Обзор СМИ Амурской области за 9 - 15 июня

С благовещенского рынка все-таки убирают китайских торговцев, пишет 15 июня "Комсомольская правда в Приамурье". Издание напоминает, что центральный рынок Благовещенска перед вступлением в силу известного правительственного постановления успели зарегистрировать как торговый комплекс и поэтому иностранные продавцы на нем остались и после 1 апреля. Теперь же "китайский квартал" закрывают. В четверг с утра на улице Пионерской, на том участке, где с апреля разрешили торговать китайцам, царил беспорядок, пишет газета. "Вчера к вечеру пришел капитана, показал всем бумагу и сказал, чтобы завтра здесь никого не было, - цитирует газета китаянку Таню, хозяйку одного из павильонов, разговаривающую на отличном русском. - Даже 24 часа не дали собраться. А китайцы много хороших вещей везли продавать. Сначала разрешили торговать, теперь запретили, очень плохо нам и вам. Нельзя так делать". "За аренду деньги взяли - 40 тысяч рублей, нас выгоняют, а деньги не отдают. Сказали, будем торговать в старом торговом центре на Шевченко - Красноармейской, мы не хотим, там плохо, домой поедем", - приводит издание слова продавца по соседству.

"Русские покупатели, сообразив, что тут что-то не так, начали рьяно торговаться, убеждая китайцев, что иначе их товар вообще продать не удастся (в конце марта этот способ срабатывал здорово, ширпотреб скупался за копейки), - продолжает автор материала. - А вот на этот раз китайцы не торговались ни в какую. Настаивали на том, что "не выгодно". На этой почве около "бутика № 20" произошла серьезная стычка, добавляет журналист: "Русская покупательница попыталась поторговаться за китайские джинсы. Но китаянка, обозленная обстановкой, не просто не захотела уступить, но еще и ударила девушку. Закончилось тем, что китаянка умоляла девчонку одеться бесплатно, лишь бы та не вызывала милицию".

"Это мы добились, чтобы китайцев убрали! - уверяют журналистов русские продавцы на рынке. - Мы писали и в нашу прокуратуру, и в Москву президенту, и Исхакову (Камиль Исхаков - полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе - ИА REGNUM). Китайцы давно по закону должны были покинуть его, но руководство рынка упорно их защищает, так как получает с них аренду не чета нашей". Русские возмущаются еще и тем, что теперь, в угоду китайцам, центральный рынок переименован в торговый комплекс "Центральный", а условия - какие были, такие и остались, отмечает автор материала. "Здесь уже три продавца от жары умерли прямо на рабочем месте, - цитирует издание слова русских продавцов. - На улице пекло, между рядами места мало, и железные крыши впритык друг к другу, дышать нечем. Когда в последний раз, 2 июня, мужчине стало плохо и вызвали реанимацию, так машина подъехать не смогла и человека не спасли. И такую жуткую обстановку назвали гордо - "торговый центр". "Только вот все это выселение китайцев уже поворачивается против нас. Сегодня руководство рынка ходило и успокаивало китайцев, мол, мы вас в штаны засунем, но в обиду не дадим!" - добавляют журналистам русские продавцы.

Директор МП "Городской деловой центр" Сергей Ланкин заявил автору материала, что для китайских торговцев подыскиваются места: "Конечно, торговля, существующая на рынке, изживает себя. Ее нужно приводить в цивилизованные рамки. Но все происходит слишком быстро, и принять адекватные меры по решению проблем очень сложно. Да и население наше привыкло покупать товар у китайцев, так как он гораздо дешевле другого. Мы сейчас ищем свободные места в магазинах и торговых центрах, чтобы перевести туда китайских торговцев, но это повлечет за собой подорожание их товаров, так как требований к торговле в магазинах намного больше, чем на рынке".

По словам заместителя прокурора Благовещенска Галины Осиповой, которые приводит издание, оставлять все, как прежде, нельзя: "Прокуратура города проверила условия торговли иностранных граждан в связи с обращением русских предпринимателей. В итоге, с одной стороны, как иностранная рабочая сила, привлеченная МП "Городской деловой центр", китайцы работают у нас по закону. И речь не идет о выдворении китайских торговцев из Благовещенска. Но, с другой стороны, МП "ГДЦ" нарушило законодательство тем, что не предоставило китайцам нормальных условий для работы. Это касается, прежде всего, пожарной безопасности павильонов на улице Пионерской. Кроме того, в павильонах на Пионерской не соблюдаются требования, предъявляемые к розничной торговле (не у всех китайцев есть сертификаты на товар, не все используют кассовые аппараты и т. д.). В итоге по решению суда с 14 июня китайцам запрещено торговать на улице Пионерской. А с 7 июля, если ГДЦ не выполнит предписания контролирующих органов, граждане КНР должны будут вообще покинуть территорию рынка Благовещенска".

