Приднестровское урегулирование: в Кишиневе разрабатывают "коммерческий вариант" решения приднестровской проблемы? Косовский прецедент: независимость Косово в обмен на отсрочку приглашения в НАТО Украины и Грузии? АПК: "Край, который считался сельскохозяйственным, не в состоянии прокормить свое население".

Приднестровское урегулирование: в Кишиневе разрабатывают "коммерческий вариант" решения приднестровской проблемы?

"США заинтересованы в таком урегулировании молдово-приднестровского конфликта, которое снимет преграды между правым и левым берегами", - цитирует газета "Сведения" посла в США в Молдавии Майкла Кирби. "Касаясь формулы урегулирования, Кирби отметил, что, на его взгляд "необходимо действовать в рамках формата "5+2" [Молдавия, Приднестровье - стороны, Россия, Украина, ОБСЕ - посредники, Евросоюз и США - наблюдатели. - прим. ИА REGNUM]. По его мнению, сегодня урегулирования конфликта через какие-либо переговоры в суженном формате, в частности в рамках особых договоренностей между Москвой и Кишиневом, достичь невозможно, поскольку следует придерживаться утвержденного соглашениями международного формата", - пишет издание

Газета "Приднестровье" пишет: "От Кишинева, который до сих пор живет без собственного плана урегулирования и за последние пять-шесть лет наделал много непростительных ошибок на приднестровском направлении, все ждут очередных глупостей. Раньше это казалось увлекательным и даже полезным занятием, заигрывали и шептались с Москвой, потом плакались в жилетку Западу и США, вертелись между СНГ и ГУАМ, объясняя это многовекторностью внешней политики Молдавии. Сейчас все кончилось. Круг замкнулся, никто Кишиневу не верит, власть уходит, как песок сквозь пальцы, временные ее лимиты уже исчерпаны".

"Приднестровье" продолжает: "Слухи о "секретном плане Москвы", породившие образ побежденной и поруганной Молдавии, заставили вспомнить события, происходившие в течение 2004 года и имеющие прямое отношение к проблеме урегулирования. В начале 2004 года группа кишиневских экспертов приступила к подготовке молдавского проекта решения приднестровского вопроса, который, как утверждали знакомые с текстом документа специалисты, мало чем отличался от печально известного "Меморандума Козака". Документ, как позже выяснилось, явно предназначался для предстоящих в 2005 году парламентских выборов и был заготовлен для будущих переговоров с Москвой на случай, если коммунисты окажутся плохо представленными в парламенте, власть их ослабеет, а часть их мест в законодательной и исполнительной власти после выборов займут прозападные "оранжевые" силы".

Издание отмечает: "Во второй половине 2004 года лидер Христианско-демократической народной партии Юрий Рошка, проведя на выезде политические консультации в ряде евросоюзных стран, а также на Украине, где бушевали "оранжевые" ветра, выходил на ведущие роли в стране, что рисовало перед коммунистами скверные перспективы. Новый-старый документ, названный впоследствии "Меморандум Козака-2" и написанный в Кишиневе и, как представляется, без подсказок извне, мог дать Воронину [президент Молдавии. - прим. ИА REGNUM] некоторые шансы устоять перед "оранжевой" революцией. Но Воронину в конце 2004 - начале 2005 годов нужны были реальные шансы. Поэтому-то и родилась красно-оранжевая коалиция, подкрепленная потом также не без участия внешних сил развалом антикоммунистической парламентской группы "Демократическая Молдова"".

"Кишиневский проект оказался ненужным. А вместо него появились знаменитые и нереализуемые на практике планы - "планы Ющенко" (сейчас уже никто и не вспомнит, сколько он предлагал шагов в решении приднестровской проблемы - то ли пять, то ли семь) и концепция "Трех "Д"" (демократизация, демилитаризация и декриминализация Приднестровья), названная потом как план "Дай Дураку Дорогу"", - пишет издание.

"Приднестровье" отмечает: "Очень даже может быть, что в Кишиневе вновь заговорили об этом плане. Что называется, в чистом виде, в том его прежнем состоянии, каким он был подготовлен к концу лета 2004 года, сегодня этот документ может оказаться менее интересным, чем прежде".

