Президент Армении Роберт Кочарян дал свое согласие на встречу со своим азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым в Санкт-Петербурге 9 июня в рамках неформального саммита глав государств СНГ. Как ожидается, в ближайшие дни свое участие на саммите подтвердит и азербайджанский лидер. Ожидают от Алиева и официального подтверждения готовности продолжить переговоры вокруг урегулирования нагорно-карабахского конфликта с Кочаряном. Переговоры эти примечательны тем, что проходят в условиях беспрецедентной активности посредников - сопредседателей Минской группы ОБСЕ Юрия Мерзлякова (Россия), Бернара Фасье (Франция) и Метью Брайзы (США). Первые двое недавно посетили регион конфликта, ограничившись в беседе с журналистами расплывчатыми фразами, не в пример своему американскому коллеге, который с заметным упорством распространяет такие сведения о переговорном процессе, которые года три назад могли бы показаться сенсацией.

Между тем, на фоне перманентных заявлений-утечек со стороны высших должностных лиц Азербайджана, в том числе и президента Алиева, о деталях переговорного процесса, проходящего под грифом секретности, последнее заявление Мэтью Брайзы, тиражированное агентством Associated Press, потеряв в сенсационности, приобретает высшую степень симптоматичности. По сути, американский посредник совершенно открыто подтверждает заявление Ильхама Алиева о том, что армянская сторона в лице президента Кочаряна дала согласие на отвод армянских войск с линии соприкосновения. "В ходе переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта стороны договорились о возвращении подконтрольных армянской стороной территорий", - заявил, в частности, Брайза. Заявления Алиева и Брайзы воспринимаются в армянском обществе в контексте развернувшейся с подачи того же Метью Брайзы дискуссии относительно возможности сдачи армянской стороной районов вокруг Нагорного Карабаха взамен на отложенный во времени референдум по будущему статусу Нагорного Карабаха и ввода в регион конфликта миротворческого контингента стран, не являющихся участницами Минской группы ОБСЕ.

ИА REGNUM представляет калейдоскоп мнений ведущих политических и общественных деятелей Армении и Нагорного Карабаха относительно возможности сдачи армянской стороной территорий Низинного Карабаха, выполняющих в настоящий исторический период функцию пояса безопасности НКР.

Комментируя перспективу вывода армянских войск с подконтрольных территорий, экс-премьер-министр Армении Грант Багратян заявил, что "армянская сторона должна либо без проявления каких-либо амбиций пойти на уступки, либо же заселить эти территории, твердо заявив, что они представляют жизненную важность". "Я считаю, что без четких международных гарантий на сохранение широкого коридора между Арменией и Нагорным Карабахом, к любым уступкам необходимо относиться осторожно. По моему глубокому убеждению, надо продолжить дело заселения территорий", - заявил экс-премьер.

По мнению спикера парламента Армении, члена совета Республиканской партии Армении Тиграна Торосяна, особо оптимистичных прогнозов относительно встречи президентов быть не может, поскольку для этого нет соответствующих благоприятных основ. "Было бы неплохо, если бы был зарегистрирован хоть небольшой прогресс", - заметил Торосян, пояснив, что основной причиной отсутствия воодушевления по данному вопросу служит неизменность позиций азербайджанского руководства в лице президента республики Ильхама Алиева по части проведения антиармянской агитации и создания атмосферы ненависти. "Для меня лично, главным признаком коренного сдвига в вопросе решения карабахской проблемы, стало бы значительное сокращение, если не устранение, подобной агитации, поскольку решение должны принять народы Азербайджана, Армении и Карабаха", - заявил спикер, добавив, что если азербайджанская сторона распространяет в своем народе ненависть, это вовсе не признак заинтересованности в решении вопроса. Комментируя вопрос о возможной сдаче районов в обмен на перспективы проведения референдума, он заметил, что нагорно-карабахский конфликт - серьезный вопрос, поэтому связанные с ним вопросы не имеет смысла обсуждать по отдельности. Оценки можно давать только тогда, когда станет ясна общая картина, а подобные разговоры - просто спекуляция и ничего более, считает Торосян. "Что касается референдума, я посоветовал бы никому не забывать, что когда речь идет о референдуме это означает, что речь идет о реализации права Нагорного Карабаха на самоопределение, которое по своему юридическому уровню намного выше политических принципов, о которых часто говорится - территориальная целостность, неприкосновенность границ и прочее", - заявил он. Торосян особо подчеркнул, что вышеуказанные принципы действуют между странами членами ОБСЕ, а не Азербайджаном и Нагорным Карабахом.

