"Совсем дешевые заправки".

(Время новостей 31.01.03. А.Климович)

Сеть АЗС в Красноярском крае может достаться ЮКОСу

В Красноярском крае очередной скандал, связанный с переделом собственности. В этот раз речь идет об ОАО "Красноярскнефтепродукт" (КНП). Это фактически государственное предприятие (контрольный пакет принадлежит Красноярскому краю), владеющее сетью из 116 заправок и несколькими крупными нефтебазами по всему краю, через два месяца может быть за долги передано в собственность нефтяной компании ЮКОС.

Шум, как и в деле с Красноярской угольной компанией, подняли депутаты законодательного собрания края. Они выяснили, что 24 апреля наступает срок, когда КНП должен расплатиться по кредиту в 400 млн рублей. Деньги "Красноярскнефтепродукт" получил около года тому назад от ЮКОСа для обеспечения горюче-смазочными материалами посевной кампании и северного завоза. По данным депутатов, в качестве гарантии по кредиту КНП заложил часть своего имущества. Красноярских законодателей поразили цены, по которым было заложено имущество.

Как сообщил депутат Юрий Шведов, машина "Вольво" в этом перечне стоит 30 тысяч рублей, а одна бензоколонка - 3 тысячи. При этом рабочий стол директора КНП оценен в 2, 5 раза дороже - 8 тысяч рублей. "Я с удовольствием прикупил бы пару АЗС по такой цене", - говорит г-н Шведов. Депутат не исключает, что случившееся - результат сговора некоторых чиновников краевой администрации с руководством КНП, цель которого - "увести" предприятие из государственной собственности.

Заместитель гендиректора "Красноярск-нефтепродукта" по экономике Галина Голубева категорически отрицает все эти обвинения. По ее словам, в банке "МЕНАТЕП" КНП получил всего лишь 41 млн рублей. В качестве залога описано имущество на 37 млн. Это примерно 30% от общей стоимости предприятия (это отдельно отмечают депутаты: получается, что крупнейшая в крае компания по сбыту нефтепродуктов стоит примерно 110 млн рублей, хотя законодатели считают "рыночной" стоимость не меньше 1 млрд рублей). При этом, как особо подчеркнула г-жа Голубева, ни одна АЗС не попала в залоговый перечень как целостный имущественный комплекс: "Описаны лишь отдельные ее компоненты". Это одна сторона проблемы долгов КНП. Вторая состоит в том, что непосредственно ЮКОСу компания должна примерно 300 млн рублей за горючее, приобретенное по поручению краевой администрации. Именно поэтому руководство КНП очень рассчитывает на поддержку региональных властей.

Новая администрация края действительно подключилась к решению этой проблемы. Первый вице-губернатор Лев Кузнецов заявил, что властям уже удалось договориться с ЮКОСом об отсрочке платежей по этому кредиту. Лев Кузнецов не сомневается, что к установленному сроку администрации края удастся реструктурировать всю задолженность перед нефтяной компанией. Председатель комиссии законодательного собрания по собственности Всеволод Севастьянов считает, что все случившееся - это "деликатный шантаж" со стороны ЮКОСа. По его информации, в краевой администрации сейчас решают, что делать - продать или же все-таки сохранить контрольный пакет КНП в региональной собственности. Именно поэтому менеджмент нефтяной компании пытается убедить красноярского губернатора в том, что избавиться от "неэффективного" предприятия необходимо. "Если это произойдет, то мы в крае потеряем контроль и за рынком нефтепродуктов, как это уже было с Красноярской угольной компанией", - считает депутат.

Пока краевая администрация лишь гарантирует, что любое решение по КНП будет согласовано с законодательным собранием. "Если мы все-таки примем решение о продаже акций, то только с согласия депутатов на цивилизованных торгах и с соблюдением всех необходимых процедур", - заявил Лев Кузнецов.

"Губернатор встретился с учителями".

(Наталья Сангаджиева "Красноярский рабочий" 31.01.03)

Вчера губернатор Александр Хлопонин встретился с руководителями краевых учреждений образования.

Начальник главного управления образования администрации края Владимир Шишмарев заострил внимание на тех позициях, укрепление которых невозможно без участия властей.

В крае созданы инновационные комплексы, действует сеть федеральных экспериментальных площадок. Модель педагогической технологии развивающего обучения, отработанная в крае, легла в основу программы модернизации содержания российского образования и в настоящее время переносится в практику образования США.

