Премьер-министр Латвии Айгарс Калвитис 6 июня в интервью латвийскому телеканалу TV5 заявил, что при необходимости Латвия разрешила бы разместить на своей территории комплекс противоракетной обороны, назвав реакцию России на планы развертывания элементов американской ПРО в Восточной Европе "агрессивной позицией". Об этом ранее сообщало ИА REGNUM. В тот же день госсекретарь Министерства иностранных дел Латвии Норманс Пенке в разговоре с послом России в Латвии Виктором Калюжным потребовал от России внести ясность в вопрос о визите в Москву президента Вайры Вике-Фрейберги, полномочия которой завершаются 7 июля.

Комментируя корреспонденту ИА REGNUM синхронность этих заявлений, эксперт в области российско-прибалтийских отношений Михаил Демурин отметил: "Содержание и тональность высказываний Калвитиса и Пенке свидетельствует о том, что наши отношения с официальной Ригой приобрели за последнее время какой-то полностью искаженный характер. Согласитесь, что в преддверии ратификации российским парламентом Договора о границе с Латвией, призванного служить одной из основ конструкции безопасности в двусторонних отношениях, как-то странно начинают звучать с территории сопредельного государства гипотетические угрозы размещения компонентов американской ПРО. Ведь нельзя же всерьез воспринимать попытки Айгара Калвитиса риторически разделить оборонную и наступательную составляющие "противоракетного зонтика" - выносного элемента стратегических ядерных сил США. Примечательно, что это конфронтационное заявление премьера и председателя "Народной партии" Калвитиса появилось, несмотря на благостные сентенции в адрес "народников" как "надежных партнеров", которыми время от времени разражается российский посол в Латвии".

"Заявление Норманса Пенке не менее показательно: в беседе с российским послом высказано твердое пожелание, чтобы визит Вике-Фрейберги в Москву увенчал ее восьмилетнее пребывание на посту президента Латвии, а также подчеркнуто, что в Риге ожидают не только ратификации Госдумой пограндоговора, но скорейшего подписания договоров об избежании двойного налогообложения и защите инвестиций, инициированных латвийской стороной, - сказал Демурин. - В ответ посол, судя по сообщениям в СМИ, не ставит условием поездки президента Латвии прогресс в тех вопросах, которые волнуют наших соотечественников и, судя по прежним заявлениям, руководство России: о положении "неграждан", о статусе русского языка, о реализации права получать образование на родном языке. Остается предполагать, что имеется некая параллельная повестка дня, которая побуждает Москву закрывать глаза на весь комплекс проблем с латышским истеблишментом".

"Если должностные лица Латвии позволяют себе делать выпады в адрес России до рассмотрения депутатами Госдумы Договора о границе, то можно представить, что будет после ратификации. В этих условиях остается надеяться, что процесс ратификации пограндоговора не превратится в скоротечное событие, проводимое для протокольной "галочки", а позволит депутатам и экспертам обсудить ситуацию в комплексе, ответить на вопрос, в каком направлении развивается или деградирует наша внешняя политика на латвийском, и в целом прибалтийском, направлении. Конечно, сегодня парламентское большинство из "партии власти" способно проштамповать любое решение, но другим партиям и фракциям имеет смысл подумать, стоит ли делить с ним ответственность за поспешное решение", - добавил он.

"Что касается визита уходящего латвийского президента в Москву, то я не вижу, что такого сделала Вайра Вике-Фрейберга для развития российско-латвийских отношений и решения проблем русскоязычного населения, что нас побуждало бы к приему ее в Москве. Единственным разумным объяснением ее визита была бы готовность от лица латвийского государства подписать Декларацию об основах двусторонних отношений, в которой четко прописывались бы и отказ от исторических претензий, и уважение прав нацменьшинств, и обязательство не допускать использования ее территории третьими странами для угроз безопасности России. Но по Конституции Латвии президент самостоятельную позицию занять не может, а правительство, как подтверждают свежие заявления, совершенно не намерено связывать себя какими-либо благоприятными для России обязательствами и хочет сохранить свободу для любых разворотов на российском направлении. Таким образом, если накануне ратификации пограндоговора нам угрожают размещением у наших границ заокеанской ПРО, то уж после - точно выдвинут финансовые и прочие претензии по советской "оккупации", - заявил Михаил Демурин.