"Депутаты против правительства".

("Сегодняшняя газета" 30.01.03)

НА ЗАСЕДАНИИ постоянной комиссии Заксобрания Красноярского края по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности депутаты рассмотрели вопрос о внесении изменений в бюджетный кодекс РФ.

Поправки касаются пересмотра распределения суммы налогов, исчисленных плательщиком по добытым полезным ископаемым, между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Это кардинальные поправки. Так, если сейчас отчисления в сложноподчиненном субъекте РФ (каким является Красноярский край) распределяются как - 74% - Москве, 20% - окружной, а 5,5% в региональный бюджет, то авторы федерального закона предлагают соотношение - 50%, 40% и 10%.

Депутат Юрий Захаринский отметил, что Правительство РФ уже выступило против одобрения этих изменений в Госдуме. По мнению федеральных чиновников, это приведет "к избыточному наполнению бюджетов субъектов РФ". Несмотря на такой вердикт краевые парламентарии поддержала законопроект. Информация об их позиции будет направлена в Госдуму РФ.

"Валерий Сергиенко: "Обсуждать тарифы - дело пустое".

("Сегодняшняя газета" 30.01.03)

ПРЕЗИДЕНТ Союза товаропроизводителей и предпринимателей Красноярского края Валерий Сергиенко сообщил, что на последнем заседании Союза вопрос о реформе жилищно-коммунального хозяйства не обсуждался. Так как этот вопрос на сегодняшний день, по его мнению, обсуждается в крае слишком однобоко. И обсуждается он только с точки зрения повышения тарифов или обоснованности этих тарифов. Сергиенко сказал: "Нас интересует, прежде всего, структура самого жилищно-коммунального хозяйства как такового - кто оказывает эти услуги, перечень этих услуг, есть ли реальная конкурентная среда или этот монополизм остается. До тех пор пока эти вопросы находятся за пределами внимания, у нас нет темы для обсуждения. Обсуждать, 90% платить или еще сколько-то, - дело пустое". По мнению Сергиенко, все уже давно обсуждено и все решения приняты.

Также Валерий Сергиенко отметил, что впервые о том, что население должно платить 100% затрат, которые несет жилищно-коммунальное хозяйство, было указано в рекомендациях Международного валютного фонда Правительству РФ в 1996 году. Так как Россия работает под руководством Международного валютного фонда, эту программу необходимо реализовать.

"Кострыкина - на место Вешнякова, Пащенко - на место Клешко!".

(Евгений Куксин "Сегодняшняя газета" 30.01.03)

Архиважные решения принимали в среду в Законодательном собрании Красноярского края. По сути - исправляли работу федеральных горе-законотворцев.

ПОСТОЯННАЯ комиссия по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества под предводительством Алексея Клешко рассматривала повестку дня по пяти вопросам. Правда, пятым вопросом значилось неопределенное и загадочное "разное", зато в остальных четырех пунктах приходилось думать не только за судьбу края, но и за Волгоградскую область!

Алексей Михайлович Клешко, председатель комиссии и докладчик по всем вопросам (кроме "разного"), был, как всегда, в форме. Сначала ждали, пока места займут депутаты Абакумов с Захаровым. Они задержались в коридоре, давая журналистам интервью. "Не можем мимо камер пройти", - съязвил главный докладчик и приступил к работе. Обсуждали проект закона края "О собраниях (сходах) и конференциях граждан в муниципальных образованиях". Какие должны быть сходы - вопрос актуальный, поскольку "сейчас в законодательстве нет единых требований. Все, что ни соберут, называется собранием". В проекте закона разработчики максимально подробно прописали процедуру собраний, регламентировали ее. Как-никак речь идет не о сходняках, а о собраниях, которые решают вопросы, отнесенные к ведению местного самоуправления. Отсюда и большое количество приложений к закону, дабы он исчерпывающим образом разъяснял: как написать заявления, как собрать подписи в поддержу, как регистрировать участников собраний, конференции и т. д. Депутаты вдумчиво полистали проект - и сочли его весьма удобоваримым. Не переводя дыхания, перешли к проекту новой редакции федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В нем заложены основные моменты, которые позволяли бы местному самоуправлению качественно осуществлять свою деятельность.

Лейтмотив спущенного федерацией проекта: субъекты России сдерживают местное самоуправление, не дают ему развиваться, концентрируют власть в своих руках, а поэтому на федеральном уровне и предлагается все регламентировать. Ознакомившись с проектом, депутаты нашли несколько существенных недочетов. Первое замечание: концепция (в отдельных частях законопроекта), не соответствует Конституции. Например, законодатель в нарушение Конституции регламентирует вопросы, которые местное самоуправление решает самостоятельно. Вплоть до того, что предписывает, где должно быть местное самоуправление, в каких границах, как эти границы определяются.

Во-вторых, законодатель предписывает структуру органов местного самоуправления, а Конституция говорит, что это делается самостоятельно. Предписание это столь конкретно, что указывается численность представительного органа в увязке с численностью избирателей. Опять же нет финансово-экономического обоснования. А ведь совершенно очевидно, что реализация этого федерального закона потребует очень серьезных средств из местного бюджета и из бюджета субъекта РФ. Кто даст деньги на организацию органов на тех территориях, где таких органов никогда не было?

Мало того что сверху спустили сырой проект, так наших депутатов еще и обязывают рассмотреть его в стандартные сроки - за месяц. Как будто это обычный закон, а не реформа местного самоуправления. (Кстати, кое-где эти органы функционируют неплохо.) Не учтена в проекте и специфика уникального Красноярского края. Есть районы с большой территорией, но компактно проживающим населением. Не обязательно создавать там органы, проще объединить избирателя.

После непродолжительных прений, депутат Абакумов предложил "не вставать в позу", а отправить в Совет Думы телеграмму с просьбой продлить срок согласования документа. Вон, президент Чувашии вообще не мучился - отправил письмо, в котором одой строкой написал, что спущенный законопроект не соответствует Российскому законодательству.

Согласно третьему пункту в повестке дня обсуждали "письмо Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о формировании Центральной избирательной комиссии". Суть в том, что в марте истекает срок действующего ЦИКа (восставшего против Кострыкина). Для формирования нового состава ЦИКа нужны члены. Пять членов назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными органами, а также губернаторами краев и областей.

Предложение родилось мгновенно и вырвалось на свет из горла депутата Пащенко: "Давайте предложим Кострыкина!"

"А че, давайте! - поддержали его коллеги. - Во-первых, его поднимем как-то, приободрим, во вторых - пусть думают!"

Корпоративное ликование несколько охладил председательствующий депутат Клешко:

- Есть следующее предложение. Нам надо посовещаться с губернатором, предложить Председателю Уссу провести консультации с руководителями законодательных органов. Пусть проконсультируются с руководителями как минимум двух округов, близлежащих субъектов. Нужно хотя бы направить согласованную кандидатуру!

На том и порешили, но шансы оказаться во главе ЦИКа у Кострыкина все же остались. Хотя бы потому, что Кострыкин под присмотром лучше, чем Кострыкин, "набивающий мозоли" за бестолковым делом.

Исторический вопрос о переименовании Волгоградской области в Сталинградскую решили оставить на совести сессии. Депутат Пащенко уже подготовил пламенный доклад. Читатель вправе удивиться: а при чем тут наши депутаты и вездесущий Клешко? Дело в том, что сама Волгоградская областная Дума инициировала вопрос и взалкала к нашим депутатам. Они ратуют за внесение в Госдуму проекта федерального закона "О признании утратившим силу Указа Президиума верховного Совета РСФСР от 10 ноября 1961 года "О переименовании Сталинградской области в Волгоградскую и города Сталинграда - в город Волгоград".

Чем быстрее депутаты "всея Руси" выскажутся за возвращение Сталинграда, тем быстрее в Волгограде поменяют таблички. Представляете, сколько денег можно на этом заработать волгоградским инициаторам проекта?