Руководители учреждений образования говорили о поддержке одаренных детей, развитии детского технического творчества, физкультуры и спорта. Не обошли проблему своевременной зарплаты учителей, на что губернатор сказал, обращаясь ко всем и, в частности, к своему заместителю по социальным вопросам Татьяне Давыденко, что это для него "вопрос приоритетный", и, если где-то задерживается зарплата, нужно ставить губернатора в известность.

На встрече было решено, что в первом квартале этого года должна быть разработана концепция развития образования края, на базе которой и будет сформирована единая краевая программа поддержки общего образования, финансирование которой будет заложено в бюджет 2004 года.

"И по шее дали, и денег пообещали".

(Эрих Пырх "Красноярский рабочий" 31.01.03)

Вчера состоялось первое заседание комиссии, созданной по распоряжению губернатора для оперативного взаимодействия органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления.

Комиссия, куда вошли 9 заместителей губернатора и которую возглавил первый замгубернатора Василий Кузубов, будет собираться каждый четверг и вызывать "на ковер" 5-6 глав городов и районов края, начальников планово-экономических и финансовых служб. Как ожидается, работа комиссии поможет повысить ответственность руководителей территорий и быстро решать насущные проблемы. А они сейчас у многих одни и те же - где найти деньги на зарплату, для расчетов с энергетиками и угольщиками.

Вчера замгубернатора, начальник главного финуправления Александр Новак объяснил эту общность проблем так: "Первый квартал традиционно считается провальным в плане поступления собственных доходов". Несмотря на столь неутешительный диагноз, некоторые рецепты финансового оздоровления придумать все же удалось. Многим прописаны одинаковые "пилюли" в виде авансовых платежей из фонда финансовой поддержки территорий. Такого рода матпомощь обещана Дивногорску, Боготолу и Сосновоборску. По оценке Новака, участники заседания поработали достаточно продуктивно, приняв ряд оперативных решений. Они определили приоритетные направления финансирования (зарплата, медикаменты, продукты питания) и условились приложить все силы для стопроцентного обеспечения текущих платежей, чтобы не наращивать и без того огромную задолженность.

Глава Большеулуйского района Сергей Любкин рассказал журналистам, что на совещании ему не отказали в пятимиллионной бюджетной ссуде. Для района сейчас главная проблема - это перерегистрация основного налогоплательщика, Ачинского НПЗ. Из-за юридических нестыковок не пополняется местная казна, копятся долги по январской зарплате бюджетникам, нечем рассчитываться за уголь для котельных и услуги энергетиков. Впрочем, последние, по словам Любкина, весьма терпеливы и, надо отдать им должное, "входят в положение".

А вот у главы Канска Сергея Гурова, напротив, уйма хлопот с энергетиками и "Водоканалом". Жители этого города платят за воду и тепло гораздо больше красноярцев. Долги растут, взаимопонимания найти не удается. По мнению Гурова, есть два пути выхода из тупика - либо город передает тепловые сети в собственность "Красэнерго", либо энергетики платят канской "Теплосети" за транзит тепла. Глава Канска назвал подходящей новую форму взаимодействия краевой власти с руководителями территорий. Особенно ему пришлись по душе четкость, конкретность и оперативность. "На все вопросы мы получили ответы, - отметил Гуров, - ну и по шее получили за кое-какие проблемы..."

"СУЭК КАТЭКу не товарищ...".

(Василий Касаткин "Красноярский рабочий" 31.01.03)

УГОЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ КРАЯ НА ГРАНИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗРЫВА

Такой категоричный вывод сделала вернувшаяся на днях из Шарыпова группа экспертов, возглавляемая депутатом Законодательного Собрания Красноярского края Валерием Сергиенко.

Как уже писал "Красноярский рабочий", поездка краевых чиновников была вызвана тяжелейшим положением, в котором оказались сегодня Березовский разрез и город угольщиков и энергетиков Шарыпово. Судя по результатам инспекции, очевидно, что на парламентских слушаниях в Законодательном Собрании - они состоятся 14 февраля и будут посвящены проблеме дальнейшего социально-экономического развития отдельных городов края - судьба жителей Шарыпова станет одним из наиболее острых вопросов, который уже в ближайшее время придется решать краевой власти.

Пока, к сожалению, оправдываются самые тревожные ожидания парламентариев. В частности, только на Березовском разрезе новое руководство угольной компании уже в феврале нынешнего года намерено сократить численность персонала более чем на тысячу человек. Сокращения коснутся и соседней Березовской ГРЭС-1. Процесс увольнения работников разреза уже начался. Многие получили официальные уведомления о том, что через месяц-полтора они останутся без работы.

