Исполнительный директор ООД "За права человека" Лев Пономарев и известный адвокат, член правозащитной организации "Горячая Линия" Евгений Черноусов были опрошены следователем УФСБ по Москве и Московской области в рамках проверки, проводимой в связи с обвинениями в публичных призывах к экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ). Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом они рассказали на пресс-конференции в Москве 5 июня. Поводом для проверки стало заявление заместителя начальника одного из департаментов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, который усмотрел признаки экстремизма в выступлениях Пономарева и Черноусова на прошедшем 27 января на Пушкинской площади в Москве митинге в защиту руководителей компании "Софэкс" Яны Яковлевой и Алексея Процкого - фигурантов так называемого "дела химиков".

"Проводя митинг, мы были правы", - подчеркнул правозащитник и напомнил о том, что за время, прошедшее между митингом и подачей заявления в Генпрокуратуру в середине апреля следователь ФСКН принял решение об освобождении из-под стражи Яны Яковлевой, а затем по решению суда был освобожден под подписку о невыезде и Алексей Процкий.

Евгений Черноусов был опрошен в УФСБ 30 мая, а Лев Пономарев - 4 июня. При этом, как пояснил Пономарев, следователь не конкретизировал содержание обвинения, однако в ходе проверки ему была продемонстрирована видеозапись выступлений на митинге, сделанная, предположительно, сотрудниками ФСКН. "Я внимательно ознакомился с ней и экстремизма в обоих выступлениях не нашел, - заявил он. - Сейчас главный вопрос - как выскажется по поводу наших выступлений экспертиза".

По мнению, правозащитника, поводом для обвинений в его адрес могло стать то, что в своем выступлении он говорил о произволе правоохранительных органов, а также о коррупционной составляющей "дела химиков", которую до этого озвучил Алексей Процкий. В настоящее время, пояснил он, одновременно ведется проверка по заявлению Процкого о вымогательстве у него денег рядом высокопоставленных сотрудников УФСКН по Москве, и по завлению представителей Госнаркоконтроля, обвиняющих Процкого в клевете.

"Наш случай - не первый. Обвинения политических деятелей входят в экстремизме входят в моду", - отметил Лев Пономарев. В качестве примера он указал на аналогичные обвинения, выдвинутые против публицистов Андрея Пионтковского и Владимира Прибыловского, политиков Эдуарда Лимонова и Гарри Каспарова.

Со своей стороны, Евгений Черноусов подчеркнул, что считает инициирование проверки в отношении себя преследованием за профессиональную адвокатскую деятельность, в ходе которой он неоднократно сталкивался с представителями ФСКН. "Именно я как адвокат приостановил незаконные преследования в отношении ветеринаров. Потом я встал на защиту врачей. Потом Пленум Верховного суда, формулируя свое постановление от 15 июня 2006 г. № 14 о судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотиками, принял по мою позицию. Наконец, именно я разработал стратегию защиты по делу "Софэкс", и суд уже дважды возвращал дело прокурору для пересоставления обвинительного заключения, а недавно прекращено за отсутсвием состава преступления дело против руководителя другой химической фирмы - "Славянка", Азата Мансурова, которого также я защищал, - заявил он. - Никакой экстремистсткой деятельности с моей стороны не было. Я только достойно и успешно защищал людей".

Адвокат также высказал удивление по поводу того, что заявление от имени ФСКН России на бланке этой организации было подано человеком, по должности не входящим в руководство Федеральной службы. "И я вообще не понимаю, какая связь между ФСКН России и делом "Софэкса", потому что это дело находится в производстве Управления ФСКН по Москве", - заметил он. По словам Евгения Черноусова, несмотря на то, что заявление было подано в Генеральную прокуратуру и оттуда передано в прокуратуру города Москвы, проверку проводит Управление ФСБ по Москве и Московской области, поскольку ст. 280 УК РФ относится к подследственности ФСБ.

"Я считаю, что Управление ФСБ по Москве и Московской области объективно разберется во всем этом", - подчеркнул Евгений Черноусов.