15 июня Государственная дума РФ обсудила и одобрила в первом чтении законопроект "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", авторами которого является группа депутатов от "Единой России" - Елена Панина, Юрий Медведев, Юрий Барзыкин, Алексей Лихачев и Мартин Шаккум. Цель фонда, который является некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность при содействии Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстроя), разработчики документа видят в помощи органам власти, государственным, муниципальным и коммерческим структурам, а также общественным организациям в подготовке и проведении реформирования и модернизации коммунальных систем муниципальных образований на территории России. О том, каковы перспективы дальнейшего рассмотрения этого закона и какие перемены наступят в Волгоградской области в случае его принятия, ИА REGNUM поинтересовалось у председателя Волгоградской областной думы, секретаря политсовета волгоградского регионального отделения партии "Единая Россия" Виталия Ллихачева.

ИА REGNUM: Виталий Викторович, нельзя не обратить внимание на оперативность прохождения документа - он был внесен на рассмотрение в Государственную думу 7 июня, а спустя всего 8 дней уже принят концептуально. Чем это объяснить?

На мой взгляд, все достаточно ясно. В апреле в Послании Федеральному Собранию Владимир Путин подчеркнул, что для эффективной работы по реформированию ЖКХ необходимо создать специальный фонд в объеме не менее 250 млрд. рублей. На еженедельных встречах с министрами президент в последнее время настойчиво подчеркивал необходимость ускорить работу в этом направлении, что и было сделано. Уже к концу мая группа единороссов совместно с МЭРТом и Минфином подготовила законопроект. Фонд призван поддержать регионы при проведении капитального ремонта и расселении людей из ветхого жилья. С созданием фонда должно прекратиться перекрестное финансирование, должно активизироваться формирование товариществ собственников жилья. Предполагается, что условием оказания поддержки из фонда будет софинансирование со стороны субъектов России. И сейчас тем регионам, которые не запланировали затрат на программы по ЖКХ, по-видимому, будет необходимо срочно направить в Министерство социального развития свои предложения о реализации программ по реформированию жилищно-коммунального хозяйства и предусмотреть соответствующие средства на эти цели в бюджетах на ближайший период. Президент подчеркивал, что рассчитывает на надежный контроль за расходованием средств фонда со стороны депутатов всех уровней, средств массовой информации и общественности. Поэтому для получения поддержки из фонда - а закон о его создании, безусловно, будет принят в достаточно сжатые сроки - нам придется серьезно потрудиться. Депутаты Волгоградской областной думы будут жестко контролировать предстоящую работу в этом направлении.

ИА REGNUM: Как планируется распределять средства фонда поддержки?

Фонд пока в процессе создания, но на уровне правительства РФ было принято решение: из 250 млрд. рублей фонда выделить 5 млрд. рублей на капремонт и 5 млрд. рублей на ветхое жилье, на исполнение уже действующей программы "Жилище", подпрограммы "Модернизация ЖКХ". Законопроект предусматривает, что 95 млрд. руб., полученных в виде имущественного взноса РФ, будут направлены на переселение граждан из аварийного жилищного фонда; 145 млрд. рублей - на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Из федерального бюджета в регионы на капитальный ремонт жилого фонда уже в текущем году будет выделено 10 млрд. рублей.

ИА REGNUM: Вы сказали, что одним из результатов деятельности фонда видится активизация процесса формирования товариществ собственников жилья. Иными словами, прежде чем передать дома в управление собственникам либо жильцам, государство приняло решение капитально отремонтировать за свой счет одряхлевший жилой фонд?

Действительно, ряд экспертов считает, что государство спонсирует объекты ЖКХ, чтобы скорее передать изношенный жилищный фонд коммерческим структурам - управляющим организациям или ТСЖ. Эту передачу сегодня на самом деле тормозит неудовлетворительное качество домов. Разумеется, ни один руководитель компании, четко понимая, что ремонт аварийного жилья требует многомиллионных затрат, ни за что не возьмет на баланс подобный неликвид. Восстановление ЖКХ для всей страны - приоритетный проект, поэтому и поставлена задача вернуть деньги в эту сферу.