Несмотря на то, что свои действия новые хозяева угольных разрезов объясняют целым рядом, по их мнению, объективных причин, парламентская комиссия, побывав на месте и подробно изучив ситуацию, не считает эти действия сколько-нибудь оправданными, выверенными юридически и экономически. В ближайшие дни экспертная группа намерена посетить еще несколько проблемных регионов края, после чего краевая власть должна будет встретиться с представителями крупного бизнеса за "круглым столом" и совместно найти пути вывода отдельных городов и районов из социально-экономического штопора.

"Компас экономики" велит идти на север".

(Елена Южакова "Городские новости" 31.01.03)

РЕЧНИКИ НА ОСТАВЛЯЮТ ИДЕИ ОТКРЫТЬ НА ЕНИСЕЕ КРУГЛОГОДИЧНУЮ НАВИГАЦИЮ

Попытки завладеть крупным пакетом акций Енисейского речного пароходства предпринимали и "ЛУКОЙЛ", и другие крупные компании, но финансовую победу в этом споре год назад одержал "Норильский никель". В настоящее время его консолидированный пакет акций составляет более 50 процентов. Понятное дело, что именно эта компания играет первую скрипку во всех стратегических решениях о дальнейшей судьбе пароходства, хотя четверть пакета - 25,5 процента - акций ЕРП по-прежнему находится в руках государства.

НАВИГАЦИОННЫЕ РЕАЛИИ

После того как стало известно об очередном приобретении "Норильского никеля", в прессе высказывались самые различные предположения и опасения по поводу дальнейшей судьбы крупнейшего в бассейне перевозчика. Но ни одно из этих предположений пока не подтвердилось. Ни в части кадровых перемен в руководстве акционерного общества, ни в части структуры и объемов перевозок.

По крайней мере, в прошедшую навигацию пароходство не отказалось от перевозок по другим направлениям, например на притоки, которые являются не столь рентабельными, как доставка грузов по магистрали. В результате объем перевозок даже вырос на 10 процентов по сравнению с 2001 годом.

Денег за оказанные услуги речники тоже получили больше. Об этом можно судить хотя бы по тому, что в бюджеты разных уровней пароходство внесло 268 миллионов рублей. Опять же больше, чем год назад. А значит, на норильских перевозках не экономили. Или экономили сугубо по-рыночному. Например, за счет более эффективного использования флота.

Помогло Енисейскому пароходству сработать с большей прибылью и то, что в этот раз "Норильский никель" отдал этому предприятию все свои речные перевозки. В прошлые годы Заполярный филиал заключал договора на поставки грузов с несколькими судоходными компаниями и хотя бы небольшая часть перевозок проходила мимо пароходства. Теперь подобное разделение объемов потеряло всякий смысл - после приобретения контрольного пакета акций это все равно, что рубить сук, на котором сидишь. В результате главная компания бассейна пока только выиграла.

ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ ТЕПЛОХОД

Несколько лет подряд главным заказчиком Красноярской судоверфи, основной владелец которой - пароходство, был Газпром. Само Енисейское пароходство, увы, долго не баловало судостроителей собственными заказами. Нынче впервые за много лет такой заказ наконец-то появился: на строительство барж-лесовозов, а также на реновацию танкеров для перевозки ГСМ и судов небольшой грузоподъемности, работающих на Ангаре (их серия и носит название по этому притоку Енисея).

Но главный заказ в прошлом году поступил на судоверфь от администраций Таймыра. Северяне заказали строительство грузопассажирского судна ледового класса для обслуживания факторий и небольших поселков. Этот теплоход, который уже заложен на стапелях верфи, сможет перевозить 34 пассажира, а также около 50 тонн грузов. При этом судно сможет работать у необорудованных берегов.

Заказы от норильчан выполняют и на судоремонтном заводе. По итогам прошлого года, КСРЗ вообще с полным основанием можно считать ведущим предприятием отрасли по ремонту флота: здесь приняли заказы на изготовление нестандартного оборудования от более чем ста судоходных компаний из разных регионов России. Учитывая этот, факт, пароходство вышло с предложением к Министерству транспорта определить Красноярский судоремонтный завод генеральным подрядчиком по выполнению заказов государственных предприятий речников - бассейновых управлений пути. Получение крупного заказа даст заводу возможность снизить тарифы на выполнение этих заказов.

