Обзор прессы Приморского края за 28 мая - 1 июня

Галстук губернатора Дарькина - хороший знак для приморцев. Мосты для Владивостока - роскошь. Преемник уходящего секретаря политсовета "Единой России" увидел в партии перегибы. Дела бывшего и действующего мэров краевого центра похожи. Журналист предложил прокуратуре заняться криминалом, а не мэрами. Запрет экспорта краба не даст положительных результатов?

Пресс-конференция губернатора Приморского края Сергея Дарькина, состоявшаяся 29 мая, нашла отражение на страницах большинства изданий региона. По сообщениям газет, глава Приморья рассказал о перспективах развития края и планах подготовки к саммиту АТЭС. Тем не менее, от оценки планов руководства региона большая часть изданий воздерживается и предпочитает подробно излагать сказанное главой краевой администрации. Корреспондент "Ежедневных новостей" Василий Буслаев единственный из представителей СМИ Приморья обращает внимание на поведение и внешний вид губернатора. "Губернатор Дарькин сходу в карьер хорошо принимал любые вопросы, некоторые, правда, отфутболивал кратким: "Без комментариев", - пишет журналист. "В хорошо сшитом светском черном костюме, ослепительно-белой рубашке и веселеньком галстуке цвета муаровой ленточки медали "За спасение утопающих" Дарькин смотрелся довольным жизнью фатом", - продолжает автор публикации. По его мнению, внешний вид главы краевой администрации является "хорошим знаком". "Если власть улыбается, значит, и нам кое-что перепадет...", - считает журналист. "У губернатора Приморья Сергея Дарькина для жителей края есть хорошие новости и не очень хорошие. К последним относится сделанное губернатором на своей позавчерашней пресс-конференции замечание по поводу негативных синоптических прогнозов на это лето", - начинает статью Алексей Карташов из газеты "Владивосток". "Лето будет не очень хорошим для отдыха на море, поэтому будем строить мосты", - цитирует корреспондент издания губернатора Приморья. "Хорошей новостью стало фактическое опровержение губернатором распространенных в Интернете слухов о том, что строительство моста через Золотой Рог если и начнется, то уже после 2012 года", - продолжает издание. Со ссылкой на заявления Сергея Дарькина газета сообщает, что мост через бухту Золотой Рог включен в число объектов, на территориальное размещение которых уже объявлен конкурс правительственной рабочей группой по подготовке к саммиту АТЭС. "Что касается моста на остров Русский, то сейчас его проект проходит государственную экспертизу, результаты которой поступят в июне, и в этом же месяце департамент дорожного хозяйства краевой администрации объявит тендер", - сообщает газета "Владивостока". Издание приводит слова губернатора Приморья: "Хотелось бы, чтобы строительство началось уже к концу лета. Деньги на это из федерального бюджета поступят в 2008 году, однако в краевом бюджете заложены средства, чтобы начать стройку уже в этом году".

Тему строительства во Владивостоке мостов через бухту Золотой Рог и на остров Русский продолжает газета "Золотой Рог" в материале Андрея Посьетцева "Полный АТЭС". Как пишет журналист, жители Владивостока одобрили идею проведения саммита АТЭС и теперь думают, "не зря ли купились на посулы, ведь обещанные сроки начала строительства первых объектов будущего рая миновали". Как напоминает издание, 15 мая прошел срок начала строительства моста через Золотой Рог. "Но ни бульдозеров, ни хотя бы геодезистов с нивелирами владивостокцы пока не видели", - рассказывает журналист. "Позже появилось сообщение, что к 15 июня будет утвержден только проект моста. Потом будут по конкурсу искать подрядчиков. И так далее", - считает Посьетцев. Далее приморское издание приводит комментарий известного на Дальнем Востоке инженера-мостостроителя и, по выражению журналиста, "дежурного критика" проекта моста через бухту во Владивостоке Олега Кобзаря. По мнению эксперта, планы строительства зашли в тупик. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что "о мосте бодро сегодня говорят лишь политики или близкие к ним демагоги из среды строителей, которых больше интересуют деньги, выделенные на реализацию проекта, чем реальные факты", говорит Кобзарь. Кроме того, эксперт допускает, что "центральные власти подходят к Владивостоку как к форпосту, соответственно, бросая все усилия на наращивание его военной мощи и не думая об удобстве жизни здесь". В интервью газете Олег Кобзарь также заявил, что проект моста для такого небольшого города, как Владивосток, является "роскошью". "Боюсь, что федеральные власти еще крепко подумают, строить ли мост вообще. И задержка с началом строительства - плохой знак", - полагает инженер-мостостроитель. Эксперт полагает, что из двух проектируемых мостов, вероятнее всего, будет построен тот, который ведет на остров Русский, "так как без него трудно представить масштабное строительство объектов к форуму АТЭС на острове". В свою очередь мост через бухту Золотой Рог "может пасть жертвой экономии денег, времени и всего остального". Поясняя журналисту значимость объекта для Владивостока, Кобзарь рассказал, что Россия заинтересована в развитии своей геостратегической роли в регионе, "а тут форум АТЭС подвернулся". "Вот под этот форум, - говорит эксперт, - если он вообще у нас пройдет, все и задумывается, а собственно городу в этих планах отводится роль, если хотите, обслуги или фона". Именно поэтому, считает инженер-мостостроитель, для строительства необходимого для связи с островом Русским моста придется сносить полгорода. При этом мост не станет связующим звеном двух районов Владивостока - Ленинского и Первомайского. "Судя по предварительным планам, на него будет весьма непросто заехать со стороны. Я уже молчу, какие дорожные проблемы вызовет эта головная боль, когда ее попытаются встроить в существующую дорожную сеть", - продолжил Кобзарь. Кроме того, в беседе с корреспондентом газеты он добавил, что одновременное строительство двух "мостов превратит дорожное движение в ад".

