Законопроект о двухуровневом образовании резко ограничит свободу вузов?

Москва, 5 июня 2007, 17:28 — REGNUM  Главное - не потерять фундаментальное образование, - такую позицию высказал глава российского союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий на "круглом столе", состоявшемся 5 июня в Государственной думе РФ на тему "Установление уровней высшего образования: проблемы нормативно-правового регулирования".

"Надо категорически исключить трехлетний бакалавриат", - заявил Садовничий при обсуждении принятого Госдумой в первом чтении законопроекта, вводящего двухуровневую систему высшего профессионального образования - бакалавриат и магистратуру. Садовничий настаивает на том, чтобы получить степень "бакалавр" студент должен учиться не 3 года, как следует из принятой редакции законопроекта, а 4. Он аргументировал свою позицию тем, что 3-х летний бакалавриат - заимствование практики стран, где действует 12-летнее образование. Садовничий также настаивает на том, чтобы была сохранена пятилетняя подготовка математиков, химиков, биологов.

"Закон нужен, вопрос, насколько он будет жесток, если мы его заформализуем, мы не дадим возможности свободы вузам. Вокруг этого идет борьба", - заявил в интервью корреспонденту ИА REGNUM заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Сергей Колесников ("Единая Россия").

"Принятый в первом чтении законопроект резко ограничивает свободу высших учебных заведений", - отметил первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин (КПРФ). Дело в том, что, по словам депутата, по действующему закону право выбора программ - непрерывная или двухступенчатая - принадлежит вузу, а по новому закону она передается правительству РФ. "Не думаю, что это будет правильно, тем более, что заявления некоторых представителей правительства повергают в шок образовательное сообщество. Когда Андрей Фурсенко сказал, что из педвузов слишком мало людей идет в школы, и поэтому нужно сократить набор в педвузы, это вызвало шок в педагогическом сообществе, все остальные-то думали, что надо поднимать зарплату учителю", привел пример депутат.

В свою очередь, член комитета Госдумы по образованию и науке Владимир Семаго ("Единая Россия") полагает, что чрезмерная свобода ведет к отсутствию системы. "Поэтому никто не собирается вузы загонять в прокрустово ложе каких-то очень жестких норм, и закон будет совершенствоваться. Через 2-3 года можно пересмотреть закон, посмотреть, какая правоприменительная практика у закона", отметил он.

Олег Смолин не согласен с аргументом, высказываемым в пользу законопроекта о том, что он позволяет лучше сориентироваться на рынок труда, поскольку сейчас, дескать, работодатели не могут прогнозировать развитие рынка труда более, чем на 2-3 года вперед. "Я убежден, что вузы в регионах лучше, чем представители правительства знают, каков рынок труда и каким он будет через 2 года. В этом смысле принятый законопроект ухудшает ориентацию на рынок труда, а не улучшает ее", - полагает депутат. С ним согласен ректор Московского университета стали и сплавов Дмитрий Ливанов, заявивший, что закон не решит проблему кадрового голода, он сомневается, что вузы перестанут выпускать меньше ненужных специалистов.

Ливанов также полагает, что отсрочка от армии для поступающих в магистратуру, должна сохраняться как минимум в течение года после окончания бакалавриата. Олег Смолин также отметил, что принятая редакция в первом чтении законопроекта лишает права на отсрочку магистров. "Может быть, вопрос удастся лишить, внеся поправки в закон "О воинской обязанности и военной службе". Владимир Семаго говорил о том, что армия должна быть включена в систему воспитания и образования. "Когда мы ментально к этому перейдем, когда мы поймем что армия частично воспитывает и формирует человека, вот тогда, возможно, мы не будем говорить как о самом главном контраргументе этого вопроса - а вот отсрочка от армии. Год в армии - это позитив", заявил Семаго.

Председатель профсоюза работников народного образования и науки Александр Цепков заявил, что срок вступления закона в силу законопроекта - с 1 сентября 2007 года - нереален. Более приемлемый вариант - с января 2009 года, когда вступит в силу закон об обязательности ЕГЭ, считает он. Кроме того, считает Цепков, преподаватели вузов не успеют подготовить к сентябрю новые учебные планы и программы, в законопроекте также отсутствует дополнительное финансирование этой работы преподавателям. Цепков также опасается, что закон приведет к перерасчету нормы об обязательности обучения в вузах на бюджетной основе (сейчас она составляет 170 человек на 10 тыс. населения - ИА REGNUM). Необходимо четко зафиксировать, что в эту норму не войдут студенты, сдающие экзамены в магистратуру, для них должно быть выделено дополнительные бюджетные места, считает председатель профсоюза. "Вузы должны сами определять, сколько студентов им принимать на бакалавров, а сколько в магистры", - заявил он. По словам Смолина, представитель правительства говорил, что 30-50% студентов смогут получить степень магистра, пессимисты говорят 10%, Виктор Садовничий - 25%. "Правительство, исходя из стремления к бюджетной экономии, может сократить число магистров, обучающихся на бюджетной основе. Остальным придется платить, кто сможет, конечно", заявил депутат.

16 мая Госдума в первом чтении приняла законопроект, вводящий двухуровневую систему высшего профессионального образования в России для того, чтобы выполнить условия подписанной Болонской декларации, которая призвана сформировать в Европе единую систему высшей школы.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail