В конце 2001 и в начале 2002 года ухудшились основные экономические показатели, наметилась тенденция к замедлению темпов развития отраслей реального сектора экономики области. Но изменение ситуации на мировом рынке металлов, оживление внутреннего потребительского спроса обозначили во втором полугодии 2002 года устойчивый экономический рост.

Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе Комитета по экономике Челябинской области, с целью развития положительных тенденций и снижения влияния негативных факторов на экономику области правительством области была проведена большая работа по выработке, согласованию и реализации экономической политики. Основные положения этой политики прорабатывались с крупнейшими промышленными предприятиями и банками области на совещании в Магнитогорске, третьем Южно-Уральском экономическом форуме, межрегиональной конференции "ВТО и интересы бизнеса Уральского региона", втором Южно-Уральском инвестиционном форуме и других мероприятиях.

С целью снижения тарифного давления естественных монополий (РАО "ЕЭС", МПС, Газпром) на предприятия области, приводящего к увеличению издержек предприятий, снижению прибыли, возможности по инвестированию собственных средств в производство, трудностям со сбытом продукции:

- принято постановление правительства области № 19 "О состоянии и перспективах развития топливо-энергетического комплекса Челябинской области", которое утвердило План мероприятий по организации работы топливно-энергетического комплекса;

- подписано Соглашение о совместной работе при реформировании электроэнергетического комплекса Челябинской области с РАО "ЕЭС России" и ОАО "Челябэнерго";

- организовано проведение экспертизы тарифов и оценка финансового состояния ОАО "Челябэнерго";

- Экспертным советом по тарифной политике области разработан проект Программы сокращения перекрестного субсидирования между различными группами потребителей электрической и тепловой энергии;

- заключено трехстороннее Соглашение о взаимодействии с МПС Российской Федерации и "ЮУЖД" и двухстороннее Соглашение с "ЮУЖД" на 2003 год. Итогом III Южно-Уральского экономического форума (10.04.2002 г.) стало обращение участников форума к Президенту и Правительству Российской Федерации, оказавшее содействие на принятие мер Правительством России по поддержке металлургического комплекса.

Правительством области предприняты серьезные шаги по подготовке экономики области к новым условиям, связанным с присоединением России к ВТО. По итогам межрегиональной конференции "ВТО и интересы бизнеса Уральского региона" разработана программа мероприятий по подготовке предприятий и организаций области к вступлению России в ВТО и даны рекомендации всем уровням управления. Для расширения рынков сбыта продукции, произведенной предприятиями области, правительство области способствовало развитию международного и межрегионального сотрудничества. За прошедший год правительством Челябинской области дополнительно подписаны соглашения о сотрудничестве с рядом республик и областей России. Совместно с Южно-Уральской торгово-промышленной палатой, "ЮжуралЭкспо", ЗАО "Восточные ворота" организована серия встреч, миссий и выставок в странах Европы, СНГ и регионах России (свыше 60 мероприятий) наиболее значимые из которых:

- торгово-экономическая миссия промышленных предприятий Челябинской области в земле Рейнланд-Пфальц (ФРГ), с 30 сентября по 8 октября;

- торгово-экономическая миссия промышленных предприятий Челябинской области в г.Киев (Украина), 16-20 декабря;

- выставка предприятий Челябинской области в г.Астана (Казахстан), 14-16 марта;

- встреча правительственных делегаций Челябинской области и Республики Башкортостан в г.Учалы, 17 мая;

- дни Республики Татарстан в Челябинской области, визит Президента Татарстана М.Шаймиева, выставка предприятий Челябинской области и Республики Татарстан, 13-14 сентября.

Реализация мероприятий по развитию внутриобластной и межрегиональной кооперации по предварительным данным позволила обеспечить поставки металлопроката на региональный рынок в объеме порядка 1 млн.тонн, в регионы Российской Федерации - свыше 5 млн.тонн, поставки грузовых автомобилей ОАО "Автомобильный завод "Урал" в регионы РФ, ожидаемые по итогам года, составят 4,2 тыс.штук; тракторов и инженерных машин ООО "ЧТЗ-Уралтрак" - 1,1 тыс.штук.

