"КТО ЗАСТУПИТСЯ ЗА УМКУ?".

(Труд, 06.06.2007).

Цены на шкуры белых медведей на мировом рынке за последние годы выросли вдвое - и животные, занесенные в Красную книгу, все чаще становятся жертвами браконьеров. Поймать за руку охотников на белых мишек сложно - места, где они обитают, и находятся далеко, и почти необитаемы. Зато интернетовские сайты России и Украины пестрят объявлениями желающих продать шкуры. Как выяснилось, цены растут бешеными темпами, и сегодня торговые сделки заключаются в 3, 5 раза чаще, чем в 2003 и 2005 году. Если четыре года назад шкура в среднем стоила около 2, 5 тысячи долларов, в 2005-м - 4, 5, то в нынешнем году - 5250 "зеленых". В основном белых медведей незаконно добывают на Чукотке и Таймыре. Установлены даже конкретные места такой охоты. На севере объединенного Красноярского края - это таймырский поселок Диксон. По самым скромным подсчетам, за последние 15 месяцев в целом по России отстреляно 150 животных. Хотя реальные цифры наверняка куда выше.

"КНИЖКОЙ ДОМ".

(Труд, 06.06.2007).

Литературному музею имени Виктора Астафьева исполнилось 10 лет Рассказывают, этот деревянный купеческий особняк, построенный в XIX веке, власти чуть было не подарили писателю к 70-летию. Но до вручения столь щедрого дара дело так и не дошло. Да и Астафьев никогда бы его не принял - ему хватало городской квартиры и деревенской избы в родной Овсянке.

А о Литературном музее в Красноярске он всегда мечтал.

- Музей работает благодаря Виктору Петровичу, - рассказывает заведующая Аделя Броднева. - Сумел он эту идею в головы чиновников запустить, убедить их. В свое время, когда проводилась реставрация этого здания, а денег ни на что не хватало, встречался с президентом Ельциным и буквально вырвал у него обещание помочь. Писатель передал сюда свою библиотеку, многочисленные награды, дипломы, вещи. Правда, тогда никто не знал, что многие экспонаты после его смерти супруга заберет..

Мы сидим в Астафьевском зале, за простым деревянным столом. Рядом стоит старенький телевизор, в витринах- книги с автографами, рукописи, пожелтевшие снимки. На одних будущий литератор еще мальчишка, стоит рядом с матерью и отцом. Или сидит на завалинке Игарского детского дома с одноклассниками. На других- совсем молодой, улыбающийся. На третьих - уставший, кажется, уже больной. В фондах музея немало работ профессиональных художников, в том числе тех, кто иллюстрировал произведения Виктора Петровича. Однако на стенах в основном детские рисунки. Это важно, считают здесь. Главные посетители - школьники, студенты. В год - около 30 тысяч человек. И им интересно, что думают, как видят, воспринимают астафьевских героев сверстники.

14-летняя Кира Шаталова из Подтесовской школы Енисейского района нарисовала свою картину "Как лечили богиню". События происходят на Украине, в богатой усадьбе с садом, где когда-то стояло множество скульптур. После налета фашистов усадьба была разрушена, одна из богинь разбита. Наш боец решил ее склеить, но не успел - очередной налет поставил точку. Солдат и богиня погибли.

В зале Виктора Астафьева собраны и детские подарки. Писатель любил общаться с ребятней, в том числе и в Литературном музее. Трогательная лошадка, медведь с гармошкой, самодельные персонажи из повестей "Кража", "Царь-рыба".

Дети, которые прочитали книжку, своими руками вылепили героев, наверное, уже никогда не смогут без литературы. Соседний зал фольклора сияет красками. Помещение стилизовано под деревенскую околицу: на заборе сидит петух, сшитый из ярких лоскутков. Ребятишки, начиная с детсадовцев, с удовольствием приходят сюда на Рождество, Масленицу, прочие народные праздники. Поют, пляшут, колядуют - впитывают родные сибирские традиции.

Зал природы тоже по-своему уникален. Главная героиня - известная всему миру отшельница Агафья Лыкова. Сотрудница музея Галина Толстова защитила диссертацию по языку Агафьи - и внесла таким образом вклад в мировую лингвистику. Лыкова - единственный человек на планете, в словарном запасе которой есть термины XI, XII, XIII веков. А некоторые слова не значатся ни в одном из словарей. Причем это живой язык, отшельница говорит на нем.