"Участие в решении приднестровского вопроса представителей политических и коммерческо-финансовых элит Молдавии и ПМР - чем не новый подход к проблеме? Поступает информация о том, что представители официального Кишинева пока неофициально изучают возможности проведения консультаций в Приднестровье о взаимодействии в подходах к "коммерческому варианту" решения приднестровской проблемы", - подводит итог "Приднестровье".

"Новая газета" пишет: "В случае двустороннего российско-молдавского соглашения в Кишинёве будут организованы националистические прорумынские митинги. Есть версия, что лобби приднестровского руководства в Москве так и рассчитывает: подвигнуть Владимира Воронина на подписание "Козака-2", спровоцировать шествия унионистов, после чего отказаться от поддержки Воронина и дождаться его падения. После этого к власти должны, согласно этим расчётам, прийти правые, которые заявят о непризнании подписанного соглашения с Россией. Тут-то союзники Приднестровья и заявят, что теперь, после падения коммунистов, переговоры и вовсе не с кем вести. В итоге положение на Днестре можно будет заморозить ещё лет на 10 - 15".

"Скорее всего, в Кишинёве подозревают нечто подобное, - продолжает издание. - Потому реальным выглядит подписание документа, который на деле не сдвинет ситуацию с места. В нём, видимо, вновь окажутся такие положения, как "территориальная целостность Молдавии" и "учёт интересов жителей Приднестровья". Фразы могут быть построены по-другому, но идеи должны быть эти. Противоположные мысли вызовут сопротивление вышеупомянутых участников переговорного формата и останутся на бумаге".

"Но любые идеи можно реализовывать до бесконечности. На этом будет строить свою стратегию Тирасполь. Кишинёв же постарается не попасть в "вилку", когда ему угрожало бы одновременное ухудшение отношений с Россией и Западом, что чревато попытками правой оппозиции силой свергнуть коммунистов", - подводит итог издание.

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "Представитель МИД РФ Николай Фомин считает, что действия молдавского правительства по введению новых экономических санкций негативно скажутся на процессе молдо-приднестровского урегулирования".

Информагентство отмечает, что, "по словам Николая Фомина, объяснения официальных лиц Молдавии, утверждающих, что это постановление лишь устанавливает некоторые общие для всех правила, российскую сторону не удовлетворяют, поскольку право Приднестровья самостоятельно устанавливать внешнеэкономические связи предусмотрено ранее достигнутыми соглашениями, в частности Московским меморандумом 1997 года".

"Любые проблемы такого рода, по словам российского дипломата, проецируются на процесс политического урегулирования приднестровского конфликта. Они давно находятся в поле зрения российских официальных структур, которые уже поставили соответствующие вопросы перед молдавской стороной", - заключает "Ольвия-пресс".

Косовский прецедент: независимость Косово в обмен на отсрочку приглашения в НАТО Украины и Грузии?

"Президент России Владимир Путин не считает случай с Косово уникальным. Однако Путин не исключает возможности компромисса по этому вопросу", - пишет газета "Сведения".

Издание отмечает: "Нет никаких аргументов, которые говорят о том, что косовский случай чем-то отличается от ситуации, сложившейся в Южной Осетии, в Абхазии или в Приднестровье. В одном случае - развалилась югославская коммунистическая империя, в другом случае - развалилась советская коммунистическая империя. В одном случае - был этнический конфликт, и во всех других случаях - был этнический конфликт. И там, и там была война. И там, и там были свои преступники и жертвы этих преступлений. Южная Осетия, Абхазия и Приднестровье 15 лет уже чувствуют себя независимыми государствами".

"Необходимо основываться на принципах международного права, где одним из главных является принцип территориальной целостности государства, - продолжает газета. - Также нужно основываться на решениях Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. За резолюцию 1244 проголосовали все единогласно, и ее никто не отменял. В самой резолюции и в приложениях к ней написано: Косово - неотъемлемая часть Сербии".

"Если же принцип самоопределения народов будет поставлен выше принципа территориальной целостности, то в этом случае такое решение и такой подход должны носить универсальный характер и должны быть распространены на другие регионы мира, во всяком случае, на другие регионы Европы", - заключают "Сведения".