Между тем семью благовещенцев избили в Хэйхэ, продолжает "Комсомольская правда". Для двадцатилетнего студента Алексея Романовского, его сестры и бабушки отдых в Китае обернулся кровопролитием, пишет издание: "Алексей не раз бывал в Китае. Ездил не столько за покупками, сколько чтобы отдохнуть. В этот раз, 10 июня, с ним в поездку отправились сестра и бабушка. Кроме отдыха, была у Романовских еще одна цель - поменять бракованный mp3-плейер, купленный зимой. Алексей не раз пытался разобраться с торговцем Димой, продавшим не тот плейер, который требовался. Эта попытка поменять бракованную технику была шестой".

"Продавец попросил подошедших к нему благовещенцев прийти через два часа - сейчас он, мол, очень занят, - продолжает издание. - Когда они снова подошли к торговцу, Лариса сама решила уладить вопрос. Она потребовала у китайца или поменять плейер, или вернуть деньги. В ответ на это, казалось бы, справедливое требование продавец ударил девушку по лицу. В то же время появилась китаянка, начавшая избивать Аду Николаевну. На Алексея, попытавшегося защитить родственниц, сразу навалились больше десятка китайцев. Все это происходило днем в одном из самых оживленных торговых центров Хэйхэ. За избиваемых благовещенцев никто не вступился - ни многочисленные соотечественники, ни китайские торговцы. В итоге драку удалось остановить сестре Алексея. Сам он в это время лежал на полу с разбитой головой, практически без сознания. Двое парней (как позже выяснилось, студенты Благовещенского педуниверситета) помогли ему подняться на ноги и остановить кровь. Когда Романовские все же выбрались на улицу, к ним подъехал полицейский".

"Он нам никак не представился, и более того - был не в форме, а в какой-то не совсем чистой одежде, - рассказывает журналистам Леша. - То, что это представитель закона, мы поняли только потому, что он подъехал на полицейской машине. Он забрал нас в участок, который оказался совсем рядом, буквально за торговым центром. Если бы я знал раньше, что он там находится, то, может, и сам обратился бы туда". Однако, пишет издание, прибытие слуги закона не слишком помогло Романовским: "В полицейском участке их продержали больше часа, не оказав никакой медицинской помощи. А потом полицейский, с трудом, но изъясняющийся на русском языке, начал требовать с пострадавших объяснение в письменной форме, в котором они должны были признаться, что драку затеяли сами да еще и разбили торговцу Диме сотовый телефон стоимостью 12 тысяч рублей. Сначала Алексей отказался, однако, когда ему пригрозили, что в ином случае их могут вообще не выпустить из Хэйхэ, сдался. Только после этого Лешу с женщинами отвезли на китайскую таможню и там оставили".

Приехав в Благовещенск, они сразу отправились в больницу. "Надо сказать, - пишет газета, - бабушка и сестра отделались довольно легко - ссадинами и ушибами, а вот Леше пришлось накладывать швы на разбитый затылок. Молодой человек сразу развил бурную деятельность: написал заявления и в прокуратуру, и в городскую милицию, и в МИД. Однако уверенности в том, что благовещенские службы проведут полноценное расследование, нет - все-таки инцидент произошел в другой стране".

"Здесь, через наши службы, этот вопрос Романовским решить будет сложно, - сказал автору материала руководитель пресс-службы УВД Амурской области Дмитрий Беломестнов. - В подобных инцидентах первым делом необходимо обращаться по месту происшествия, то есть в китайскую полицию. Пока же мы о случившемся знаем лишь со слов пострадавшего. И если побои сняты здесь, то доказать, что они получены в Китае, будет сложно".

Страсти словно из-под пера Достоевского развернулись в тындинском Свято-Покровском монастыре. Одна из послушниц подозревается в убийстве младенца. Еженедельник "Амурский самовар" в номере от 13 июня раскрывает подробности. Восемь месяцев назад корреспондент газеты "Самовар" побывала в этой обители Божьей. Послушница Ксения охотно рассказывала ей о своей жизни, будущем постриге, связывала свою судьбу с Богом. На помощь Всевышнего женщина очень надеялась. Но не получилось, отмечает автор, искушение оказалось сильнее веры.