В свою очередь, глава партии Национально-демократический Союз экс-премьер-министр, экс-министр обороны Армении Вазген Манукян заметил, что карабахский вопрос должен быть решен пакетно, а то, что сегодня обсуждается, не является разумным решением. Манукян убежден, что это просто разговоры - такого решения (сдачи территорий в обмен на отложенный во времени референдум - ред.) сейчас быть не может. В настоящее время, заметил экс-премьер, предлагать какие-то сценарии очень трудно, поскольку для того, чтобы при помощи переговоров решить вопрос, обе стороны должны быть готовы к переговорам. "Азербайджан заявляет, что никогда не согласится на независимость, на отторжение Карабаха. При таких заявлениях, о каких компромиссах может идти речь? Азербайджан не готов к компромиссу, и вести в этих условиях переговоры - спекуляция", - считает он.

Член бюро АРФ "Дашнакцутюн", вице-спикер парламента Армении Ваан Ованнисян заявил, что АРФД всегда выступала против сдачи территорий - пояса безопасности Нагорного Карабаха. "Однако пока нельзя говорить, что мы будем против этого в любом случае", - добавил он. "Пока Азербайджан не признал право Нагорного Карабаха на самоопределение, Армения не обязана говорить о каких-либо уступках. Настоящие переговоры начнутся лишь после того, как азербайджанская сторона признает это право, и только тогда обе стороны должны пойти на компромисс, что и предполагают переговоры", - считает вице-спикер. "Когда армянская сторона увидит готовность Азербайджана пойти на уступки, только тогда мы сможем говорить о пакете наших уступок", - заявил он, добавив, что считает лишним говорить об уступках, в особенности территориальных, на фоне заявлений азербайджанской стороны о готовности начать военные действия, о том, что через 30 лет Армения вообще не будет существовать, а территория будет разделена между турецкими странами, и, наконец, при отсутствии каких-либо уступок со стороны Баку в вопросе Нагорного Карабаха.

По оценкам замминистра иностранных дел Нагорного Карабаха, кандидата в президенты Масиса Маиляна, встречи президентов Армении и Азербайджана нужны и даже полезны, поскольку снижают напряженность в регионе. Касаясь перспектив вывода армянских войск с территорий, он заметил, что азербайджанская сторона часто ссылается на международное признание Азербайджанской Республики в произвольно интерпретируемых границах, в то время как признание государства не означает автоматического признания границ, декларируемых им в качестве собственных. "Мировая практика состоит в том, что вопрос о территориальном разграничении между соседними государствами может решаться только при условии обоюдного признания сторонами государственной независимости и предусматривает наличие дипломатических отношений. Всякое стремление решать вопросы территориального разграничения вне привязки к признанию международной правосубъектности и государственной независимости одной из сторон изначально неправомерно", - отметил Маилян. Он заметил, что речь должна идти не о территориях как таковых, а об уточнении межгосударственных границ между НКР и Азербайджанской Республикой, а работа межгосударственной правительственной комиссии по делимитации и демаркации де-факто существующих между НКР и АР границ возможна только по признании Азербайджаном государственной независимости Арцаха. "В ходе делимитации мы должны исходить из получивших юридическое оформление в новопринятой Конституции НКР территориальных реалий, учитывая, что единственным критерием для НКР может быть только императив обеспечения права граждан Арцаха на физическую безопасность и государственную независимость. Для меня совершенно очевидно, что наша страна не сможет самостоятельно развиваться и обеспечивать военную и продовольственную безопасность в изначально нелегитимных анклавных границах бывшей НКАО. Обсуждая вопросы территорий и границ, мы должны постоянно помнить и о том обстоятельстве, что 15% территории, на которой была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика, по сей день находится под азербайджанской оккупацией", - сказал Масис Маилян.

