Новая система оплаты труда учителей в Чувашии стала главной темой для обсуждения на семинаре "Общественное обсуждение результатов конкурсного отбора субъектов РФ для государственной поддержки и проведении мониторинга развития и продвижения регионального комплексного проекта на территории Чувашии". Его провели 2 июня эксперты Института проблем образовательной политики "Эврика" во главе с его ректором, членом Общественной палаты РФ Александром Адамским, передает корреспондент ИА REGNUM. В качестве экспертов выступали также заместитель директора Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина, председатель Чувашской Республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Зинаида Степанова, председатель Попечительского совета города Чебоксары, депутат Чебоксарского городского собрания Дмитрий Прокошенков. Министр образования и молодежной политики Чувашии Галина Чернова напомнила схему новой системы оплаты труда, по которой учительская зарплата будет разбита на две части - базовую и стимулирующую. При назначении базовой части учитываются три параметра: стаж, образование и квалификационная категория. Стимулирующая часть учителя будет зависеть от качества, эффективности, и результативности труда учителя.

Свое видение стимулирования труда учителей на семинаре активно высказывали сами учителя, представители профсоюзов, учительских ассоциаций, муниципалитетов, органов власти. Помимо дифференцированности оплаты труда, участники семинара говорили и о других аспектах. Например, Зинаида Степанова высказала опасение, что в республиканском бюджете на новую систему оплаты труда может не хватить средств. В свою очередь Галина Чернова отметила, что в ходе подготовки нормативных документов все было четко просчитано. Кроме этого, руководство республики активно поддерживает проект по введению новой системы оплаты труда, отметила она.

Вопрос возможных предстоящих конфликтов в школе из-за разницы в зарплате подняла Ирина Абанкина. По ее словам, в настоящее время в школе работает не учитель-одиночка, а педагогический коллектив. И от того, какие отношения будут построены внутри коллектива, зависит очень многое. "Если в коллективе начинаются конфликты, это моментально сказывается на учениках, их успеваемости. Надо прийти к тому, чтобы стимулирование труда учителей помогло наладить взаимоотношения внутри коллектива, который был готов работать качественно, а не разрывало его",- сказала Абанкина. Она пояснила, что информационная открытость и командная работа позволят избежать конфликтов в педагогическом коллективе.

По словам Александра Адамского сейчас, возможно, благодаря обсуждениям новой системы оплаты труда учителей, выпускники педвузов начинают задумываться о профессиональной работе в школе. Как пояснил Адамский, переход к совершенной оплате труда педагогам возможен в обществе с укорененными образовательными потребностями. "К сожалению, у нас этого нет, мы должны констатировать, что у нас есть заказ на плохое образование. Поэтому как приучить общество, родителей, к тому, что ребенку нужно качественное образование? Это возможно через вовлечение его в оценку труда учителя", - отметил Адамский. Он выразил надежду, что более или менее совершенная система оплаты труда учителя выстроится через 5-7 лет. Эксперты говорят о том, что развивается экономика, которая требует "другого образования", не только специального. Кроме этого, Александр Адамский отметил, что аттестация учителя должна проходить в профессиональном сообществе, которое сейчас слабо заявляет свои амбиции. По его словам, профессиональная самооценка очень важна, она должна сбалансировать, компенсировать увеличение общественного влияния на образование. "Если в сообществе не будет корпоративной самооценки, то деформируется само представление о самом хорошем профессионализме", - резюмировал Адамский.

Отметим, что введение новой системы оплаты труда это лишь одно из пяти направлений комплексного проекта модернизации образования. Остальные направления (переход на нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений, расширение общественного участия в управлении образованием) уже реализуются в Чувашии. Чувашия вошла в число регионов- победителей федерального конкурса региональных проектов комплексной модернизации систем образования в рамках приоритетного национального проекта "Образование". По словам Александра Адамского, шансы победить у Чувашии были невелики - "из-за больших достижений". Он пояснил, что конкурс проходил не по абсолютным показателям, а по их приросту. "У регионов, стартовавших с низкого уровня развитости направлений, были заметны результаты. В Чувашии же все направления реализуются, кроме того, те изменения, которые были заявлены, например, стремление к единому нормативу, стирание граней между городом и селом, новая система оплаты труда во всех школах, сетевое образование, революционны", - пояснил Адамский.