Передача прав и обязанностей по договору водопользования для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения будет запрещена. Соответствующую поправку в Водный кодекс одобрил 13 июня Совет Федерации, сообщает ИА REGNUM.

Напомним, сенаторы инициировали данный закон после принятия нового Водного кодекса в июле прошлого года, потребовав у правительства поддержки изменения ряда норм кодекса в обмен на одобрение документа в целом. Совет Федерации предложил ввести ограничения по размерам прудов и обводненных карьеров, которые могут находиться в собственности физических и юридических лиц, запретить отчуждение в частную собственность прудов и обводненных карьеров, находящихся на 1 января 2007 г. в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, запретить отчуждение в собственность граждан и юридических лиц прудов и обводненных карьеров, находящихся в государственной собственности и используемых для питьевого водоснабжения. Однако из нескольких инициатив "прошла" фактически только одна.

Отметим, что изменения в Земельный кодекс предусматривают ограничение оборота земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности "в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения". По словам главы комитета по природным ресурсам и природопользованию Виктора Орлова, первый пояс имеет ширину от 500 до 1 тыс. м, второй - не менее 3 км от водозабора. Согласно закону, запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры и которые отнесены к территориям общего пользования.

Орлов заметил, что принятый сегодня закон практически исключает возможность перехода в частную собственность водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственного водоснабжения. Между тем, сенатор Вячеслав Новиков считает, что каждая позиция верхней палаты была учтена лишь частично, и это не изменит ситуацию. А глава комитета по природопользованию заметил, что "сохраняется возможность конфликтной ситуации в вододефицитных регионах". Он подчеркнул, что "не исключается возможность приватизации крупных водных объектов, включая водохранилища", учитывая, что порядок их использования будет устанавливать "даже не правительство, а рядовой чиновник". По словам Орлова, для решения этой проблемы в Совете Федерации готовится законопроект, касающийся уточнения понятия "водохранилище".