Как ранее сообщалось, 7 июня в ходе саммита в Хайлигендамме (Германия) лидеры стран "Большой восьмерки" достигли договоренности о том, чтобы приступить к разработке нового глобального соглашения, направленного на снижение выбросов в атмосферу парниковых газов. Это соглашение должно в перспективе прийти на смену Киотскому протоколу. По просьбе ИА REGNUM это решение прокомментировал руководитель программы "Климат и энергетика" WWF России Алексей Кокорин.

"На мой взгляд, мы вступили в очень важный новый этап. На предыдущем этапе происходило осознание. На сегодня все мировые лидеры поняли, что проблема изменений климата существует, это опасно, это имеет антропогенный характер, это происходит из-за парниковых газов и, чтобы избежать серьезных потерь, выбросы надо снизить на определенную долю. На втором этапе определяется, как добиться этого с минимальными потерями для экономики", - сказал он.

"Киотский протокол, по сути, - "отладочное" международное соглашение, - пояснил Кокорин. - При этом собственно влияние на изменение климата Киотский протокол оказывает очень слабое, но такая задача перед ним и не ставилась. Его цель - отладить экономические механизмы, такие как торговля квотами, и начать движение в нужном направлении - к снижению выбросов парниковых газов. Длительность этого начального этапа - пять лет, до 2012 года включительно. После этого нужно заключить новое соглашение, используя опыт предыдущего и понимая стратегическую перспективу на значительный период. Это следующее соглашение, конечно, должно быть гораздо более сильным с точки зрения влияния на климат".

"На саммите "Большой восьмерки" принято решение, что официальный раунд переговоров начнется уже в конце 2007 года. В Индонезии, на острове Бали будет созвана специальная конференция ООН, на которой будет принят официальный мандат сроком на два года. Такой срок отведен на переговоры для того, чтобы осталось время (2010-2012 гг.) на утрясание многочисленных деталей и на ратификацию нового соглашения на национальном уровне. Цель - добиться того, чтобы сразу вслед за Киотским протоколом вступило в силу новое соглашение. Пока не известно, как оно будет называться. Срок его действия тоже пока не определен, но, думаю, это будет минимум пять, а максимум - десять лет", - сказал Алексей Кокорин.

"Принципиально важно, что США тоже дали свое согласие на включение в процесс выработки нового соглашения, - подчеркнул он. - То, что США в свое время отказались ратифицировать Киотский протокол, не может служить препятствием. Более того, именно США являются родоначальником механизма торговли квотами на выбросы парниковых газов. Несмотря на отсутствие ратификации Киотского протокола на национальном уровне, уже пятнадцать штатов США запустили у себя программы борьбы с изменением климата и реально ввели строгие ограничения. Так же, кстати, поступает и Австралия. Не будучи членом Киотского соглашения, эта страна выполняет его требования".

Как отметил Кокорин, усиление влияния на климат в рамках новых соглашений не должно автоматически повлечь за собой торможение экономического развития стран, принимающих на себя посткиотские обязательства. "Перед экономистами сейчас поставлена задача найти такой способ, чтобы посткиотские соглашения максимально стимулировали экономику, а не угнетали ее, - сказал он. - Энергетика требует долгосрочного планирования, и если бизнес поймет, какие стимулы для него заработают в 2013 году, и подготовится к этому, экономика большинства стран мира ощутит минимальное давление и ограничения. Исключение составят только страны, которые подвержены засухам и катастрофическим наводнениям. Речь идет о некоторых странах Средней Азии и Африки, а также о западной и центральной части Китая и о северной части Индии".

Что касается России, то, по мнению Кокорина, у нее есть шанс избежать потерь. "Киотские соглашения не были обременительны для нас, - пояснил он. - Ощутит ли Россия какое-то обременение на посткиотской стадии, будет зависеть от того, как будет выстроена система стимулов для бизнеса. Если за внедрение новых технологий компаниям будут доплачивать и при этом облагать сверхналогом использование старых "грязных" технологий, тот, кто решится ускоренно внедрять новые технологии, останется в плюсе. Для экономики в целом это будет означать ускорение инновационного развития. И, безусловно отдельные страны могут принять свои национальные программы в рамках общего международного соглашения, исходя из особенностей свой собственной экономики".

"Пока нельзя утверждать, в какой форме будут реализовываться посткиотские механизмы, будет ли это торговля квотами, - рассказал Кокорин. - Скорее всего, это будет система международного проектного взаимодействия и климатических инвестиций, направленных на снижение выбросов. Высказываются и другие интересные идеи. В частности, очень часто обновление технологий упирается вопросы интеллектуальной собственности, в сложность и высокую стоимость приобретения патентов в зарубежных странах. Преодолению этих барьеров может помочь создание международного фонда, который выкупал бы патенты на новые технологии, приводящие к существенному снижению выбросов, и бесплатно предоставлял их заинтересованным компаниям, которые, например, брали бы на себя дополнительные обязательства по экономии энергии и энергосбережению. Такой фонд работал бы под эгидой Рамочной конвенции ООН об изменении климата".