Последние 15 лет Киргизский театр оперы и балета находится в тени. В здании проходят всевозможные мероприятия, начиная от рекламных акций и заканчивая проводами в последний путь сильных и талантливых мира сего. О своем предназначении киргизский театр оперы и балета практически забыли. В чем причина происходящего? Каково состояние балета в Киргизии и что можно сделать чтобы изменить нынешнее положение дел? Об этом корреспонденту ИА REGNUM рассказал главный балетмейстер Киргизского академического театра оперы и балета Доктурбек Бийсеев.

ИА REGNUM: В чем, по-вашему, главная проблема театра?

В деньгах. Точнее сказать, в нечистоплотном отношении к деньгам. Бухгалтерия театра не несет отчетности перед художественным советом. Следовательно, мы не знаем, куда и на что уходят деньги. Необходимо провести ремонт балетных залов, установить балетное покрытие. Один из залов находится в плачевном состоянии, еще немного и будут зиять дыры в полу. Однако, надо отметить, что есть один зал, который на сегодняшний день отремонтирован. За это надо сказать спасибо бывшему премьер-министру Киргизии Феликсу Кулову. В свое время я закладывал свою квартиру, получил 90000 сомов, и все отдал их театру, но до сих пор не знаю куда они делись. Надо сказать, что через Министерство культуры выделялись 29000 долларов, деньги до нас до сих пор так и не дошли. Для сведения - на закупку специального полового покрытия для балетных залов и сцены, осветительных приборов, обновленных костюмов и декораций классического репертуара балета необходимо 350000 евро.

ИА REGNUM: Каково нынешнее положение балета в Киргизии?

Сегодня киргизский балет находится на краю гибели. А ведь наши танцоры ничуть не хуже, казахских, а то и российских. Скажем точнее, они настолько же талантливы. Но, к сожалению, некому шлифовать их талант. Мы бы очень хотели когда-нибудь пригласить балетмейстера из России, у которого есть своя русская школа балета. Ведь потеряв балет, страна теряет мощное идеологическое оружие, которое могло бы оказать существенное воздействие на сознание и культуру общества.

ИА REGNUM: Вы живете и работаете в стране, где господствующей религией является ислам, а часть жителей ратует за переход к соблюдению традиционных для ислама ценностей. Влияет ли это как-то на театр оперы и балета?

Советская Киргизия получила доступ к мировой литературе, культуре, искусству, науке через русский язык. Сейчас страна находится под влиянием других государств, чужих культур и идеологий. Нас все сильнее осаждает фанатическое поклонение исламизму. Да, Киргизия находится в регионе скоплений мусульманских государств, но ее жители никогда не были ярыми приверженцами исламизма. А сегодня уже появилась семья, в которой носят паранджу. На улицах все чаще видишь девушек, перетянутых платками. Кругом мечети. Такой стране не нужен балетный театр, так как это не вписывается в законы шариата. Я по национальности считаюсь мусульманином, но это не означает, что я должен по пять раз в день молиться и посещать ежедневно мечеть. И вообще, считаю, что бог един и он в самом человеке.

ИА REGNUM: Какую роль в противостоянии идеологий может сыграть театр?

Россия становится сильной державой, рано ли поздно она будет искать пути влияния на соседние государства. Это необходимо начинать сегодня и сейчас - обойдется меньшими затратами и усилиями, нежели завтра. Киргизский театр оперы и балета может стать храмом, противостоящим чуждым моей стране идеологиям. В этот храм будет стекаться народ, который получит духовное озарение через искусство. Для этого балет Киргизии должен быть на высочайшем профессиональном уровне. Нам необходим женский педагог-репетитор балета, имеющий русскую школу классического танца. Именно русская школа танца, ее академизм и выразительность пластики танца может оказать то воздействие на человека, которое будет притягивать его к себе вновь и вновь. Если Россия поможет нам, выиграют все - и Киргизия, и Россия. Театр благодаря России, восстановит свое балетное искусство, а у России появится возможность культурно-идеологического влияния в Центральноазиатском регионе.