Однако такие тонкости впечатляют не каждого посетителя. Обычным людям куда любопытнее посмотреть на избушку Агафьи, ее утварь, одежду. Платье из мешковины, кожаные ичиги или сапоги и даже рукавицы из крапивы можно разглядывать сколько угодно, трогать руками.

Литературный музей в Красноярске мечтали создать еще лет 100 назад. Были реальные попытки, но всегда что-то не получалось. А открыли его, казалось бы, в самое неподходящее время взаимозачетов и бартера. Архитектурный памятник федерального значения - особняк Фриды Цуккерман - реконструировали на федеральные средства. Они поступали то с большим опозданием, то в сильно урезанном виде. Реставраторы постоянно работали в долг.

Вплоть до 1987 года в доме размещалась коммуналка, и людей надо было куда-то расселять. Удивительным образом сохранились настоящие окна, двери и росписи на потолках.

Первые экспозиции создавались буквально на копейки, заработанные самими музейщиками. Благо, сами писатели, их родственники не скупились - несли сюда книжки, вещи, фотографии. Они тоже давно мечтали о таком музее. И 6 июня 1997 года он открылся. Первые посетители увидели всего две экспозиции - "Арестованная книга" и "Поэзия и проза Московского тракта". Тема сибирской ссылки расширила границы интересов музея практически до бесконечности.

От декабристов до дочери Марины Цветаевой Ариадны Эфрон, Георгия Жженова.

С последним Аделя Броднева встречалась. Он читал ей главу из своей последней книги - о том, как добирался до Норильлага внутри нефтеналивной баржи.

- Подобного регионального историко-литературного музея в России больше нет, - говорит Аделя Владимировна, - есть музеи писателей, но это несколько другое. У нас представлена литература Сибири с XVII по XX века -все, что в ней накоплено ценного, выдающегося, имена, которые должен знать каждый.

Например, Петр Павлович Ершов, сказочник, уроженец города Тобольска. Или Вячеслав Шишков, писавший о нашем севере-Туруханском районе Красноярского края. Или Алексей Черкасов, создавший трилогию, роман-эпопею "Сказание о людях тайги"..

"Хлопонин снова губернатор".

("Красноярский рабочий", 06.06.07, Петр Васильев)

В минувший понедельник на сессии Законодательного Собрания депутаты наделили Александра Хлопонина губернаторскими полномочиями.

"За" проголосовали 42 народных избранника, "против" - 8. Третье заседание I сессии ЗС, уже названное историческим, длилось час с небольшим. Хлопонин выступил перед депутатами с докладом, рассказав о достижениях своей команды за пять лет и о нерешённых задачах. Затем место на трибуне по очереди занимали представители фракций ЗС, которые в основном хвалили губернатора за самокритику и с воодушевлением поддерживали его кандидатуру. Лишь Владислав Юрчик, выступивший от фракции КПРФ, высказался против самой процедуры назначения главы края и привёл множество неутешительных фактов, свидетельствующих о неблагоприятной социально-экономической обстановке в регионе.

Коммунисты как раз и проголосовали против предложенной Владимиром Путиным кандидатуры. Несмотря на это, в положительном результате никто не сомневался -ни полпред президента в СФО Анатолий Квашнин, нахваливавший губернатора, ни Александр Усс, назвавший голосование прогнозируемым из-за известного расклада политических сил в ЗС, ни сам Хлопонин, волновавшийся, но уверенный в продлении своих полномочий.

После сессии состоялась инаугурация губернатора объединённого края. При вступлении в должность он принёс утверждённую законом присягу: "Клянусь при осуществлении полномочий губернатора Красноярского края соблюдать Конституцию Российской Федерации, Устав и законы Красноярского края, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать интересы жителей Красноярского края, честно и добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности, приложить все свои силы и знания на благо Красноярского края". На вопрос журналистов о первых своих шагах в "новой старой" должности Александр Хлопонин ответил так: "Пусть это будет неожиданностью. Могу сказать только одно: радикальных действий происходить не будет. Тем не менее будут определённые изменения в структуре управления, в регламентации деятельности чиновников не только краевого, но и муниципального уровня".