Немаловажную роль в налаживании внутриобластной кооперации продолжают играть закупки для нужд области и, прежде всего, бюджетных организаций. Эта работа помимо оптимизации расходов бюджета позволяет существенно поддержать местного товаропроизводителя. Размещение заказов по закупкам продукции для областных государственных нужд на конкурсной основе позволило обеспечить в 2002 году экономию бюджетных средств порядка 300 млн.руб., что в 2,5 раза больше, чем в прошлом году. Увеличение в 2002 году объемов областного фонда продовольствия до 400 млн.руб (в 2,6 раза) позволило улучшить качество питания учреждений социальной сферы.

За прошедший год велась работа по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата.

Во многом благодаря проводимой политике господдержки, оказываемой правительством области предприятиям, инвестирующим собственные средства в развитие производства, инвестиции в основной капитал в 2002 году составили 31,5 млрд. руб. или 1 млрд. долларов. В 2002 году в областном бюджете были предусмотрены расходы (около 30 млн.руб.) на оказание государственной поддержки предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, в том числе в сфере малого бизнеса. За 9 месяцев 2002 года объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет области от реализации этих проектов увеличился почти на 100 млн.руб., создано 846 новых рабочих мест, привлечено дополнительных финансовых ресурсов - 422 млн.руб. Бюджетная эффективность составила около 10 рублей на каждый вложенный рубль.

С целью повышения инвестиционной активности предприятий и банков региона, привлечения дополнительных инвестиций в экономику области 10-11 декабря был проведен II Южно-Уральский инвестиционный форум.

Благодаря совместным усилиям структурных подразделений правительства области, депутатов Госдумы РФ в проект федерального бюджета на 2003 год включены 76 объектов на сумму более 250 млн.руб. (против 9 объектов на сумму 30 млн.руб. в 2001 году и 21 объекта на сумму 190 млн.руб. в 2002 году).

В 2002 году из областного бюджета выделено 384 млн.руб., профинансировано строительство ряда объектов. За счет средств, выделенных на газификацию (276 млн. руб.), построено 500 км газопроводов и газовых сетей, газифицировано 27 тыс. квартир, 44 котельных переведены на газ.

Для развития малого предпринимательства Челябинской области в 2002 году особое внимание уделялось вопросам совершенствования нормативно-правовой базы, финансовой, информационно-консультационной поддержки:

- разработаны и реализуются ряд постановлений губернатора области по улучшению предпринимательского климата Челябинской области и снижению административных барьеров;

- 27 ноября проведен IV Съезд представителей малого бизнеса;

- разработана и принята "Программа развития малого предпринимательства на 2003-2005 годы";

- 20 декабря проведена конференция "Развитие малого бизнеса" для глав муниципальных образований;

- в 19 городах и районах области для субъектов малого предпринимательства проведены краткосрочные выездные семинары.

В результате реализации принятых мер доля налоговых поступлений от этого сектора экономики в консолидированный бюджет области увеличилась с 5% в 1999 году до 10% в 2002 году.

Вся работа по реализации экономической политики проводилась в тесном контакте с территориями области. С целью роста реального сектора экономики и увеличения налоговых поступлений в местные бюджеты муниципальным образованиям области оказывалось содействие в реализации программ социально-экономического развития городов и районов области до 2005 года, был организован конкурс социально-экономического развития муниципальных образований.

Была продолжена работа по наведению порядка в деятельности предприятий по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов. Выявлено 29 нелегальных приемных пунктов лома, обнаружено более 120 тонн лома черных металлов и 1,2 тонны лома цветных металлов. Материалы по результатам проверок переданы в ОБЭП, протоколы об административных нарушениях направлены в суд. Во многих городах области открыты "горячие линии".