ИА REGNUM: Деньги будут выделены немалые, а каковы гарантии, что эти средства случайно не уйдут по другому назначению "по дороге к дому"?

Чтобы подобное исключить, уже создан наблюдательный совет, который будет контролировать движение денег. В составе совета - представители президента и правительства России, по два депутата от верхней и нижней палат парламента, члены Общественной палаты и федеральных округов.

ИА REGNUM: Что должны будут предпринять регионы и муниципальные образования, чтобы получить финансовую поддержку из фонда?

Субъекты Российской Федерации должны, во-первых, продемонстрировать наличие региональных адресных программ по капитальному ремонту и расселению граждан из аварийных жилых домов. При этом программы должны быть составлены с учетом предложений органов местного самоуправления. На территории региона должны действовать частные коммерческие организации коммунального сектора, в том числе созданные путем приватизации существующих государственных и муниципальных унитарных предприятий. Доля участия в уставном капитале этих предприятий со стороны субъектов РФ и муниципальных образований не должна превышать 25%. Также должна существовать необходимая нормативная база, сформированная органами госвласти и местного самоуправления. Должны быть предусмотрены меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в денежной форме гражданам, которым предоставляются указанные меры социальной поддержки. Средства фонда могут направляться на ограниченный перечень видов работ по капитальному ремонту жилых домов: на ремонт внутридомовых инженерных систем водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления; ремонт или замена лифтового оборудования, ремонт крыш, подвальных помещений, утепление фасадов. Необходимо обязательное наличие доли софинансирования проведения капитального ремонта жилых домов и переселения граждан из аварийных жилых домов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и товариществ собственников жилья (для ТСЖ - не менее 5%). Средства на капитальный ремонт направляются органами местного самоуправления на целевые счета товариществ собственников жилья и управляющих организаций. Фонд может принять решение о приостановлении финансирования за счет средств фонда в случае нецелевого расходования органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления средств фонда.

ИА REGNUM: Сколько потребуется времени, чтобы освоить деньги фонда и решить самые наболевшие проблемы?

Фонд приступит к работе и получит основную часть финансирования с 1 января 2008 года. Эти деньги должны стать первым толчком к оздоровлению ситуации. Власти надеются, что за четыре года удастся полностью нормализовать ситуацию в ЖКХ, именно столько времени отпущено на жизнь фонда: 1 января 2012 года он будет ликвидирован. Предполагается, к тому времени стоящие перед ним задачи будут выполнены. Кроме названных задач, фонд будет участвовать в создании эффективной системы информирования общества и органов власти о тарифной политике, о порядке взаимодействия коммунальных служб с населением, о перспективах реформы ЖКХ. Планируется, что фонд также будет пропагандировать опыт цивилизованного входа частного бизнеса в отрасль ЖКХ и передового опыта реформирования. Надо разрабатывать и внедрять системы менеджмента качества в отрасли ЖКХ, развивать программы повышения квалификации в отрасли.

ИА REGNUM: Создание подобного фонда в России - ноу-хау или аналогичный опыт уже наработан другими странами?

Идея не нова. Фонды и корпорации с такими же задачами и функциями существуют и работают по государственному заказу во всех развитых странах. Остается только порадоваться, что наконец-то и мы начинаем двигаться в этом направлении. С ЖКХ вся страна мучается не первый год, износ в этой сфере, по разным подсчетам, составляет от 65 до 90 процентов, словно вода в песок уходят огромные деньги, а удается только латать дыры. За последние пять лет объемы ветхого и аварийного жилья удвоились, средств граждан и муниципалитетов не хватает для проведения масштабных работ по капремонту и сносу домов. Создание Фонда поддержки ЖКХ - это шанс, который нельзя не использовать. Подчеркну, что, на мой взгляд, восстановление ЖКХ возможно лишь при координации всех источников финансирования и выработке общей стратегии органов власти.