По оценкам экс-премьер-министра Армении, лидера Христианско-демократической партии Хосрова Арутюняна, основная задача Армении состоит в том, чтобы определить саму формулу урегулирования нагорно-карабахского вопроса. "Что понимается под урегулированием. Что нам должны предложить в переговорном процессе, чтобы мы были довольны? В этом заключается вопрос", - заметил он. С одной стороны, отметил Арутюнян, это решение должно предусматривать безопасное, динамичное, демократическое развитие Нагорного Карабаха, с другой стороны - должно быть принято такое решение, которое бы обеспечило соответствующую роль Армении в регионе. "Если нам предложат такое решение, тогда можно подумать и об этом вопросе. Вся проблема в методологии, если сейчас каждый политик будет вмешиваться в политический переговорный процесс, то от этого переговорного процесса ничего не останется. Мы, в первую очередь, все должны определить, чего мы хотим, а потом посмотреть, насколько это соответствует тому, что нам предлагают", - заключил экс-премьер.

Говоря о возможности сдачи Низинного Карабаха в обмен на проведение отсроченного референдума, лидер оппозиционной партии "Новые времена" Арам Карапетян заявил, что это не решение вопроса, поскольку, во-первых, остается колоссальное количество других вопросов: кто будет проводить референдум, каким образом, чей будет ЦИК, карабахский или азербайджанский, какими паспортами и наконец - когда референдум будет проведен. "После того, как выведут войска и эти территории подпадут под юрисдикцию Азербайджана, туда должны возвратиться до миллиона вынужденных переселенцев. Я насчитал 40-45 вопросов, ответов на которые нет", - заявил он. Сам принцип был бы неплох, если бы сейчас ставился бы вопрос статуса Нагорного Карабаха, - заметил оппозиционер. Более того, заметил Карапетян, о чем будет референдум - о независимости, о присоединении к Армении, также не ясно. "Референдум должен быть проведен максимум через 5 лет, поскольку уже через 10 лет демографическая ситуация так изменится, что его проведение станет абсолютно бессмысленным", - считает он. В целом, заметил он, отвод войск неприемлем, поскольку, если это будет осуществлено без установления статуса Нагорного Карабаха, это означает "убрать буфер и отдать все". "Там только фортификационных сооружений на несколько десятков миллионов долларов. Во-вторых, начнется такой геополитический катаклизм из-за того, что американцы, и не только они, захотят выйти на границу Ирана. Понятно, что Россия не допустит таких процессов в 700 км. от своей границы. Там сейчас и так друг друга чуть ли не убивают, представляете что начнется в этом случае", - заявил Карапетян, заметив, что "если Армения действительно хочет всеобъемлющего мира, то сейчас надо сесть и начать с нуля: есть данная ситуация, давайте решим, отдаем территории, туда никто не входит, но статус Карабаха решен". По оценкам Карапетяна, если статус Карабаха будет решен, тогда и голубых касок не потребуется. Он также заявил, что все конфликты на территории СНГ надо передать под юрисдикцию России.

Лидер Социал-демократической партии "Гнчакян" Людмила Саркисян расценила перспективу сдачи территорий - зоны безопасности, как перспективу предательства, заметив, что отвод армянских войск с границы - неприемлем. "Когда говорят о сдаче территорий, мы все понимаем, что для завершения этого процесса должны быть предприняты какие-то компромиссные шаги. И говорить однозначно, что мы ничего не уступим - нельзя. Но это не должны быть те уступки, которые приобретены ценой крови. Некоторые вещи придется уступить, но взамен статуса Карабаха, а не просто так", - считает она. Саркисян заявила, что если сегодня армянская сторона пойдет на территориальные уступки, то "завтра уступать будет нечего". "Сегодня протекает процесс, который очевиден для всех нас. Прежде всего, почему международные наблюдатели дали такую высокую оценку этим выборам (речь идет о парламентских выборах, состоявшихся 12 мая 2007 года в Армении - ред.). Я не думаю, что они были настолько наивными, что ничего не заметили. Очевидно, люди приехали для оглашения положительной оценки. Я предполагаю, что была достигнута определенная договоренность с властями. И Кочарян в обмен на это что-то должен дать. Если не даст, однозначно, по этим выборам будут иные заключения. Позднее скажут, что им стало известно, что выборы прошли не настолько чисто, как показалось сначала. И это будет означать, что встанет под угрозу президент", - заявила лидер партии "Гнчакян". В предстоящей встрече Кочарян-Алиев в Санкт-Петербурге Саркисян видит реальную угрозу для Карабаха, поскольку "они готовы на любые уступки ради собственного благополучия и сохранения власти".