"ПОРОГИ" СЕВЕРНОГО ЗАВОЗА

Но, увы, завершение навигации не стало точкой в расчетах по перевозкам. Главные должники пароходства - операторы по северному завозу, фирма "Крайсеверкомплект", осуществлявшая завоз грузов в Туруханский район, осталась должна речникам,3,5 миллиона рублей, Мотыгинский торговый дом, обеспечивавший грузами поселки на Ангаре,--1,5 миллиона.

В прошлые годы дебиторская задолженность перед пароходством вообще доходила до 12- 15 миллионов. Начиналась новая навигация, а долги по старой еще не были погашены. Соответственно, у речников не хватало средств даже на надлежащую подготовку флота.

Все это и дает право руководству пароходства заявлять о несовершенстве системы северного завоза и необходимости ее коренного изменения. Предложений у речников тоже есть: объединить в едином лице поставщика, оператора и перевозчика. По расчетам, это позволит повысить эффективность завоза на 10 процентов и, соответственно, снизить бюджетные затраты.

Кроме расчетов, у руководства Енисейского пароходства есть еще один наглядный аргумент. В прошлом году речники выступили оператором по поставкам грузов для Таймырского округа, и флот на этих перевозках сработал на 15-20 процентов эффективнее, чем обычно. Как поясняет Иван Булава, за счет правильного проектирования накопления грузов. Ведь для других операторов очевидна только стратегическая задача - завести груз, на объективные возможности речников они чаще всего не смотрят. В результате что-то приходит раньше, и судно потом стоит в ожидании полной загрузки, или, наоборот, позже, когда уровень воды не позволяет отправить в рейс судно с полной загрузкой. По словам генерального директора пароходства, были случаи, когда теплоходы уходили на Крайний Север с загрузкой всего 30 процентов. Вторая проблема северного завоза - его своевременное финансовое обеспечение. Бюджетные средства отнюдь не всегда выделяются вовремя, из-за чего топливо и товары для северян закупаются в тот момент, когда оптимальное, время завоза уже прошло. Решением может стать система льготного кредитования, которая позволит сделать северный завоз более мобильным. В нынешний межнавигационный период пароходство уже начало вести переговоры с Росбанком по выполнению этих функций.

От "Норильского никеля" речники получили льготный кредит в 120 миллионов рублей и на судоремонт. Так что на этот раз подготовку флота к новой навигации начали, как в старые добрые времена, сразу же после завершения прошлой.

СКВОЗНОЙ ПУТЬ ПО ЕНИСЕЮ.

Наибольшее использование реки для перевозок грузов от ее верховьев до выхода в океан всегда было задачей максимум для речников. Но в последнее время перевозки по Верхнему Енисею снизились настолько, что заговорили даже о закрытии Красноярского судоподъемника через ГЭС.

В то же время на юге, в Тыве, готовятся к освоению нового месторождения коксующего угля. По поручению президента там уже приступили к разработке оптимальной транспортной схемы доставки этого угля в другие регионы.

На взгляд речников, наилучший выбор - отправка угля речными судами до Абакана и дальнейшая его транспортировка по железной дороге. У Енисейского пароходства есть и другое предложение: осуществлять прямую перевалку тывинского угля на Северный морской путь. Это сможет обеспечить работой Игарский и Дудинский порты.

Резервом увеличения перевозок по Северному морскому пути речники считают и уголь с разрезов Кемеровской области. Свои расчеты Енисейское пароходство уже направило в администрацию области. Но как они будут восприняты, и согласятся ли кемеровчане радикально изменить транспортную схему?

Речники готовы поучаствовать и в разработках эвенкийской нефти. Вернее, в ее транспортировке. Нефтяной флот пароходства, как заявляет руководство предприятия, может круглый год перевозить нефть на баржах от Назимово, где может быть размещен нефтяной терминал, до Лесосибирска. А во время навигации танкеры пароходства могут обеспечить доставку нефти в Дудинку и Игарку для прямой перевалки на морские суда.

Суждено ли сбыться этим планам, покажет вскрытие. В смысле, освобождение Енисея ото льда и начало новой навигации.

"Не слышно на палубе песен".

(Андрей Хохлов "Известия - Красноярск" 31.01.03)

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В ЕНИСЕЙСКОМ ПАРОХОДСТВЕ?

Накануне подписания в свет этого номера из достоверных источников нам стало известно, что генеральный директор АО "Енисейское речное пароходство" Иван Булава, работающий на этом посту больше восьми лет, перемещен на должность первого заместителя. На предприятии эту информацию не стали ни подтверждать, ни опровергать.