В качестве пятого пункта повестки (то самое "разное") огласили благую весть. Пащенко пошел на повышение и избран заместителем председателя комиссии имени Клешко. Что бы это значило? Клешко готовит себе замену? Может ли он стать депутатом Госдумы? Может. А спикером красноярского Заксобрания? Тоже может.

"Край под увеличительным стеклом".

("Красноярский рабочий" 30.01.03)

В крае приступила к работе комиссия Счетной палаты РФ в составе 35 человек.

Как уже сообщал "Красноярский рабочий", комплексная проверка проводится по просьбе губернатора Александра Хлопонина. Перед аудиторами поставлена цель помочь новой администрации избежать ошибок, возможно, имевших место при формировании и расходовании бюджета 2002 года. "Исследованию" подвергнутся и закрытые административные образования, расположенные на территории края.

Будет обращено внимание на бюджетный процесс, доходы, имущественный комплекс, долговые обязательства края, государственные и внебюджетные фонды, тарифную политику. Подобные проверки в России практикуются редко.

"У культуры - новый начальник".

("Красноярский рабочий" 30.01.03)

Начальником управления культуры администрации края назначена Зоя Благих, возглавлявшая управление по делам культуры и искусства администрации города Норильска.

Напомним, что в связи с трагическими событиями, происшедшими в апреле прошлого года в Ермаковском районе, прежний начальник управления Татьяна Давыденко была назначена на должность заместителя губернатора по социальной сфере. С тех пор краевая культура работала под руководством исполняющего обязанности начальника управления Петра Аникина. Зоя Благих - вторая норильчанка после Татьяны Давыденко, возглавившая культуру края.

На прежнем своем посту она зарекомендовала себя тем, что по ее инициативе в Норильске успешно действовали такие программы, как "Одаренные дети" и "Сохранение культурного наследия Норильска", в городе появился единственный в крае современный детский кинотеатр. Особое значение Благих придавала развитию художественного образования и музейного дела, поддержке народного творчества.

"Похоже, крайизбирком все-таки распустят".

("Труд - Енисей" 30.01.03)

Краевой суд постановил удовлетворить решение ЦИКа о расформировании краевой избирательной комиссии.

В своем решении суд нашел, что "...избирательная комиссия Красноярского края не исполнила решение суда как по форме, ненадлежащим образом оформив протокол результатов выборов, так и по существу: путем попытки преодолеть судебное решение принятием повторного акта,., нарушив при этом конституционные права большого количества граждан, принявших участие в голосовании, противопоставив свое решение волеизъявлению избирателей,., поставив под угрозу конституционные принципы формирования органов власти в субъектах РФ путем их выборов".

Как и ожидалось, крайизбирком не намерен сдаваться. Заместитель председателя избирательной комиссии Александр Бугрей назвал постановление суда "чудесами политической эквилибристики" и заявил о намерении оспорить его в Верховном суде. Представитель ЦИКа Владимир Бугаев, напротив, находит решение суда серьезным и обоснованным, даже "судьбоносным". По его словам, это прецедент для всех, кто пытается "выхолостить" закон и нарушить стабильность выборной системы.

"Правовым беспределом" назвал решение краевого суда председатель краевой избирательной комиссии Георгий Кострыкин. А известный сторонник Усса депутат Законодательного собрания Олег Пащенко сравнил представителей краевой избирательной комиссии с героями Великой Отечественной войны: "В конце июня 1941 года защитникам Брестской крепости со всех сторон умники советовали сдаться, бросить это безнадежное дело. Но герои не сдались. Прошло уже более полувека, а о Брестской крепости помнят. Я уверен, что и через много лет будут помнить принципиальность Кострыкина, Нартович, Бугрея и других - этих защитников веры, правды и закона". Не настроенные столь пафосно аналитики полагают, что "Кострыкин прав в области буквы закона, но совершенно не прав с точки зрения его духа". По их мнению, если допустить подобный прецедент отмены результатов голосования, то в последующем можно будет блокировать любой "неудобный" для тех или иных сил результат любых выборов, заполучив в друзья (тем или иным путем) руководство избиркома и организовав "вал возмущенных протестов граждан".

