Впервые в 2007 году чувашские 9-классники сдавали итоговую аттестацию в форме ЕГЭ. Единый госэкзамен по математике состоялся для них 1 июня, по русскому языку - 7 июня. Он проводился муниципальными отделами образованием для всех выпускников общеобразовательных школ, кроме вечерних и специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. Как сообщили ИА REGNUM в Минобразования Чувашии, данный эксперимент продиктован созданием республиканской системы оценки качества образования в рамках комплексного проекта модернизации.

Результаты экзаменов показали, что они заметно отличаются от традиционных, внутришкольных. Количество учеников, получивших неудовлетворительную отметку по математике, по республике составило 5%, тогда как в предыдущие годы их почти не было. По русскому языку значительно уменьшилось число выпускников, получивших отличные оценки, а получивших неудовлетворительную отметку - увеличилось.

Полностью с работой справились 92 выпускника (0,6%) по русскому языку и 83 (0,5%) по математике. Сформированность базовой математической подготовки показало почти 80% выпускников, подготовку повышенного уровня - около 20%. По русскому языку умение работать с текстом продемонстрировали 87% экзаменуемых, создавать высказывание в письменном виде по заданным параметрам - 72,1%.

Мониторинг результатов показал соотношение текущего и внешнего оценивания знаний выпускников, то есть годовых и экзаменационных отметок, говорят специалисты Минобразовыания. Среднее значение годовых отметок по математике и русскому языку по республике соответственно составило 3,63 и 3,62 балла, среднее значение экзаменационных отметок - 3,89 и 3,80 баллов. Совпадение экзаменационной и годовой отметок наблюдается только у 59,6% выпускников по русскому языку и 51,5% по математике. Это может свидетельствовать о том, что экзаменационная работа ставит в целом заниженную планку, либо условия её проведения и проверки искажают реальную картину.

Апробация новой формы итоговой аттестации выпускников 9 классов впервые позволила сопоставить результаты экзаменов с условиями, в которых они были получены. Так, 94,8% выпускников 9 классов по математике и 93,8% по русскому языку изучали эти предметы в объёме стандарта, около 5% по математике и 1,2% по русскому языку дополнительно проходили элективные курсы в рамках предпрофильной подготовки.

В министерстве отмечают также прямую зависимость результатов экзамена от профессионализма учителя: 17,1 % выпускников 9 классов обучались математике учителями высшей категории, 50,1 % - первой, 24,4 % - второй и только 8,4% учителями, не имеющими категории. Почти аналогичная ситуация по русскому языку (19,8% учителей имели высшую категорию, 46,7 % - первую, 22,8% - вторую и 10,7% без категории).

В министерстве отмечают, что в целом апробация процедуры проведения новой формы экзаменов в 9 классах в Чувашии прошла успешно. На 2008 год в республике планируется проведение экзаменов в 9 классах в новой форме по алгебре и русскому языку для всех выпускников, а по биологии и физике - по выбору.

Напомним, Чувашия седьмой год участвует в эксперименте по проведению единого государственного экзамена. В 2007 году, помимо 9-классников, ЕГЭ будут сдавать и педагоги - в начале нового учебного года и пока по желанию.

В 2006-2007 учебном году общеобразовательные учебные заведения республики оканчивают 16,3 тыс. 9-классников (в прошлом году 9 класс окончили 14,5 тыс. школьников).