Деловая газета "Золотой Рог" публикует интервью депутата Законодательного собрания Приморского края, вице-президента управляющей компании БАМР Петра Савчука с его комментарием о том, что уходящий в отставку секретарь приморского политического совета "Единой России" Владимир Курилов хотел бы видеть его преемником на своем посту. "О том, что меня хотят видеть на посту секретаря регионального отделения, узнал после того, как новость уже попала в СМИ. Признаюсь, это было несколько неожиданно для меня", - заявил газете Петр Савчук. По его словам, он еще не принял окончательного решения, "так как не было конкретного предложения". "Хотя сразу скажу: не хочется бросать занятия бизнесом", - добавляет депутат. Отвечая на вопрос журналиста Юрия Нурмухаметова об укреплении власти "Единой России", Савчук признал, что перегибы в деятельности партии есть. Партия должна заниматься политическими вопросами, полагает депутат. "Есть вещи, с которыми я до сих пор не согласен. Например, почему на политсовете пытаются решить вопросы назначения председателей комитетов в ЗС ПК [Законодательное собрание Приморского края - ИА REGNUM]. Давайте тогда законы на политсовете принимать, зачем нам Законодательное собрание?", - добавляет он. "Пусть каждый занимается своим делом. Политсовет должен определять политическую стратегию, а разрабатывать и принимать законы - депутатский корпус. С другой стороны, так как партия является "правящей", то она должна обеспечить комфортные условия ведения бизнеса", - заявил Петр Савчук в интервью дальневосточной газете. Говоря о перспективах развития судостроения в России и Приморском крае, депутат говорит, что находит правильным назначение губернатора Приморья Сергея Дарькина руководителем рабочей группы Госсовета РФ по вопросам развития инфраструктуры морского транспорта России. "Он понимает, о чем идет речь. У Приморского края большие перспективы, но поддержка должна быть на государственном уровне. Промедлим - и завтра уже ничего сделать будет невозможно. Будет ли это закончено, не знаю, но первые шаги уже сделаны", - говорит Савчук.

"Комсомольская правда - Приморье" в номере от 29 мая напоминает, что в июне должно состояться заседание суда, на котором будет рассмотрена кассационная жалоба защиты мэра Владивостока Владимира Николаева о незаконном продлении срока заключения. "Главная задача - снять с главы города статус общественно опасного человека, каковым ранее "наградил" его районный судья. И, возможно, тогда мэр сменит тюремную камеру на уют домашнего очага", - пишет журналист Кира Немирова. В беседе с ней адвокат отстраненного мэра Владивостока Ольга Коровина заявила: "Конечно, Владимир Викторович мечтает обнять жену и детей. Он - молодец, держится стойко. А мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы подзащитный как можно скорее оказался дома". В продолжение публикации газета также сравнивает уголовные дела действующего мэра Владивостока с делом бывшего градоначальника - Юрия Копылова. Издание пишет, что предыдущий глава города в растрате не обвинялся, "несмотря на то, что в деле фигурировала крупная сумма денег". В свою очередь Николаев обвиняется именно в нецелевом использовании бюджетных средств, напоминает газета. Кроме того, дело в отношении Копылова было возбуждено прокуратурой Приморского края, и в отличие от дела Николаева в его расследовании не принимали участие следователи Генеральной прокуратуры РФ. Газета также приводит данные, что Юрий Копылов ранее судим не был, а действующий мэр имеет погашенную судимость за причинение тяжкого вреда здоровью и провел полтора года в колонии до освобождения по амнистии. Также, по информации газеты, защиту Копылова в суде вел один адвокат, а в случае действующего мэра - четыре. Кроме того, "Комсомолка" указывает на то, что Копылов "не замечен в связях с криминалитетом", а Николаеву "молва приписывает такую связь". "Общее у двух мэров - статья обвинения (превышение должностных полномочий). И то, что у обоих заместители были под следствием. И занялись ими правоохранительные органы почти одновременно, с разницей в три месяца. Немалое, согласитесь, сходство", - делает вывод Кира Немирова.