Как сообщает ИА "Ольвия-пресс", "секретарь Совбеза Российской Федерации Игорь Иванов считает, что возможный косовский прецедент может серьезно повлиять на статус Приднестровья". ""Развивающиеся вокруг косовской проблемы процессы могут привести к созданию серьезного прецедента, который в будущем будет влиять на методологию разрешения существующих конфликтов", - заявил Иванов. Он подчеркнул, что Россия в подобных вопросах всегда основывалась на основополагающих принципах международного права. Одним из них является принцип территориальной целостности государства. Вместе с тем, как пояснил Иванов, в последнее время все чаще можно наблюдать пренебрежительное отношение как к этим нормам, так и к архитектуре международного права в целом", - отмечает "Ольвия-пресс".

Газета "Приднестровье" пишет: "Первый вариант резолюции по Косово был внесен в Совет Безопасности ООН 11 марта американской делегацией. Документ основывался на плане спецпредставителя генсека ООН по Косово Марти Ахтисаари, то есть фактически гарантировал сербскому краю, населенному преимущественно албанцами, независимость в недалекой перспективе. Россия, поддерживая Сербию, выступила резко против резолюции и самого плана Ахтисаари, угрожая в крайнем случае наложить вето при голосовании".

"Приднестровье" отмечает: "Ранее в одной из хорватских газет появилась статья, в которой говорилось, что Россия пойдет на уступки в вопросе о Косово, если будет выполнен ряд условий. По данным издания, Москва согласится на независимость Косово, только если новое государство вступит в ООН с отсрочкой на два года, в крае также должны остаться российские миротворцы. Еще одно требование касается уже непосредственно российских интересов: Москва попросила отсрочку приглашения для вступления в НАТО для Украины и Грузии".

АПК: "Край, который считался сельскохозяйственным, не в состоянии прокормить свое население"

"Обеспечение продуктами питания собственного производства является важным фактором повышения уровня жизни населения любого государства. В Приднестровье, с нашими плодородными землями, уровень продовольственного самообеспечения составляет менее 30%, то есть импорт продовольствия превышает 70%, - пишет газета "Днестровская правда". - На прилавках приднестровских магазинов мы видим этикетки молочной, мясной, другой продукции в основном из Украины и России. В результате кризиса агропромышленного комплекса (АПК) последних лет молока в 2006 году получили на 85% меньше, а мяса на - 70% в сравнении с 2000 годом".

"Предполагалось, что население накормят фермеры, они же предприниматели, они же арендаторы, - продолжает издание. - Да, сейчас в ПМР функционируют некоторые сельскохозяйственные фирмы и производят определенную продовольственную продукцию. Однако они не в состоянии в достаточной мере обеспечить потребности населения в продовольствии. Напрашивается вопрос, как повысить продовольственную безопасность республики".

Газета отмечает: "Необходимо воссоздать агропромышленный комплекс. АПК - сфера, где Приднестровье обладает неоспоримыми природными, производственными и людскими преимуществами. Несмотря на это, отдача от него сегодня, в том числе и для бюджета, низка. Во многом это объясняется тем, что функции управления АПК распределены по различным ведомствам. Производители сельскохозяйственной продукции для решения назревших вопросов вынуждены обращаться в самые разные инстанции, поскольку централизованного органа управления столь важной для народнохозяйственного комплекса отрасли нет. А ведь АПК - это технологически и экономически взаимосвязанные группы предприятий, которые нуждаются в целостной государственной политике в этой области".

"Пока же есть лишь фрагментарные действия отдельных ведомств, - пишет "Днестровская правда". - Их специалисты могли бы разработать комплексную программу по выводу агросектора из кризиса и его дальнейшего развития. Законы управления АПК, схожие для всех стран, подтверждают, что нельзя создавать программу, реализацией которой будут заниматься разные ведомства. Поэтому не нужно удивляться существующему парадоксу: располагая плодородными землями, мы являемся крупнейшими импортерами продовольствия, не занимаясь при этом всерьез решением проблемы импортозамещения. Также архиважно разработать государственную стратегию развития АПК и краткосрочную программу на 3 - 5 лет. В ней необходимо определить приоритетные направления развития аграрного сектора с синхронным выделением денежных субсидий из бюджета республики".