"Подыскиваются кандидатуры в Центризбирком и крайизбирком".

("Известия-Красноярск", 30.01.03)

Вчера состоялось заседание комиссии по госстроительству. В числе прочих депутаты обсуждали вопрос о формировании Центральной избирательной комиссии. Полномочия Центризбиркома в нынешнем составе истекают через месяц. Субъекты РФ могут предложить пять кандидатур на рассмотрение Совета Федерации, который и выберет новых представителей в состав ЦИКа. В прошлый раз Красноярский край предлагал ввести в ЦИК Георгия Кострыкина. Этот факт депутаты вспомнили, а Юрий Абакумов даже предложил снова выдвинуть Георгия Михайловича, чтобы "поднять ему настроение". Кроме членов Центризбиркома, депутатам, скоро предстоит озаботиться кадрами и для Краевой избирательной комиссии. Есть информация, что подбор персон уже начался.

"Дальше так продолжаться не может".

("Труд - Енисей" 30.01.03)

(Заместитель губернатора Красноярского края по обеспечению жизнедеятельности населения Анатолий Матюшенко - о реформе ЖКХ.)

- Жилищно-коммунальное хозяйство - сфера, которую трудно быстро перестроить. Даже после того, как жильцы будут оплачивать 90 % затрат на жилищно-коммунальные услуги, в первую очередь потребуется погасить неотложные долги, которые составляют порядка 5 млрд. рублей. Практически все предприятия ЖКХ в настоящее время являются банкротами. Кроме того, нужно будет закупить материалы, увеличить штат сотрудников. Не секрет, что тяжелое финансовое положение жилищно-коммунальных служб не способствовало закреплению кадров. Задолженность по зарплате в отрасли составляет почти 113 млн. рублей...

Вероятность крупномасштабных коммунальных аварий год от года нарастает. Отрасль находится в плачевном состоянии - в последнее время она финансируется лишь на 50-60% от необходимого из-за дефицита бюджетных средств. В замене на сегодняшний день нуждается треть инженерных сетей. Около 60% жилого фонда края нуждается в капитальном ремонте, 14% находится в аварийном состоянии. Бюджеты края и территорий не в состоянии дать необходимые средства на техническое перевооружение.

К тому же в последнее время расходы бюджетов территорий увеличились из-за передачи части жилого фонда на баланс местного самоуправления. За последние 5 лет в муниципальную собственность принято 11,8 млн. кв. метров ведомственного жилья, еще предстоит принять более 16 млн. кв. метров.

Дальше так продолжаться не может. Чтобы привести систему жилищно-коммунального комплекса края к должному уровню мы должны перейти на более высокие уровни оплаты жилья. Бюджет края еще 2002 года был рассчитан с учетом 70% оплаты, однако, при этом в краевой закон о принципах социальной защиты населения не были внесены соответствующие изменения, и уровень оплаты остался на прежнем уровне. В бюджете на 2003 год администрация заложила 90% оплаты услуг ЖКХ. Эта мера вынужденная. Если деньги населения не привлечь сегодня, завтра может оказаться поздно.

Увеличение доли населения в оплате коммунальных расходов позволит разгрузить бюджеты всех уровней, и, начиная с 2004 года, они начнут формировать финансовые ресурсы на проведение капитальных ремонтов, внедрение современных ресурсе- и энергосберегающих технологий. Это означает, что средства населения, предназначенные на ремонт и обслуживание жилья, уже отвлекаться не будут. Эти действия в совокупности с мерами по совершенствованию системы управления в ЖКХ позволят избежать коммунальной катастрофы, и за 10-15 лет будут созданы условия, гарантирующие населению нормальные условия для жизни. При всем этом участие бюджетов менее ощутимым не станет. За счет выплаты жилищных субсидий малообеспеченным гражданам доля бюджетов в покрытии расходов жилищно-коммунального хозяйства составит 50%...