Новая система оплаты труда учителей в Чувашии проходит экспертизу
Чувашия, 4 июня, 2007, 16:01 — ИА Регнум. Новая система оплаты труда учителей в Чувашии стала главной темой для обсуждения на семинаре "Общественное обсуждение результатов конкурсного отбора субъектов РФ для государственной поддержки и проведении мониторинга развития и продвижения регионального комплексного проекта на территории Чувашии". Его провели 2 июня эксперты Института проблем образовательной политики "Эврика" во главе с его ректором, членом Общественной палаты РФ Александром Адамским, передает корреспондент ИА REGNUM. В качестве экспертов выступали также заместитель директора Института развития образования
Свое видение стимулирования труда учителей на семинаре активно высказывали сами учителя, представители профсоюзов, учительских ассоциаций, муниципалитетов, органов власти. Помимо дифференцированности оплаты труда, участники семинара говорили и о других аспектах. Например, Зинаида Степанова высказала опасение, что в республиканском бюджете на новую систему оплаты труда может не хватить средств. В свою очередь Галина Чернова отметила, что в ходе подготовки нормативных документов все было четко просчитано. Кроме этого, руководство республики активно поддерживает проект по введению новой системы оплаты труда, отметила она.
Вопрос возможных предстоящих конфликтов в школе из-за разницы в зарплате подняла Ирина Абанкина. По ее словам, в настоящее время в школе работает не учитель-одиночка, а педагогический коллектив. И от того, какие отношения будут построены внутри коллектива, зависит очень многое. "Если в коллективе начинаются конфликты, это моментально сказывается на учениках, их успеваемости. Надо прийти к тому, чтобы стимулирование труда учителей помогло наладить взаимоотношения внутри коллектива, который был готов работать качественно, а не разрывало его",- сказала Абанкина. Она пояснила, что информационная открытость и командная работа позволят избежать конфликтов в педагогическом коллективе.
По словам Александра Адамского сейчас, возможно, благодаря обсуждениям новой системы оплаты труда учителей, выпускники педвузов начинают задумываться о профессиональной работе в школе. Как пояснил Адамский, переход к совершенной оплате труда педагогам возможен в обществе с укорененными образовательными потребностями. "К сожалению, у нас этого нет, мы должны констатировать, что у нас есть заказ на плохое образование. Поэтому как приучить общество, родителей, к тому, что ребенку нужно качественное образование? Это возможно через вовлечение его в оценку труда учителя", - отметил Адамский. Он выразил надежду, что более или менее совершенная система оплаты труда учителя выстроится через 5-7 лет. Эксперты говорят о том, что развивается экономика, которая требует "другого образования", не только специального. Кроме этого, Александр Адамский отметил, что аттестация учителя должна проходить в профессиональном сообществе, которое сейчас слабо заявляет свои амбиции. По его словам, профессиональная самооценка очень важна, она должна сбалансировать, компенсировать увеличение общественного влияния на образование. "Если в сообществе не будет корпоративной самооценки, то деформируется само представление о самом хорошем профессионализме", - резюмировал Адамский.
Отметим, что введение новой системы оплаты труда это лишь одно из пяти направлений комплексного проекта модернизации образования. Остальные направления (переход на нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений, расширение общественного участия в управлении образованием) уже реализуются в Чувашии. Чувашия вошла в число регионов- победителей федерального конкурса региональных проектов комплексной модернизации систем образования в рамках приоритетного национального проекта "Образование". По словам Александра Адамского, шансы победить у Чувашии были невелики - "из-за больших достижений". Он пояснил, что конкурс проходил не по абсолютным показателям, а по их приросту. "У регионов, стартовавших с низкого уровня развитости направлений, были заметны результаты. В Чувашии же все направления реализуются, кроме того, те изменения, которые были заявлены, например, стремление к единому нормативу, стирание граней между городом и селом, новая система оплаты труда во всех школах, сетевое образование, революционны", - пояснил Адамский.