ИА REGNUM продолжает публикацию цикла материалов об истории, нынешнем состоянии и перспективах национальных меньшинств Закавказья. Цикл подготовлен экспертом Аналитического центра "Кавказ" Эдуардом Абрамяном. Ниже приводим четвертую работу эксперта в данном цикле.

Осетинский народ сформировался в результате слияния древних ираноязычных кочевников - скифов, сармат и алан, переселившихся на Кавказ в античный период. Процесс слияния схожих аллохтонных народов с местным кавказским субстратом проходил интенсивно, и уже в раннесредневековый период началось формирование единого осетинского этноса. Одновременно, развитием единого общественного социума началось активное становление единого государственного строя, который объединял осетинские обширные ареалы обитания к северу и к югу от главного Кавказского хребта. Активное слияние осетинских народностей воедино в X-XII веках привело к появлению на политической арене централизованного государства Алания.

Алания представляла собой крупное государственное образование, связанное с такими странами, как Византия, Грузия, Русь, Хазария и т.д. Высокий военно-политический потенциал Алании в тот период был результатом внутреннего социально-политического развития (1). С XII века Алания вступила в период феодальной раздробленности, и начался распад государства на небольшие княжества, а затем и королевства. С 1238 г. началась долговременная борьба осетин с татаро-монгольскими завоевателями, в результате которой часть Алании была захвачена. Затем, в начале XIV века осетинская знать попыталась восстановить государственность с центром в осетинском городе-крепости Гори, однако восстание окончилось полным провалом и массовым истреблением местного населения.

Через некоторое время в XVII-XVIII вв. начались формирования осетинских горных обществ, а феодальные отношения между княжескими домами активно улучшались, что и способствовало развитию сельского хозяйства в горной Алании и бурному росту населения. С 1740-х годов активизировались русско-осетинские отношения и уже в 1774 г. равнинная (северная) и центральная часть Осетии присоединилась к России (2). Вхождением в состав России северной и центральной части Осетии начался активный процесс развития национально-культурного возрождения осетинского народа севера, в то время как южная часть Осетии, находясь под властью грузинских князей, испытывала сильное влияние грузинского этнополитического и культурного развития.

Со второй половины XIX века, во времена, когда активизировались национально-религиозные восстания на Кавказе против царской власти, в горных районах Осетии также вспыхнули небольшие волнения в основном против местных грузинских руководителей, что в общем плане было представлено как антигосударственные мятежи. В результате неповиновения осетин в регион были направлены карательные отряды, состоящие из царских войск и грузинских ополченцев. Военные экспедиции в Осетию с одной стороны окончательно установили российский протекторат со всеми полагающими формами правления и институтами административного руководства, включая суды и налоговую систему, с другой стороны - усилили влияние грузинских князей в регионе, которые всячески показывали себя верными слугами империи. В итоге крестьянских восстаний получилось так, что грузинское руководство края могло себе позволить все, что угодно: начиная с переселения осетин и заканчивая созданием искусственных социально-экономических проблем, несмотря на то, что метрополия активно способствовала развитию осетинского региона империи. В начале XX века в Осетии, равно как и во всей стране, начали распространяться революционные идеи, а в разгар революционных событий в 1917 г., II съезд осетинского народа, провозгласил объединение северной и южной частей Осетии, что и стало возобновлением долгой борьбы народа на воссоединение.

Как известно, после ухода российской армии из Закавказья была создана Закавказская демократическая конфедерация. Грузинская сторона Южную и Триалетскую Осетию, население которой не желало выходить из состава России, тогда считала составной частью собственного непровозглашенного еще государства. В результате этого в Южной Осетии и в Триалетии вспыхнули антигрузинские восстания, для подавления которых были брошены значительные силы. Вооруженные столкновения между осетинами и грузинами большей силой продолжились во весь период существования провозглашенной в конце мая 1918 года Грузинской демократической республики. За два года борьбы с осетинами грузинское руководство частично выселило осетинские населенные пункты Горийского уезда и Кахетии. По состоянию июня 1920 г. грузинское руководство контролировало всю Триалетию и основную часть Южной Осетии, а население вместе с оставшимися повстанцами начало мигрировать на север. Через некоторое время, при советизации Кавказа югоосетинские беженцы вместе с вооруженными отрядами осетин и частями Красной Армии вернулись в Южную Осетию и оттеснили грузинские части. Одновременно, в конце января 1921 г. на карте Кавказа появилось новое государственное образование под названием Горская Автономная Советская Социалистическая Республика, в состав которой вошла и Южная Осетия. Затем, после советизации всего Кавказа было решено отторгнуть южную часть Осетии и включить ее в состав Грузинской советской республики как автономное образование. В результате усердной политики некоторых грузинских большевиков, 20 апреля 1922 г. Южная часть Осетии была включена в состав Грузии и была Образована Юго-Осетинская Автономная Область. Областное руководство сразу же потребовало присоединить Триалетскую Осетию к автономной области и включить единую Осетию в состав РСФСР (3). Однако вопреки требованиям тбилисское большевистское руководство в течение 10 лет организовало частичную депортацию и выселение осетин из Триалетии. Кроме того, Южная Осетия стала заселяться грузинским этническим элементом.

Триалетская Осетия

Триалетская Осетия включает в себя нынешние Хашурский, Боржомский районы, южную часть Карельской и Горийского районов Грузии. По состоянию 1989 г. в этом регионе проживало более 38.000 осетин примерно в 134 селениях (*), включая райцентр Гори.

