"Порты, находящиеся рядом с территорией России, в частности это порты Прибалтики и Украины, должны будут искать грузопотоки для обработки из других стран, мы будем свои грузы обрабатывать в своих морских портах", - заявил председатель Государственной думы РФ Борис Грызлов по окончании Совета Думы 7 июня, сообщает корреспондент ИА REGNUM. С принятием закона "О морских портах в РФ" наши транзитные возможности будут использоваться наиболее эффективно, заявил Грызлов.

По словам Грызлова, сегодня рост грузопотоков, обрабатываемый нашими морскими портами, крайне мал. Так, в 2005 г. объем обработки грузов был 400 млн тонн, в 2006 г. - 420 млн тонн. "Это небольшой прирост, тем более что в основном он получен за счет увеличения объема поставки нефти", - заявил Грызлов. Он также отметил, что перевалка сухих грузов практически не выросла, и ситуация связана с тем, что нет четкого регулирования имущественных вопросов, которые возникают на территории морских портов, нет четкой инвестиционной программы, как можно строить на территории порта объекты различных форм собственности. Как отметил Грызлов, законопроект предлагает совершенно четкое регулирование имущественных вопросов в случае инвестиций частных инвесторов.

В Госдуме находятся два альтернативных законопроекта, один из них был подготовлен правительством РФ, другой депутатами. Законодатели склонны поддержать депутатский законопроект. "Законопроекты считаются альтернативными, хотя во многом повторяют друг друга", - отметил Грызлов. Законопроект "О морских портах в РФ" разрабатывался более трех лет, документ направлен на регулирование отношений, возникающих при осуществлении деятельности в морских портах, в том числе при строительстве, эксплуатации и реконструкции объектов и их инфраструктуры. Проводится разграничение между морским портом как имущественным комплексом и организациями, осуществляющими свою деятельность в порту.

Законопроект также устанавливает правовые режимы использования земельных участков и водных объектов в процессе функционирования морских портов, при этом предусматриваются частная, государственная, муниципальная форма собственности на земельные участки в границах морского порта. Одновременно устанавливается запрет на частную собственность для иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц. Законопроект устанавливает особенности аренды земельных участков, а также аренды и заключения инвестиционных соглашений в отношении объектов инфраструктуры морских портов, находящихся в федеральной собственности.

По словам председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгения Федорова, именно депутатский законопроект шире охватывает существующие проблемы портового хозяйства страны. "В законопроекте решаются вопросы досудебного урегулирования споров, целый комплекс вопросов, связанных с арендой земельных участков, не предусмотрев которые мы не сможем обеспечить стабильность арендных правоотношений, а следовательно - создать стимулы для участия бизнеса в развитии портов", - заявил Федоров.