Ситуацию вокруг приговора экс-мэру Владивостока Юрию Копылову на страницах пятничного номера владивостокской газеты "Ежедневные новости" комментирует старейший журналист Дальнего Востока, ветеран войны и труда, почетный житель столицы Приморского края Арон Стоник. Напомним, 7 мая бывший глава администрации Владивостока был приговорен Ленинским районным судом города к четырем годам лишения свободы условно. "Знакомство с материалами данного судебного дела не может не вызывать ряда недоуменных вопросов", - пишет Арон Стоник. Журналист сомневается в том, совершил ли Копылов умышленное преступление, заведомо сознавая незаконность своих действий, или это была его служебная ошибка". Кроме того, журналист недоумевает, "почему в материалах следствия нет ни слова о закупленных для колумбария строительных материалах на сумму, превышающую 21,5 млн рублей". "Где они и кто сейчас отвечает за их сохранность?", - задает вопрос Стоник. Журналист также интересуется, по чьему распоряжению было прекращено строительство колумбария, после того как на его возведение уже были затрачены многие миллионы бюджетных рублей. "Я внимательно изучал судебное дело. По моему глубокому убеждению, Копылов подписывал договор на строительство колумбария без каких-либо корыстных целей", - утверждает журналист, полагающий, что судьям следовало учитывать это обстоятельство при рассмотрении дела. "Ведь в ходе следствия и судебного разбирательства не зарегистрирован ни один случай присвоения Копыловым денег, отпущенных на строительство", - приводит аргументы Арон Стоник. Как полагает автор публикации, кремация тел усопших обходится дешевле, чем предание земле. "Строя колумбарий, Копылов думал о нас, стариках, и наших близких", - уверяет журналист. В продолжение публикации журналист напоминает "органам правосудия, что хотя экс-мэр и допустил ошибки при оформлении договора на строительство будущего колумбария, он очень много сделал для города (в частности, для улучшения похоронного обслуживания ветеранов) - и, несомненно, заслуживает снисхождения". В завершение статьи Арон Стоник комментирует действия прокуратуры Приморского края, расследовавшей дело Юрий Копылова. "Весьма желательно, чтобы все ее [прокуратуры - ИА REGNUM] сотрудники и подразделения сконцентрировали свои усилия на борьбу не с пенсионером, а с оголтелым бандитским криминалом, который принял в крае, как во всей нашей стране, угрожающий характер", - пишет приморский журналист.

В пятничном номере журналист "Комсомольской правды - Приморье" Станислав Максимец комментирует постановление Министерства сельского хозяйства РФ, запрещающего экспорт живого краба за пределы исключительной экономической зоны страны. "По мнению чиновников, это должно помешать незаконному промыслу, наносящему значительный ущерб популяции членистоногих", - пишет журналист, поясняя, что за последние годы численность камчатского краба в дальневосточных морях сократилась в три раза - с 310 млн экземпляров в 1997 году до 114 млн в 2005 году. По мнению корреспондента, уменьшение популяции краба вызвано деятельностью браконьеров. По данным издания, в 2006 году объемы общего допустимого улова (ОДУ) были на уровне 9,5 тысячи тонн, а вылов - немногим более шести тысяч. "А вот объемы экспорта краба из России в Японию, США и Южную Корею превысили 38 тысяч тонн", - добавляет корреспондент. Как рассказал газете заведующий сектором информационного обеспечения Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра Валерий Лысенко, рыбопромышленные предприятия, которые официально работают на рынке, и до введения запрета вывозили за рубеж только готовую продукцию. "Сырец, то есть живого краба, везут на экспорт в обход закона", - рассказал Лысенко изданию. Кроме того, как сообщает газета, браконьеры наносят ущерб и тем, что добывают не только самцов, но и самок с икрой, нанося серьезный ущерб ресурсам. "А раз так, то и восстанавливать брешь в популяции просто некому. Ведь для того, чтобы выросло поколение крабов, годных к промышленному выводу, необходимо от 11 до 13 лет", - полагает журналист газеты. В то же время автор полагает, что даже самые жесткие меры как запрет экспорта краба не всегда дают положительный результат. "К примеру, камчатские рыбаки еще в прошлом веке изобрели способ, с помощью которого из синего краба можно сделать камчатского и наоборот. Они их перекрашивают", - заключает журналист.