Издание пишет: "Вместе с тем предполагается создание резервного фонда развития АПК по следующей схеме. Предприятия различных форм собственности, исходя из уровня рентабельности, отчисляют определенный процент дохода в данный фонд. Предложенная система отчислений и механизм функционирования резервного фонда обстоятельно обсуждаются депутатами Верховного Совета, членами кабинета министров и законодательно утверждаются. Далее необходимо создавать лизинговые компании (это могут быть АО, ООО и др.), которые на договорных условиях будут обслуживать аграрные предпринимательские структуры в части поставки сельскохозяйственной техники и оборудования. Это более эффективный вариант, чем приобретение предпринимателями техники в частную собственность. Необходима государственная поддержка аграрных предпринимательских структур в форме снижения налоговой нагрузки (земельного налога) и ставки рефинансирования".

"С целью стимулирования отечественного производителя целесообразно ввести таможенные пошлины на ввозимые в Приднестровье определенные виды продуктов питания, производящиеся в достаточном количестве на месте. В то же время необходимо создавать условия для того, чтобы излишки сельскохозяйственной продукции, если это экономически оправдано, можно было экспортировать. Эти меры позволят агропромышленному комплексу выйти из кризисного состояния и обеспечить продовольственную безопасность республики", - считает "Днестровская правда".

"Новая газета" пишет: "В Приднестровье 276 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий. Из них пашни - 228 тысяч, садов и виноградников соответственно около 24 тысяч и около 17 тысяч. Еще в Советском Союзе "коньком" нынешнего ПМР были овощеводство и плодоводство. Тогда овощные культуры занимали 20 тысяч гектаров. И каждый из этих "га" обеспечивал 1050 рублей (а это было эквивалентно такой же сумме в долларах) чистого дохода. Здесь ежегодно выращивали около 500 тысяч тонн овощей (из них 380 тысяч тонн томатов). Кормили собственное население и вывозили в другие республики. Теперь все происходит с точностью до наоборот. Рынки оккупировали украинские, польские, турецкие овощи и фрукты. Импорт вообще вдвое превышает экспорт. Неужели Приднестровье не в состоянии прокормить себя? Ведь в полях все еще трудятся аграрии".

"Несколько лет назад в Приднестровье стали выращивать зерновые, чтобы "обеспечить собственную продовольственную безопасность", как модно было тогда говорить, - продолжает газета. - Многие опытные аграрии считали этот шаг серьезной ошибкой. В регионе много (все еще много, несмотря на уехавших) людей, а земли мало. Между тем, зерновые не требуют кропотливого ухода, а значит, и большого числа рабочих рук. Да и отдача от пшеницы и ржи невелика: около 200 долларов с гектара. Да и грех отдавать такую плодородную почву под зерновые. И что же? В 2006 году яровой и озимой пшеницы собрали на 41,2% меньше, чем в 2005-м. На 34,1% уменьшились посевные площади зерновых, а урожайность снизилась с 28,6% с гектара до 25,4. И кривая продолжает расти вниз".

"Работать в сельском хозяйстве крайне невыгодно. Сельское хозяйство выглядит наименее привлекательной сферой вложения труда и капиталов. Урожай томатов с арендованного участка получают через год, сад начнет плодоносить через 3 - 5 лет, зато налоги приходится платить с момента передачи земли. Но и это еще не все. Для ее обработки и ухода за посевами приходится завозить из Украины всю химию. "Доставать" технику и заботиться о ГСМ для нее. Между прочим, литр солярки стоит дороже литра молока. Такова цена работы на земле. А вот льготная система кредитования для аграриев не предусмотрена. Нет и никаких дотаций. Разрозненные хозяйства трудятся на свой страх и риск. Кроме того, в Приднестровье не готовят нужные селу кадры. Например, механизаторов. И молодежь уезжает на заработки подальше от родного дома. В Приднестровье вообще нет внятной программы развития аграрного сектора. Край, который издавна считался сельскохозяйственным, теперь не в состоянии прокормить свое население", - подводит итог издание.