированной выставки - красноярской фирмы "Бриз-2001" несколько другие заботы. Здесь, используя новые технологии, в том числе и авторские, производят вполне конкурентную продукцию - дорожные знаки и светофоры, а потому заинтересованы в расширении рынка сбыта. "Бриз-2001", - не без гордости говорил руководитель Александр Гич, - единственное в России предприятие, которое имеет патент на изготовление дорожных знаков. Кроме того, мы занимаем первое место среди аналогичных предприятий Сибирского федерального округа по объёмам и качеству обустройства дорог". "Бризовцы" также занимаются дорожной разметкой, точнее, делает это под руководством человека специализированная машина. Она была выставлена тут же, как и знаки, отливающие фантастическим светом. Не заметить их в пути сможет только незрячий. Увиденное подтверждало, что жизнь не стоит на месте, дорожное хозяйство, несмотря на скудное финансирование и растущие цены, всё-таки обновляется, но пока слишком медленно. Автомобильные артерии, проложенные в застойные 70-80-е, разрушаются куда быстрее!

Протяжённость краевых дорог до объединения с Таймыром и Эвенкией составляла более 12 тысяч километром, теперь - около 20 тысяч километров, федерального подчинения - более тысячи километров, при этом именно на федеральные трассы приходится основная автомобильная нагрузка, чего не скажешь о другой "нагрузке" - финансовой. Главная проблема, по мнению спикера краевого парламента Александра Усса, "в недостаточной работе с Федерацией в части управления и получения нужного количества финансирования". В качестве примера он напомнил об участке дороги в сторону Ачинска, сделанной за федеральные деньги. Отличное полотно, можно сказать, мирового класса, но строительство остановилось на полпути из-за отсутствия денег. Как звучало во многих репликах участников совещания, территориальные дороги при всех их недостатках сейчас выглядят лучше, чем те, которыми управляет Москва.

Другая проблема, на которую просили обратить внимание депутатов, это проведение тендеров на дорожные работы. Пользуясь несовершенством законодательства, зачастую их выигрывают не только не самые лучшие фирмы, а фирмы, даже не имеющие собственной производственной базы. Тем не менее они на равных с другими предприятиями участвуют в тендерах, демпингуя на ценах, а затем тех же самых дорожников "напрягают" на субподряд.

"Жизнь наша превратилась в систему ямочных ремонтов - ямка, латка, лоскуток", - заметил депутат Олег Пащенко. Недофинансирование отрасли на протяжении последних шести лет разрушительно для дорог и в прямом, и в переносном смысле. Чтобы не допустить коллапса, нужно ежегодно ремонтировать не менее тысячи километров дорожного полотна. Но на средства, заложенные в краевой программе "Дороги Красноярья", такой объём не осилить. Давно нуждаются в пересмотре нормативы. Как было замечено на совещании, сегодняшние нормативы - это "слёзы". Руководитель управления автомобильных дорог по краю Сергей Зяблов, судя по всему, не в первый раз возвращается к идее принятия через Законодательное Собрание пакета правовых актов, без которых автомобильные дороги обречены на хроническое недофинансирование. Речь идёт о классификации автомобильных дорог, классификации работ по содержанию дорог, стандартах качества. "У нас много планов, - подытожил Сергей Филиппович, - если будут деньги, мы покажем, что умеем строить". Вторил ему коллега и депутат Александр Лебедев: "Как только будет увеличение финансирования, будет и результат".

И хотя на совещании слова "финансирование", "деньги" звучали чуть ли не в каждой фразе, реальные суммы дополнительного вливания в отрасль будут определены лишь после обсуждения всех поднятых проблем на заседаниях профильных комитетов Заксобрания и принятия соответствующих решений. В начале этой недели о состоянии региональных дорог говорили и в администрации области. В целом в дорожную отрасль Красноярского края в 2007 году будет вложено более 5 миллиардов рублей. Это в полтора раза больше, чем предполагалось в начале года. Однако есть в крае и проекты, на реализацию которых нужны не только колоссальные средства, но и время. К ним можно отнести завершение строительства первой очереди глубокого обхода Красноярска, реконструкцию автомобильной дороги В. Бирюса - Зеледеево - Ибрюль. Обе трассы сформируют обход краевого центра с юго-западного и северного направлений. Финансируется проект на 70 процентов из федерального и на 30 из краевого бюджета. В рамках проекта "Комплексное развитие Нижнего Приангарья" предстоит завершить строительство и обустройство автодороги Абан - Богучаны - Кодинск. К 2010 году эти пункты должна соединить скоростная комфортабельная автодорога. А жители Красноярска, уставшие от автомобильных пробок, ждут появления четвёртого моста, который свяжет транспортной пуповиной оба берега. В ценах 2007 года стоимость этого проекта - свыше 10 млрд рублей. Сроки строительства - 44 месяца, но при условии стабильного финансирования. Как в бессмертном романе Ильфа и Петрова, "утром деньги - вечером стулья".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail