Лоран Тирар рассказал о жизни, новом фильме и Вуди Алене: Интервью ИА REGNUM

Весь мир, 22 июня 2007, 20:05 — REGNUM  На конкурсную программу XXIX Московского Международного кинофестиваля представлен фильм французского режиссера Лорана Тирара (Laurent Tirard) "Мольер" ("Moliere"), снятый в жанре романтической драмы. В западной прессе его уже называют, возможно, лучшим фильмом года, своего рода французский ответ фильму "Влюбленный Шекспир". Этот фильм был показан на закрытии Международного кинофестиваля в г. Сиэттл, шт. Вашингтон (США). Корреспондент ИА REGNUM побеседовал в Лораном Тираном накануне открытия Московского кинофестиваля:

ИА REGNUM: Как родилась идея фильма? Что побудило Вас обратится к Мольеру?

Я хотел сделать историческую картину, но я хотел, чтобы это была комедия, мне хотелось, чтобы картина как-то перекликалась с современностью, но у меня совершенно не было никакой рельной идеи. Я только знал что хочу снять комедию. И я вспомнил о Мольере. Я смутно вспомнил, что когда мне было 17 лет, я прочитал "Мизантроп" Мольера и подумал, может быть сделать экранизацию. Но, перечитав, я понял насколько это глубокое и великолепное произведение, и осознал что, я не знаю большинства пьес Мольера. Я начал читать и перечитывать другие пьесы и понял, как много я пропустил в свои ранние годы. Я не хотел делать экранизацию одной пьесы, мне хотелось сделать сразу несколько, и подумал, что нужно придумать проект, который бы соединил все, что я любил о Мольере и сделать его героем. Я вспомнил о фильме "Влюбленный Шекспир" и о концепции фильма в целом и подумал, что хорошо бы придумать историю, но я хотел, чтобы фильм выглядел как пьеса Мольера с различными персонажами и сюжетными линиями и чтобы Мольер был одним из героев. Обнаружив пробел в его биографии - Мольер исчез на шесть месяцев и никто не знал, где он - я подумал, это то, что надо, и я могу придумать шутливую историю, показать и воплотить в фильме все, что мне нравится в Мольере и его работах.

ИА REGNUM: Я также знаю, что Вы автор книги "Mоviemakers' Master class", которая без сомнения будет интересна российской кино аудитории. Какое влияние оказало общение с ведущими режиссерами современного кино и как с вашей точки зрения Вам удалось воплотить в этой картине полученные мастер-классы?

Я закончил кинофакультет Нью-Йоркского Университета в 1989 году. Мне очень нравится американская система обучения, которую я нахожу очень прагматичной. Во Франции кино воспринимается только как искусство. Что мне нравится в системе американского обучения, так это то, что тебя учат профессии как ремеслу. Во Франции многие считают, что если у тебя есть талант, ты просто идешь и снимаешь кино. В Америке люди, работающие в кино, должны обладать высокими профессиональными навыками почти на уровне безупречности. Ты учишься работе и позже, если у тебя есть талант, то ты начинаешь снимать фильмы. И мне это очень нравилось. Оборотной стороной этого процесса является то, что это становится индустрией и художнику уже нет места для особенного самовыражения. Это то, что отсутствует во Франции. Когда люди смотрят мои фильмы во Франции, то говорят, что они смотрятся как американские картины, практически с отсутствием технических изъянов, которые наблюдаются во французских фильмах. Я был очень счастлив учиться в Нью-Йорке. Но странным образом мои учителя были русского, польского и чешского происхождения. Поэтому я обучался под сильным европейским влиянием. Мне нравится это сочетание и надеюсь, что это видно в моих фильмах. Французское кино имеет свое очарование, но также и свои недостатки. И я хотел бы воплотить лучшее, чему я обучался: американское мастерство, уроки русских учителей и очарование французской культуры. Но я должен сказать, что, несмотря на то, что я люблю Нью-Йорк, я быстро понял, что я настоящий француз и смогу жить и снимать фильмы только во Франции. Потому что те истории, которые я хотел рассказать, я должен был снимать во Франции или Европе. Это моя культура.

Я вернулся во Францию и не мог найти работу, стал работать журналистом в журнале "Studio" и писал сценарии, которые везде отвергались, смотрел фильмы, писал статьи, обозрения и интервью. Позже мне пришла идея писать о фильмах под другим углом, например не о том, как Вы работали с Томом Крузом и подобном, а с точки зрения режиссеров, у которых я брал интервью. Я предложил писать их с более профессиональной точки зрения, например, какие линзы использовать, под каким углом ставить камеру, про работу с актерами, но для широкой аудитории. Редактор журнала не был уверен в успехе, но мы решили попробовать. И читателям журнала очень понравилось эта идея. Я сделал 40 интервью с разными режиссерами. Они были очень рады рассказать о других аспектах съемок фильма, выходящих за рамки рекламной компании. В результате этого эксперимента появилась эта книга, которая сейчас переведена во многих странах мира. Моя вторая книга вышла пока только во Франции. Это также помогло мне вернуться к моему настоящему делу, которым я всегда хотел заниматься - быть режиссером. В то же время я продолжал писать сценарии, которые не принимались, но наконец один сценарий был принят, я получил деньги и решил начать снимать фильмы. Работал сценаристом на франзуском телевидении, затем снял несколько короткометражных фильмов и полнометражный фильм "История моей жизни".("Ложь, измена и тому подобное...").

ИА REGNUM: В процессе формирования и становления Вашего кинематографического мировозрения кто из современных режиссеров оказал на Вас наибольшее влияние, другими словами кто Ваш идеал или близкий Вам по творчеству режиссер?

Сложно ответить прямо, поскольку в разные периоды мне нравились разные режиссеры, но я бы сказал, что в продолжение всей моей жизни одним самых любимых режиссеров я бы назвал Вуди Алена. Французы любят Вуди Алена. Впервые я посмотрел его фильм, когда мне было 10 лет, и сначала я думал, что это документальный фильм: та сцена, где он хватает деньги и убегает. С тех пор моя любовь к фильмам и творчеству Вуди Алена продолжается. Иногда он делает не очень удачные картины, но это не меняет моего к нему отношения к нему как режиссеру. Да, пожалуй, Вуди Ален.

ИА REGNUM: В фильме "Мольер" великолепный актерский ансамбль, дополняющий друг друга. Какова была Ваша роль в подборе актеров в фильме с таким бюджетом?

Конечно, я как режиссер принимал очень большое участие в выборе актеров. И имел свободу выбора и право решать, но не всегда. Это немного сложнее. В картину с таким бюджетом я не мог пригласить начинающего актера. Это должны быть известные актеры, узнаваемые и любимые зрителем. В этом случае было безответственно и практически близко к самоубийство приглашать неизвестных актеров. Ты никогда не получишь финансиривание картины.

ИА REGNUM: Это естественно и понятно, но интересно другое: что является для Вас как режиссера главным при выборе актера на роль и что определяет в конечном итоге успех фильма в целом?

Правильный выбор актера немножко напоминает кошмарный сон: ты никогда не уверен в конечном результате слияния персонажа и актера. Я никогда не думаю об актерах, когда я пишу. При выборе кастинга самое легкое не думать о персонаже, а думать об актерах. Если они хотят работать с тобой и видят встречное желание, что ты тоже хочешь с ними работать, актеры всегда найдут способ, как работать, чтобы роль получилась. Важно только соответствие возраста.

ИА REGNUM: Над чем Вы работаете сейчас?

Я работаю над адаптацией популярной во Франции книги "Le Petit Nicolas", автор Sempe-Goscinny, написанной в 60-е годы. Это серия кортких историй о взаимонепонимании между взрослыми и детьми. Жанр фильма - комедия, основу фильма составят две реальности, взрослая и детская.

Новая работа Лорана Тирара "Мольер" будет показана завтра, 23 июня, в кинотетре "Октябрь".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.