Лидер Демократической партии Армении (ДПА) Арам Г. Саркисян, комментируя ту же проблематику, заметил, что предупреждал "об этой опасности" еще полтора года назад. "К моему большому сожалению, я оказался прав, говоря, что на фоне воинственных заявлений азербайджанской стороны, Армения продолжает вести переговоры о возврате именно армянских территорий", - заметил он. Лидер Демпартии подчеркнул, что ему совершенно непонятно, почему армянская сторона не придает значения подобным заявлениям Азербайджана. "Если Ереван не согласен с этими заявлениями, то необходимо прервать переговоры до тех пор, пока Нагорный Карабах не будет вовлечен в переговоры, как сторона конфликта", - считает Саркисян. По мнению лидера ДПА, продолжение переговоров на фоне заявлений Баку о том, что Карабах является неотъемлемой частью Азербайджана, является свидетельством готовности армянской стороны к уступкам. "Так называемый референдум - абсолютный блеф, референдум тут абсолютно ни к чему, поскольку народ Нагорного Карабаха уже проводил референдум, подтвердив свое стремление к независимости. А отсрочка референдума - это издевательство над правом народа Нагорного Карабаха на самоопределение", - заявил он. Говоря о предстоящей встрече президентов Армении и Азербайджана, Саркисян заметил, что ему непонятно о чем будет говорить Кочарян на встрече с Алиевым. "У меня нет каких-либо ожиданий от этой встречи, если же будут подписаны некие принципы уступок, то в любом контексте это будет поражением армянской стороны", - считает лидер ДПА.

Экс-премьер-министр, лидер партии "Республика" Арам З. Саркисян заявил, что всегда предпочитал мир войне, заметив, что является сторонником скорейшего решения этого вопроса. "Что касается предложенного документа... В подобных вопросах даже ударение и запятая очень важны. Сегодня, без ознакомления с документом, основываясь на комментариях, а они разные - Азербайджан говорит одно, Армения иное, иногда, даже точки зрения министра иностранных дел Армении и президента разнятся - я считаю несерьезным", - заметил он, выразив надежду, что документ будет иметь логику, поскольку в этом участвуют серьезные силы, и это работа долгих лет. Саркисян отметил, что этот вопрос должен решиться путем взаимных уступок. Говорить о том, что армянская сторона однозначно победила и не намерена идти на уступки, равнозначно тому, чтобы вообще не участвовать в переговорах. Необходимо найти правильный и объективный путь взаимных уступок, считает лидер партии "Республика". "Это может объективно прокомментировать только тот человек, который ведет переговоры, однако он до сих пор ничего не объяснил. Первый президент Левон Тер-Петросян в свое время дал свое объяснение и представил общественности, попросив общество дать свои оценки с готовностью принять их. Роберт Кочарян не имеет способности писать подобные статьи, но может выступить по телевидению, представить точку зрения и попытаться обосновать, что та работа, которую он провел в вопросе решения карабахского конфликта - положительна, и если это будет соответствовать действительности, то я по достоинству оценю эту работу, а если нет, то выскажу свои претензии", - заключил оппозиционер.

Председатель Национально-демократической партии Шаварш Кочарян отметил, что этот вопрос в праве решать исключительно народ Нагорного Карабаха, а не Армения от его имени. "Это наша партийная точка зрения, и, вообще, мы считаем, что переговорный процесс не может увенчаться успехом до тех пор, пока Нагорно-Карабахская Республика не станет полноправным участником этих переговоров", - заключил Кочарян.

По мнению лидера партии "Блок национальных демократов" Аршака Садояна, если территории и будут сданы, то только в рамках комплексных переговоров. "Если речь идет об уступках только со стороны Армении, то для нас это неприемлемо", - заметил лидер партии. "В настоящее время вопрос стоит следующим образом, способны ли определенные политические деятели действительно вести политику взаимных уступок", - отметил он.