Реализован комплекс серьезных мер по улучшению положения дел в сельском хозяйстве. Выделены бюджетные кредиты в сумме 371 млн. рублей для проведения посевных и уборочных работ, погашение задолженности сельхозпроизводителей по электроэнергии. Из областного бюджета выделены 255 млн. рублей для поддержки и развития сельского хозяйства. На приобретение сельскохозяйственной техники на условиях лизинга было выделено 350 млн. рублей, за счет этих средств были закуплены 233 зерноуборочных комбайна и другая сельскохозяйственная техника. Инвестиции в агропромышленный комплекс области в 2002 году составили около 1 млрд. руб.

В 2002 году правительством области предпринимались меры по развитию социальной сферы.

Введено в эксплуатацию жилых домов общей площадью 694,3 тыс. кв.м., что на 5,6% больше уровня 2001 года.

Из объектов соцкультбыта введены в эксплуатацию 2 общеобразовательные школы на 440 ученических мест; больничные учреждения на 193 койки; фельдшерско-акушерский пункт на 40 посещений, санаторий (расширение) на 22 койки, стадион на 380 мест.

Предпринимались меры по развитию перспективных, высокодоходных отраслей непроизводственной сферы. В области разработаны и реализуются "Программа государственной поддержки и развития интернет-экономики в Челябинской области на 2001-2003 годы", "Развитие туризма в Челябинской области на период на 2001-2005 годы".

По итогам конкурса Минэкономразвития России по отбору заявок на реализацию проектов в рамках программных мероприятий ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" Челябинская область признана победителем по двум проектам: "Проект создания автоматизированной системы госзакупками Челябинской области" и "Создание Челябинского областного сегмента распределенной сети порталов развития в регионах Российской Федерации".

Для снижения "теневого" оборота наличных денег, усиления контроля за финансовыми потоками и повышения регионального инвестиционного потенциала правительством области разработана и реализуется "Программа развития безналичных расчетов Челябинской области с использованием пластиковых карт на 2002-2005 годы".

Проводилась работа по подготовке управленческих кадров в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (Президентской программы), а также дополняющей ее областной Программы "Эффективный директор". В Челябинской области за четыре года действия президентской программы прошли подготовку около 500 человек, из них более ста побывали на стажировке за рубежом. В 2002 году в Челябинской области в рамках Президентской программы обучалось 128 человек, в рамках Программы "Эффективный директор" - 34 человека. На Всероссийском совещании, посвященном этому вопросу, Челябинская область признана одной из лучших в России.

Подводя итоги прошедшего года, можно отметить, что, несмотря на сложные макроэкономические условия, в результате проводимой Правительством области активной экономической политики в 2002 году сохранилась стабильная ситуация в экономике области и достигнуты положительные результаты развития.

По итогам 2002 года валовой региональный продукт вырос на 2,9% в сравнении с прошлым годом. Объем промышленной продукции составил 102,6% к уровню 2001 года. Наиболее динамично в 2002 году развивались такие значимые для экономики области отрасли, как черная металлургия (105,9%) и цветная металлургия (105,6%).

Объем сельскохозяйственной продукции составил 17,6 млрд. рублей и в реальном выражении увеличился на 2,2% к уровню 2001 года.

В бюджеты всех уровней (без ЗАТО) поступило налоговых и неналоговых платежей на 19,2% больше, чем в 2001 году. Поступления в консолидированный бюджет области выросли на 36,2%.

Рост реальной заработной платы, как и в предыдущие годы, значительно превысил рост объема производства и составил 113,2% к январю-ноябрю 2001 года. Реальные доходы населения выросли на 6,5%. Оборот розничной торговли вырос на 13,2%, платные услуги населению - на 2,8%. Замедлился рост цен, с начала года потребительские цены выросли на 12% (в 2001 году - на 24,8%).