14 июня Государственная дума РФ приняла в первом чтении бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМФ) на 2008-2010 гг., несмотря на большое количество вопросов к руководству фонда и Минздравсоцразвития. Законопроект поддержали 335 депутата при 69 голосах "против", сообщает корреспондент ИА REGNUM. Сколько будет выделяться на программу дополнительного лекарственного обеспечения, на граждан, страдающих заболеваниями, требующих дорогостоящих лекарств, будут ли учитываться в зарплате медицинского персонала первичного звена доплаты в рамках национального проекта при расчете отпускных - на все эти важные вопросы ответов в проекте закона нет.

Сегодня депутаты получали в основном обещания, что поднимаемые думой проблемы будут решены. И.о. директора Федерального фонда ОМФ Дмитрий Рейхарт несколько раз информировал думцев, что вопрос о денежных выплатах медработникам первичного звена находится в стадии обсуждения с Минфином.

В свою очередь замминистра здравоохранения и соцразвития Владимир Стародубов сообщил, что выплаты так же, как и диспансеризация работающего населения, несмотря на отсутствие расходов на эти цели в бюджете фонда в 2010 г., будут реализованы "через другие схемы".

Касаясь планов выделения "дорогостоящих льготников" из системы ДЛО, Стародубов отметил, что субъектам передадут деньги в полном объеме не только по федеральным, но и по региональным льготникам.

Зампредседателя комитета по бюджету и налогам Глеб Хор отметил, что количество таких больных составляет 3% от всех льготников, а объем финансирования превышает 40% от бюджета ДЛО. "Мы хотим получить реальные расчеты по федеральным, региональным и тем, кто не относится к льготникам, страдающим такими тяжелыми заболеваниями. Иначе невозможно выделить средства", - подчеркнул Хор.

Добавим, что эта инициатива потребует принятия отдельного закона и изменений в федеральном бюджете.

Депутат Госдумы, академик РАМН Сергей Колесников ("Единая Россия") полагает, что сумма расходов на "дорогих льготников" известна. "Единственное, где есть неопределенность - это по онкозаболеваниям. Но в целом сумма более или менее одинаковая, и она должна нарастать на уровень инфляции и на уровень спасенной жизни. К огромному сожалению, наше правительство не понимает очевидное, что если мы даем человеку лекарство, мы сохраняем ему жизнь. А значит надо рассчитывать, что каждый год появляются новые больные и эти не умирают", - сказал он корреспонденту ИА REGNUM. Колесников также подчеркнул, что в бюджет программы ДЛО необходимо было заложить порядка 60-65 млрд руб., т.е. столько, сколько было фактически израсходовано в 2006 г.

Напомним, в трехлетнем бюджете фонда расходы на лекарственное обеспечение не прописаны, они будут известны в середине октября. По закону "О государственной социальной помощи" до 1 октября льготники определяются с тем, сохранять ли соцпакет или взять "живые" деньги.

Еще одним нерешенным вопросом остается передача субъектам РФ полномочий по лекарственному обеспечению льготников. Соответствующий законопроект Минздрав обещает внести в Госдуму ко второму чтению бюджета ФФОМС, в настоящее время он проходит согласование в правительстве.

Отвечая на вопросы депутатов, Рейхарт сказал, что все долги перед поставщиками лекарств за 2006 г. будут закрыты в текущем году. Он напомнил, что в бюджете фонда для этого предусматривается 15 млрд руб. в 2008 г., по его словам, средств на программу выделено достаточно. Срегей Иванов (ЛДПР) обратил внимание на то, что в 2008 г. территориальные программы ОМС будут финансироваться на уровне 2007 г., и эти средства даже не проиндексированы с учетом темпов инфляции (41,8 млрд руб.). Сергей Штогрин (КПРФ) поинтересовался, когда будет принят закон "Об обязательном медицинском страховании" и закон, определяющий статус ФФОМС, который до сих пор не урегулирован в правовом поле. Стародубов пояснил, что министерство несколько раз пыталось согласовать последний законопроект с другими ведомствами. "Самая главная оставляющая - источники финансирования не найдены. Или эту систему нужно превращать окончательно в бюджетную, или сделать настоящую страховую модель", - сказал Стародубов.

Независимый депутат Оксана Дмитриева считает, что правительство пытается переложить на регионы то, что было провалено на федеральном уровне. "Даже при выделении дорогостоящего лекарственного обеспечения в отдельную статью расходов страховой принцип уже не работает. Сегодня все льготники, как один, нуждаются в лекарственном обеспечении. Страховой случай возникает с вероятностью 100%, а значит, никакой страховой системы быть не может", - подчеркнула она. По мнению Дмитриевой, потребности регионов при реализации ДЛО составят не менее 55 млрд руб., в то время как им предлагается передать не более 35 млрд руб., из расчета той части соцпакета, которая может быть израсходована на лекарства для льготников (около 450 руб.).

"Такое ощущение, что идет курс на свертывание национальных проектов. Темп роста расходов на здравоохранение снижается по сравнению с другими разделами федерального бюджета", - заключила она.