Руководитель Организации "В защиту освобожденных территорий", командир отдельного батальона "Шуши" Жирайр Сефилян еще до своего ареста заявлял, что сдача территорий - "предательство". Он призвал власти Армении остановиться, "иначе их ждет строгое наказание". "Мы не согласны с политикой властей, направленной на сдачу освобожденных районов вокруг Нагорного Карабаха. Уступки, которые осуществляются не только на словах, но и фактически на деле, вводят в заблуждение, во-первых, международное сообщество, которое постепенно ужесточает требования в отношении Армении, во-вторых, Азербайджан, который становится все более жестким и самоуверенным, и в-третьих, наш народ, который больше не верит ни одному политическому деятелю", - заявил он. По мнению Сефиляна, "у этих территорий есть хозяин - армянский народ". "Если для сохранения территорий должны быть возобновлены военные действия - пожалуйста, нас войной не запугать. Вся территория до Куры подлежит освобождению", - заявил бывший командир отдельного батальона "Шуши", находящийся ныне под арестом.

Член партии "Процветающая Армения" Арам Сафарян сообщил, что до августа 2008 года, то есть до окончания электоральных процессов в Армении и Азербайджане, процесс переговоров будет находиться в замороженном состоянии, и до этого времени любые разговоры о какой-либо активизации будут носить искусственный характер. Что касается вывода армянских войск с территорий подконтрольных Нагорному Карабаху, то, по словам Сафаряна, партия "Процветающая Армения" всегда заявляла, что переговоры могут вестись вокруг любых вопросов, однако есть принципы урегулирования конфликта, которые просто не имеют альтернативы, это в первую очередь независимость Нагорного Карабаха, международные гарантии безопасности НКР и наличие сухопутного сообщения с Арменией. "Этим трем принципам альтернативы быть просто не может, а вокруг остальных вопросов могут вестись обсуждения", - заключил Сафарян.

По словам экс-заместитель министра обороны Нагорного Карабаха, депутата парламента НКР Виталий Баласаняна, предстоящая в Санкт-Петербурге встреча президентов Армении и Азербайджана ничего не решит, поскольку позиции азербайджанской стороны не соответствуют логике процесса переговоров. "Поскольку Азербайджан настаивает на своей версии юридических и исторических причин нагорно-карабахской войны, нынешние переговоры станут очередным блефом Алиева для сохранения своей власти. Таким образом, переговоры провалятся, и основным виновником этого станет высшее руководство Азербайджана", - считает экс-замминистра обороны. Касаясь возможной сдачи территорий - зоны безопасности, Баласанян отметил: "В первую очередь, это исторические территории Нагорного Карабаха, на которых республика собственно и расположена. Армянская сторона вообще не должна обсуждать вопросы территорий". По его мнению, из-за неучастия в процессе переговоров, Нагорный Карабах фактически превратился из субъекта конфликта в территорию, однако армянская сторона должна сделать все возможное, чтобы стать гарантом безопасности Нагорного Карабаха, и НКР был вовлечен в процесс переговоров. Вместе с тем, он заметил, что не считает, что "по этим территориям Армения или должностные лица Армении, в особенности Роберт Кочарян, могут пойти на такой шаг". Он подчеркнул, что ни Нагорный Карабах, ни Северный Карабах, ни Низинный Карабах не входили в состав мусаватистского Азербайджана. "Таким образом, с юридической точки зрения, эти районы не могут входить в состав нынешней Республики Азербайджан", - сказал Баласанян.

У Народной партии Армении, возглавляемой Степаном Демирчяном, также нет особых ожиданий от встречи президентов Армении и Азербайджана, поскольку это не первая и, по оценкам партии, не последняя их встреча. Что касается перспектив сдачи территорий в обмен на проведение референдума, то "это всего лишь разговоры, которые не подтверждены ни официальным Ереваном, ни сопредседателями". В этой связи, а также ввиду отсутствия должной информации о содержании процесса переговоров, партия воздержится от комментариев по поводу этих слухов. Что же касается позиции НПА по этому вопросу, то в НПА отметили, что действующий президент Роберт Кочаряна, придя к власти в Армении, фактически, сменил Нагорный Карабах в процессе переговоров, что неприемлемо. "Без участия НКР в процессе переговоров принятие каких-либо решений невозможно. Безусловно, компромиссы должны быть, однако то, что происходит сегодня, это односторонние компромиссы армянской стороны, что не может считаться решением такой сложной проблемы. Что касается "туманной перспективы проведения референдума в Нагорном Карабахе", позиция партии такова - "в Нагорном Карабахе уже был проведен референдум о независимости и необходимости, и в повторном референдуме мы не видим", - заявили в офисе партии.