Население Триалетии не приняло участие в военной части грузино-осетинской конфронтации. Жители некоторых сел даже призывали конфликтующих сторон сесть за стол переговоров, не смотря на то, что летом 1990 г. грузинские вооруженные формирования полностью блокировали основную часть осетинских сел Тримлети. Однако грузины не довольствовались блокадой указанного региона. Вскоре в каждое село начали приезжать эмиссары с требованием либо покинуть страну, либо же принять грузинское гражданство, одновременно отказываясь от осетинской самоидентичности. Угрожая уничтожением населения, грузинские эмиссары советовали старейшинам осетинских селений писать заявления для изменения своих фамилий, и что их предки являлись не осетинами, а именно грузинами. Кроме того, представители грузинского руководства вместе с гвардейцами практически в каждом осетинском селении активно начали собирать подписи местного населения с призывом упразднить югоосетинскую автономию. После показательных убийств в селах Агара Карельского района (4) и в Цинубани Боржомского района, многих осетин под страхом смерти заставили подписать требования об упразднении автономии.

Жители осетинских селений в начале 1991 г., заявили о своем полном повиновении грузинскому руководству. Правительство З. Гамсахурдиа даже проводило призывы молодых осетин в армию. Осетинская же молодежь Триалетии, не имея иного выхода, соглашалась вступить в ряды грузинской армии. Показательные расправы над мирным населением региона сыграли определяющую роль. Однако, несмотря на полное повиновение грузинскому руководству, с апреля 1991 г. в Триалетии начались массовые гонения осетинского населения. Вооруженные гвардейцы и милиция вторглись в села и силой вынудили местное население покинуть дома. Все это сопровождалось убийствами и грабежом. Одновременно в начале марта грузинские силовики блокировали Гуджаварское ущелье Боржомского района. Они предъявили ультиматум осетинскому населению ущелья, где располагались 9 сел, что если они не покинут район в течении 24 часов, грузинская армия силой решит этот вопрос. Известно, что за сутки 9 осетинских селений были полностью деэтнизированы, а испуганное население через горные перевалы попыталось перейти в Армению. Тысячам беженцев Боржомского района оказали помощь и защиту армяне Самцхе-Джавахка, которые сопровождали измученное и напуганное осетинское население до армяно-грузинской границы, не позволяя мародерам грабить и калечить их. В начале 90-х гг. через Ереван во Владикавказ мигрировали более 3 тысяч осетин.

После гуджаварских событий оставшееся осетинское население Триалетии спешно начало покидать регион, однако были и те, которые наивным образом верили в свои гражданские права и равенство всех граждан свободной "демократической" Грузии. Такими были осетины Карелии и Гори, регионы, которые на сегодняшний день лидируют в списке фактов массовых убийств осетинского этнического элемента. Одним из основных проблем являлось и является большое количество смешанных браков между грузинами и осетинами, что и создавало трудности для переселения. Многие смешанные семья в начале просто не собирались покидать родину, являясь нейтральным или прогрузински настроенным обществом. Известно, что во время облав, грабежей и массового выселения осетин из Триалетской Осетии было убито более 1000 мирных жителей (5). Точных данных о жертвах на сегодняшний день нет и, может быть, никогда уже не будет, если принимать во внимание тщательное скрытие грузинским руководством всех фактов насилия над осетинами. До последнего времени многие районы Триалетии, где проживали осетины до грузино-осетинского конфликта являлись закрытой зоной и лишь в последние 5-6 лет они начинают открываться для журналистов и исследователей. Несмотря на попытки скрыть реальные факты тех лет, известно, что десятки селений после полного разграбления были сожжены, а другие - заселены представителями различных грузиноязычных народов и грузинскими беженцами. В процентном соотношении, более 70% осетинского населения Триалетии было изгнано из региона, а остальная часть находится в постепенном ассимиляционном процессе. По некоторым данным на сегодняшний день в Боржомском районе из осетин остались лишь несколько семей, разбросанных по всему региону. В Хашурском районе оставшееся осетинское население также разбросано и находится в стадии ассимиляции из-за отсутствия осетинских школ в регионе. Численность осетин по некоторым данным там от силы достигает до 400 человек.

Процессы интенсивной "грузинизации" имели и имеют место на всей территории Грузии - в селах, где население являлось смешанным или в крупных городах. Одним из образцов подобных процессов является решение Хашурского райисполкома Совета народных депутатов №296 от 26 мая 1990 г., когда по просьбе жителей двух осетинских сел было дано разрешение огрузинить их фамилии и считаться грузинами. Исходя из фактов повсеместного давления со стороны грузинского руководства и населения, жители этнически анклавных районов, где проживают осетины, греки, армяне, азербайджанцы, в целях безопасности и обеспечения нормального развития своих будущих поколений, часто идут на подобные шаги, считая, что их дети и внуки путем быстрой ассимиляции и грузинизации в будущем добьются большего, чем их родители - осетины, армяне или азербайджанцы, проживающие в стране, где ущемление прав негрузинских этнических элементов на сегодняшний день является повсеместным и естественным явлением. Этот процесс официальная грузинская сторона толкует по-своему. Ассимиляционные процессы негрузинских народов, в стране называя "возвращением бывших грузин к своим грузинским корням". Иными словами, все армяне, осетины, греки и многие азербайджанцы для грузинского р%F