В приемной генерального директора заявили: "Когда придут документы, тогда и будем говорить о том, КЕМ работает Иван Антонович. А сейчас он по-прежнему генеральный". Пресс-секретарь пароходства Юрий Борисов удивился вопросу: "О чем вообще речь? Директора утвердило собрание акционеров полтора года назад сроком на пять лет. И только оно может решать кадровые проблемы такого уровня".

Тем не менее, вчера во всех средствах массовой информации Красноярска появилось сообщение о том, что на 31 января назначена экстренная пресс-конференция с участием как Ивана Булавы, так и председателя совета директоров "Енисейского пароходства" господина Кургузова (к сожалению, его имя-отчество в кабинетах ЕнУРПа никто вспомнить не мог - глава акционерного общества трудится и живет в Мосве).

Кроме того, в распоряжении "Известий-Красноярск" оказалось и неофициальное мнение одного из министерских кураторов нашего пароходства. Если коротко, столичные чиновники хвалят Ивана Булаву, за достигнутые показатели и полагают, что появившиеся слухи о должностной передвижке выгодны только тем, кто "ловит речную рыбку в мутной воде". В связи с этим можно отметить - точно по такой же схеме был некогда отставлен в первые замы генеральный директор Норильского комбината Джонсон Хагажеев, чьи позиции в 1999-2000 годах значительно усилились, и московские собственники северных предприятий увидели в местном производственнике сильного конкурента. Кстати, по словам Юрия Борисова, "Норильский никель" обладает консолидированным, то есть, по сути, 75-процентным пакетом акций пароходства, и если владельцы предприятия действительно пожелали перевести ступенькой ниже наемного менеджера, то "приход документов" лишь вопрос времени.

ДОСЬЕ "ИЗВЕСТИЙ"

Булава Иван Антонович

16 сентября 1938 года рождения, уроженец д. Свобода Гомельской области. Образование высшее, окончил Новосибирский институт инженеров водного транспорта.

С 1959 года на флоте. Инженер-механик, капитан. В 1975-1981 годы - начальник Красноярского речного командного училища, в 1981-1983 годы - заместитель начальника пароходства по кадрам, в 1983-1987 годы - инструктор отдела транспорта и связи краевого комитета КПСС, в 1987-1995 годы - заместитель начальника речного пароходства, с 1995 года - генеральный директор АО "Енисейское речное пароходство".

"Депутаты проверяют факты".

("Городские новости" 31.01.03)

В повестку дня предстоящего заседания пятой сессии Законодательного собрания, скорее всего, будет включен вопрос о ситуации в ОАО "Красноярскнефтепродукт". Суть дела в следующем. Контрольный пакет акций этого акционерного общества находится в собственности края. ОАО "КНП" заключило несколько кредитных договоров с Красноярским филиалом АКБ "Менатеп Санкт-Петербург" на общую сумму 100 млн рублей. При этом практически все имущество ОАО (оборудование АЗС, нефтебазы, техника и прочее) предоставлено названному банку в залог по остаточной стоимости, не превышающей 40 млн рублей. Так, по крайней мере, говорится в письме нескольких депутатов ЗС, которое рассматривалось на заседании комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества.

Комиссия решила проверить указанные в письме факты и вернуться к рассмотрению вопроса на следующем заседании, 5 февраля. Не исключено, что он, в силу своей важности, будет включен в повестку предстоящего второго заседания сессии ЗС. Ориентировочная дата ее проведения - 7 февраля 2003 года.

"Губернатору не нравится всеобщая реформа образования".

("Известия - Красноярск" 31.01.03)

Вчера губернатор края Александр Хлопонин встретился с сотрудниками Главного управления образования края. На встрече также присутствовали его заместитель по социальным вопросам Татьяна Давыденко и депутаты Заксобрания Светлана Андронова и Валерий Усаков. Данное мероприятие проходит в рамках серии подобных встреч представителей власти и руководителей органов социальной сферы. Предполагается, что обсуждение наиболее серьезных проблем помогут губернатору в разработке социально-экономической стратегии развития края. Начальник Главного управления образования Владимир Шишмарев рассказал о проблемах сферы образования в крае, затронул вопросы кадровой политики и управления отраслью, а также ее модернизации. В свою очередь, Александр Хлопонин посетовал, что, к сожалению, реформа образования "родилась не на территорий, а навязана "сверху". По мнению губернатора, реформа должна учитывать и специфику каждого из регионов. По мнению Хлопонина, только тогда возможно разработать инвестиционную программу в сфере управления образования: "нам должно быть понятно, что мы должны развивать и во что вкладывать деньги".