Виктор Якубян: Победитель берет не все, чтобы сделать это позднее (Армения)

Ереван, 9 июня 2007, 15:10 — REGNUM  

Накануне, 9 июня, президент Армении Роберт Кочарян подписал указ о формировании нового правительства республики. Большинство министерств возглавят представители Республиканской партии Армении, набравшей в ходе парламентских выборов наибольшее число голосов. Министерства обороны и иностранных дел останутся под личным контролем президента Армении. Всего в правительстве под руководством премьер-министра Сержа Саркисяна будет 16 министерств. По три портфеля получили партии "Процветающая Армения" и АРФ "Дашнакцутюн". О завершившейся кампании и поствыборных тенденциях с корреспондентом ИА REGNUM беседует эксперт аналитического центра "Кавказ" Виктор Якубян.

ИА REGNUM: Виктор Артемович, поделитесь своими оценками результатов состоявшихся в Армении парламентских выборов.

Сразу хочу отметить, что окончательные результаты выборов оказались неожиданными не только для населения, журналистов и экспертов, но и собственно для политических сил, участвовавших в электоральном процессе. Главным сюрпризом оказался неожиданно и даже неоправданно высокий результат Республиканской партии. По моей информации, после оглашения итогов голосования политическим силам пришлось буквально в авральном режиме пересматривать как межпартийные, так и внутрипартийные и межличностные договоренности. В особенно неприятной ситуации оказались руководители партий "Процветающая Армения" и функционеры, патронирующие эту политическую силу. Значительные коррективы в свои разработки внес и президент Армении.

Испытав некоторый шок, республиканцы достаточно быстро овладели ситуацией и начали диктовать свои условия. По сути, РПА было готово к тому, чтобы самостоятельно сформировать правительство, а может быть и перетянуть в свою фракцию целый ряд депутатов из других фракций. Но, этого не произошло. С одной стороны президент Кочарян настоял на идее коалиционного правительства, с другой и сами республиканцы не рискнули полностью отмежеваться от партнерских партий. В итоге, они выдвинули на первый план вопрос о поддержке их кандидата на президентских выборах 2008 года. Этот своеобразный "проходной билет" поставил в сложное положение уже АРФ "Дашнакцутюн". Эта партия изначально не была намерена поддерживать Сержа Саркисяна на выборах президента. Ответом АРФД стало условие - либо министерские портфели, либо уход в оппозицию. Таким образом, накануне, 8 июня было сформировано новое правительство с доминирующим участием РПА и равным присутствием партий "Процветающая Армения" и АРФД - по три портфеля. Случился парадокс: партия, подписавшая коалицию с РПА и набравшая 14,7% голосов избирателей, получила столько же портфелей, сколько отказавшаяся от поддержки единого кандидата на президентских выборах, не подписавшая коалиционный меморандум и набравшая 12,7% голосов избирателей - АРФД.

ИА REGNUM: В чем же, по-вашему, состоит причина неожиданного успеха РПА и столь парадоксального решения по части распределения министерских портфелей?

Дело в том, что Республиканская партия Армении, впервые, выступила на выборах во главе с Сержем Саркисяном, который считается главным кандидатом на пост президента. По сути, и для РПА и для самого премьер-министра Саркисяна это был, образно говоря, предпоследний перед президентской гонкой, но решительный бой. Данный факт, а еще и фактор дышащей в затылок партии "Процветающая Армения", заставили республиканцев максимально собраться, выжать практически все свои ресурсы для обеспечения максимального результата, свидетелем чего мы и стали. Далее, деморализованная после выборов "Процветающая Армения" перестала вызывать опасения республиканцев. Приоритетом номер один стала задача не допустить перехода АРФД в оппозицию. То есть, недопущение АРФД в оппозицию было важнее, чем включение "Процветающей Армении" в коалицию власти. Эту задачу республиканцам тоже удалось выполнить в процессе распределения портфелей.

ИА REGNUM: А почему РПА не опасалась перехода в оппозицию партии "Процветающая Армения"?

Оппозиционность "Процветающей Армении" не предполагалась изначально. Наоборот, задача состояла в том, чтобы данная политическая сила стала равнозначным конкурентом РПА во властном лагере. Однако довольно неудачная предвыборная информационная кампания, отсутствие внутренней партийной дисциплины привели партию к иному результату. По итогам выборов оказалось, что "Процветающая Армения" может рассчитывать на непринципиальные позиции в парламенте при невозможности ухода в оппозиционный лагерь. Оставалось одно, принимать условия республиканцев.

ИА REGNUM: Считаете ли вы, что безоговорочная победа Республиканской партии делает незыблемыми позиции ее кандидата на президентский пост - Сержа Саркисяна?

Я бы не стал делать категорических прогнозов. Дело в том, что на последнем этапе парламентской предвыборной гонки, республиканцы настолько разгорелись, что увели часть электората "Процветающей Армении". Сложно сказать, удастся ли "Процветающей Армении" после нокаута на парламентских выборах удержать хотя бы оставшийся электоральный потенциал, чтобы в 2008 году внести его в копилку кандидата от коалиции. Вероятность того, что этого сделать не удастся, достаточно велика. Изначально, "Процветающая Армения" создавалась на размытой идеологической платформе, и после парламентских выборов ее членов и избирателей практически ничего не объединяет. В виде актива осталась фракция, которая будет голосовать в связке с РПА. Таким образом, кандидат в президенты от РПА Серж Саркисян, которого не поддержит ни оппозиция, ни АРФД, по сути, может рассчитывать на тот же ресурс, на который он мог рассчитывать и до парламентских выборов - на электоральный потенциал Республиканской партии. Внутриполитическая ситуация не будет статичной, политические силы, в том числе и РПА, будут маневрировать вплоть до дня голосования на выборах президента. В этой связи хочу обратить ваше внимание на заявление Сержа Саркисяна о готовности сотрудничать как с парламентскими, так и с не представленнными в законодательном органе политическими силами. Республиканская партия, набравшая 32,8% голосов, даже в сумме с партией "Процветающая Армения" - 14,7%, незыблемых, как вы выразились, позиций премьеру не обеспечивает.

Кроме того, президентские выборы будут проходить в условиях беспрецедентной активности внепарламентской оппозиции, которая пополнилась достаточно влиятельными Народной партией Армении во главе со Степаном Демирчяном и партией "Национальное Единение" во главе с Арташесом Гегамяном. Сегодня можно говорить о том, что внепарламентская оппозиция, в которую входят блок "Импичмент", и партии "Новые времена" и "Республика" выглядит гораздо внушительнее и радикальнее, чем оппозиция парламентская в составе партий "Оринац Еркир" и "Наследие". А это означает, что улица может преподнести сюрпризы.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.