"Об урегулировании не принято говорить во время артобстрела, а информационная политика Азербайджана уже давно смахивает на артобстрел", - заявил депутат парламента Нагорного Карабаха Гегам Багдасарян. По его словам, в большей степени именно по этой причине о кардинальных сдвигах после встречи президентов Армении и Азербайджана и думать не приходится. Он подчеркнул, что существует два критерия, наличие которых позволило бы оптимистично оценивать ход переговорного процесса -"полноправное участие Нагорного Карабаха процессе переговоров и прекращение информационной войны". "Сегодня нет ни того, ни другого. Причем, в данном контексте, я придаю особую важность второму компоненту, так как он может стать основой для первого и, в целом, для всего процесса", - считает он. Багдасарян подчеркнул, что участие или неучастие карабахской стороны в переговорах является "лакмусовой бумагой" истинных намерений нынешних переговорщиков и посредников - хотят ли они урегулирования или нет? "У меня есть все основания полагать, что ни Азербайджан, ни Армения, ни посредники не хотят урегулирования карбахского конфликта. Кажется, никому это и не нужно. Если это так, то они не нужны нам и подавно! Они ведь знают, что основную часть договоренностей реализовывать именно нам, но они не допускают нашего полноправного участия в переговорах. И они знают, что для нас так даже лучше - нынешняя ситуация нас вполне устраивает, и ничто не отвлекает нас от творческого процесса государственного строительства. Значит, так лучше всем. А мы и не против!", - заявил депутат. Говоря о перспективах сдачи подконтрольных районов Низинного Карабаха в обмен на отсроченный референдум, он заметил, что нельзя ничего предпринимать, пока между конфликтующими сторонами не наведены мосты доверия. "Это касается и вопроса территорий, и проблемы беженцев, и всех остальных компонентов переговорного процесса. Опять-таки, акцентирую внимание на необходимости прекращения информационной войны", - отметил Багдасарян. Он заметил, что после каждой встречи Кочарян-Алиев у него складывается впечатление, будто Алиев вернулся с фронта. "С мирных переговоров возвращаются с "мирной душой", а не с воинственной риторикой. Кому нужно такое миротворчество и подобный диалог?", - заключил он.

Лидер партии "Наследие" экс-глава МИД Армении Раффи Ованисян, говоря о перспективах сдачи территорий, отметил, что партия отрицательно относится к идее вывода армянских войск с зоны безопасности Нагорного Карабаха.

Лидер партии "Национальное Единение" Арташес Гегамян в ответ на вопрос о возможности вывода армянских войск в обмен на отсроченный референдум о независимости Нагорного Карабаха, попытался вновь продемонстрировать неповторимую оригинальность. В частности, лидер НЕ отметил: "Поживем, увидим". Остается только догадываться, что означала туманная фраза Гегамяна, что он желает увидеть, и чего ему видеть не хочется.

Экс-советник экс-президента Армении по внешнеполитическим вопросам Жирайр Липаритян (в период президентства Левона Тер-Петросяна являлся активным участником переговорного процесса - ред.) отказался прокомментировать данный вопрос. "На сегодняшний день у меня нет мнения. Пока не увижу документа, я не могу высказывать мнение, поскольку, как говорится, "сатана кроется в деталях"", - заметил он.

Между тем, МИД Армении ответил на заявление Метью Брайзы. Со стороны внешнеполитического ведомства Армении было озвучено следующее: "Армения не намерена говорить о третьестепенных вопросах до уточнения вопроса статуса Нагорного Карабаха, целостного закрепления обеспечения права народа Нагорного Карабаха на самоопределение и бесперебойного сообщения Армении с Нагорным Карабахом. Позиция Армении в вопросе нагорно-карабахского конфликта известна и независимо от того, кто делает подобные заявления, и как они комментируются в переговорном процессе, мы можем только повторить, что говорили неоднократно".