"Уйти под защиту Бога послушницу Ксению подтолкнула череда неудач, - отмечает журналист. - Мирская жизнь женщины была достаточно сложной. Постоянных семейных уз завязать ни с кем не удавалось. Не нужными оказались отцам и ее дети 9 и 12 лет. С матерью, казалось бы, самым близким человеком, отношения тоже не складывались. Медсестра решила отречься от мирской суеты и уйти к Богу". "Один Бог знает, как мне тяжело было. Предательство, ложь. Такое отчаяние! В двух словах и не описать. Проблемы в семье привели меня в церковь. Наш белогорский батюшка отправил меня к архиепископу Гавриилу в Благовещенск, я там исповедалась, получила благословение и приехала сюда", - рассказывала журналистам Ксения.

Издание пишет, что мать взяла под опеку детей Оксаны и полностью отказалась от дочери: "Женщина несколько раз писала письма родителям, но ответа так и не получила. А доверие Божье надо еще заслужить. Все послушницы проходят испытание трудом. Оксана вставала рано утром и ложилась далеко за полночь. В ее обязанности входила готовка, уборка, уход за скотиной". "Искушение пришло нежданно-негаданно, - пишет автор материала. - При монастыре периодически работали мужчины-строители. Здесь их кормили, поили, покупали одежду и необходимые мелочи. С одним из ремонтников у женщины завязался роман. Вскоре она забеременела и рассказала об этом своему возлюбленному. Мужчина поступил, как и предыдущие: он просто бросил несчастную, оставив наедине со своими проблемами".

Газета сообщает, что проблема заключалась в том, что Оксане некуда было пойти: "Даже поделиться, поплакаться было некому. Близкие отказались, подруги остались в прошлой жизни, а церковь, как ей казалось, не может простить греха прелюбодейства. Послушница решает скрыть от всех беременность. Благодаря плотному телосложению и просторной одежде ей это почти удается. Она продолжает трудиться, жить в холодном вагончике - и молчать. В середине срока женщина попала в больницу, от холода и нагрузки заболели почки. Там она и рассказала соседке по палате о своей беде".

"Младенец появился на свет ледяной мартовской ночью, - продолжает рассказ автор материала. - Роды прошли в холодной келье. Оксана, сжав зубы, не издала ни звука, за тонкими стенами спали соседки-послушницы. Боясь младенческого крика, женщина накинула на ребенка одеяло. Когда пришла в себя, поняла - мальчик мертв. Чтобы замести следы греха, послушница закопала тело в снег на территории больницы, прилегающей к монастырю. И вернулась - дальше служить Богу. Через десять дней о трагедии стало известно. Бывшая соседка по больничной койке поинтересовалась у настоятельницы монастыря: родила или нет беременная послушница. Под давлением матушки Оксана призналась в совершенном преступлении и уехала в Шимановский район".

Перед отъездом из города Оксана решила похоронить ребенка, отмечает издание: "Она нашла зарытый трупик и отнесла его на кладбище. Вырыть могилу она не смогла, поэтому положила сына на одну из надгробных плит". Как добавляет газета, основанием для возбуждения уголовного дела послужило обращение священника Свято-Покровского женского монастыря: "Отец Александр сообщил, что одна из послушниц тайно родила ребенка, увезла его на кладбище и там оставила. В ходе проверки на городском кладбище был обнаружен труп мальчика. Причиной смерти ребенка явилась механическая асфиксия".

По словам следователя Тындинской прокуратуры Евгения Зюбина, которые приводит издание, Оксана сразу признала свою вину и искренне раскаивается. Сейчас она находится под подпиской о невыезде и живет в том самом монастыре. Согласно статье 106 УК РФ, женщине грозит лишение свободы до пяти лет, но это только в том случае, если ее вина будет полностью доказана. "Я ее не оправдываю, - цитирует газета слова следователя, - но, если бы люди отнеслись к ее беде с пониманием, трагедии удалось бы избежать. Просто в тот момент никто не протянул женщине руку помощи, а сейчас ее винят и осуждают очень многие". "У этой женщины остались пути к спасению. Из лона православной церкви ее никто изгонять не будет. Она всегда может вернуться, но только если сама этого захочет", - прокомментировал журналистам сложную ситуацию секретарь Благовещенской епархии священник Олег Волочай.