Далеко не праздное любопытство вызвало у жителей Марий Эл предложение взять в свои семьи воспитанников Йошкар-Олинского детского дома. Люди забеспокоились: "Детдом не в состоянии содержать "государственных" детей?" Были и поспешные выводы: "Детей теперь дают напрокат".

Оказалось, что "раздают" их как раз от хорошей жизни. Экономическое положение, наконец, позволило провести в республике эксперимент по патронатному воспитанию. Задумывался он в Йошкар-Оле еще три года назад, но детские учреждения интернатного типа не знали, как выжить, с трудом затыкая дыры в бюджете и спасаясь взаимозачетами. Вскоре ситуация изменилась. В ноябре прошлого года правительство РМЭ дало добро на новую в республике, но давно применяемую в России форму воспитания детей, потерявших родителей.

В Йошкар-Олинском детском доме проживает 85 таких ребят. Но настоящих сирот здесь единицы. Гораздо чаще дети "сиротеют" при живых родителях, которые прожигают жизнь в беспробудном пьянстве. Наслышавшись о генетике, даже бездетные семьи не решаются усыновить или удочерить сирот с сомнительной наследственностью. По словам педагогов, в последнее время очень редко происходят торжественные события по поводу "проводов" в семью. В Йошкар-Олинском детдоме ребята разных возрастов от 3 до 15 лет живут в небольших "квартирках", где в каждой есть своя кухня, гостиная, спальня. В них чисто, уютно и красиво, как дома, и чувствуется, что хозяева хорошо обеспечены и очень заботливы. Все шторы и покрывала, например, воспитатели сшили своими руками. Есть также самодельные игрушки, изготовленные взрослыми и детьми. Однако из-за вынужденной изолированности у ребят потом возникают проблемы в общении. Так что "выход" детских домов на семьи решит очень важную для детей проблему адаптации в обществе.

На эксперимент сделана большая ставка, и патронатному воспитателю предоставлены все условия, чтобы его заинтересовать. По информации директора Йошкар-Олинского детского дома Надежды Петуховой, те, кто возьмет ребенка на воспитание, будут получать на его содержание специальное пособие. Расходы на питание и "обмундирование" тоже за счет детского дома. Кроме того, детдом предоставит в помощь квалифицированных специалистов: психологов, педагогов, социальных работников и медиков. Услуги по дополнительному образованию будут безвозмездны. В результате патронатному воспитателю не придется ломать голову, как обеспечить ребенка. Его труд будет оплачен в размере минимального оклада, а проведенное с ребенком время засчитано как педагогический стаж.

После объявления об эксперименте нашлось немало желающих попробовать себя в роли домашних воспитателей. Сотрудники даже не ожидали, что заинтересуются люди самых разных возрастов и профессий. У некоторых из них дети уже выпорхнули из гнездышка, а у других пока еще находятся на иждивении, но есть силы и желание пополнить семью. Опасение вызывает лишь тот контингент населения, кто может в корыстных целях, а не из благих намерений приютить у себя ребенка за любой источник дохода. Но, как выяснилось, специалисты предусмотрели всевозможные ситуации.

С каждым кандидатом в патронатные воспитатели будут работать психологи и социальные работники. Намечается обследование жилищных условий. Однако ребенку необязательно иметь свою комнату, достаточно предоставить ему удобное место для сна и занятий. Одним из условий являются также доброжелательные взаимоотношения в семье и согласие каждого из ее членов на появление нового жильца. Помимо всего прочего, с кандидатами будет проводиться учеба в тренинговых группах. Вдруг у воспитателя окажется недостаточно теоретических знаний? Не исключено, что в любой момент детдомовец может оказаться "трудным ребенком" и в случае конфликта, например, уйти из дома.

Учтены, конечно, и права детей. Их юридическим опекуном по-прежнему остается детский дом и, по желанию ребенка, если отношения в семье не заладятся, договор с патронатным воспитателем в любой момент будет расторгнут. Подобным внедрением сирот в семьи занимаются сейчас в девяти российских регионах. Первым к опыту патронатного воспитания шесть лет назад обратился один из московских детских домов. Сейчас 150 его воспитанников благополучно живут в семьях. Весной прошлого года йошкаролинка С., мать уже взрослых самостоятельных детей, уже взяла на воспитание из детдома трех девочек. Трудности у нее, конечно, были, но перевесили всё-таки радостные моменты. Поэтому со своими воспитанницами первая патронатная сотрудница расставаться пока не собирается. Хочется надеяться, что и ее новоиспеченные коллеги получат удовлетворение от своей работы. Кстати, сейчас Йошкар-Олинский детский дом переименовывается в Центр семейного устройства детей.