В Марий Эл 10 районов представляют свои свадебные традиции на первом в республике фестивале свадебных обрядов, который 8 июня 2007 года проходит в деревне Шоруньжа Моркинского района.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, в фестивале принимают участие коллективы из Волжского, Медведевского, Куженереского, Моркинского, Мари - Турекского, Оршанского, Сернурского и Параньгинского и других районов республики.

Не смотря на то, что, в общем, марийская свадьба проходит по сложившейся традиции, в разных районах республики - свои нюансы свадебного ритуала. В частности, разнятся даже названия головного убора, который невеста надевает, становясь замужней женщиной: в Сернурском и Советском районах это шымакш, в Волжском и Звениговском - шарпан, лисья шапка рывыж упш- в Сернурском и Советском.

Из общих традиций - то, что сватали невесту обычно отец жениха и близкие родственники - обязательно мужчины. Перед сватовством сваты в доме жениха молились Куго Юмо (Великому или Большому Богу), Тунга Пуюршо Юмо (Творцу мира) и всем домашним богам.

Символом благополучия был хлеб, поэтому его тоже брали в дом будущей невесты. К свадьбе готовились не только родители невесты и жениха, но и многочисленные родственники. Главное лицо на свадьбе - старший зять (куго вене). Его распоряжения приводит в исполнение дружка. Обычно дружкой приглашают молодого человека, который хорошо танцует, поет. В руках у него плеть или палка с лентами и колокольчиками (онгыр). Он постоянно трясет ею, чтобы колокольчики звенели. В прошлом этому звону придавалось особое значение: он отгонял от молодых нечистую силу.

Традиция гулять марийскую свадьбу, которая проводится в доме жениха с большими пиршествами и несколько дней, сохранилась и сейчас. Современная свадьба разыгрывается как веселый спектакль с исполнением песен, частушек, плясок.