Каков был прошедший год, и каким предстоит будущий, еженедельник "Молодежный курьер" попросил рассказать мэра города Волжска Николая Свистунова.

- Николай Юрьевич, оцените итоги прошедшего года для себя как политика.

- Я считаю, что для меня как для политика, как депутата Государственного собрания Марий Эл, лидера местного отделения СПС, год сложился не то чтобы удачным, но положительным. По всем своим политическим позициям я не потерял почти ничего, и это при складывающемся ощущении, что многие в действующей в Марий Эл власти не хотели бы меня видеть на этих постах. Смешно, но даже в том числе и на посту президента Федерации футбола республики, который я возглавляю. Единственная моя личная потеря состоит в том, что депутаты Госсобрания сняли меня с поста председателя комиссии по законности. Эту историю с бесконечно долгим голосованием до "требуемого" результата все знают.

Тогда произошел беспрецедентный для марийского парламентаризма случай, когда глава правительства потребовал от депутатов моего снятия с этого поста, и даже увел весь кабинет с заседания сессии, предупредив, что в случае, если я останусь на посту, то дальнейшего конструктивного сотрудничества исполнительной и законодательной власти республики не получится. Хотя считаю, что во время моей работы в комиссии по законности было сделано очень многое. В том числе Конституция Марий Эл была приведена в соответствие с Конституцией РФ. Но в любом случае, я остался депутатом Госсобрания, продолжаю работать в комиссии по законности, и то влияние, которое я имел, сохранено.

- А считаете ли Вы своей собственной неудачей бессмысленную попытку выхода Волжска из состава Марий Эл?

- Это была не моя инициатива. Считайте это "вздохом народа", попавшего под огонь политического противостояния между мной и президентом республики. Пострадал от этого прежде всего город. У нас все лето были арестованы счета, мы не могли готовиться к зиме. У нас дополнительно не было даже рубля на трубы, задвижки. И только путем невероятных усилий всей администрации Волжска, всех коммунальных служб, без света, газа, тепла, мы подготовили город. Как тяжело мы входили в зиму - 25 домов было без отопления. Вот зима уже на исходе, тьфу, тьфу, тьфу, у нас не случилось никаких аварий. А посмотрите, что происходило зимой по стране. А у нас все главы администраций подготовились к зимним морозам. Хотя только у нас в Волжске задолженность больше 3 миллионов рублей коммунальным службам. Но мы же договариваемся, мы с ними работаем. А вот на заседания правительства меня не приглашают уже почти два года. Так, может, нас уже и отделили?

- Давайте еще о победах.

- Своей личной победой я считаю то, что несмотря на шумиху в правительственной прессе о том, что город Волжск разворовывается, что Свистунов должен быть наказан в уголовном порядке, мне удалось доказать свою правоту. Хотя бы перед жителями города Волжска и думающими людьми республики. Об уголовном порядке и говорить нечего. Были моменты, когда распродажа городского имущества происходила без аукциона. Но мы поправились, и когда эти объекты на сессии горсобрания было предложено взять городу обратно, депутаты единодушно отказались. Действительно, подумайте: городское имущество должно приносить прибыль, а нам содержание этих объектов (автовокзал, акции ВДК, которое стало банкротом, акции "Феи") давало только убытки. Поэтому эффективная продажа такого имущества это только плюс. Есть одна попытка завести уголовное дело на меня. Три (!) судьи Верховного суда РМЭ дали разрешение на возбуждение уголовного дела на меня по факту оскорбления должностного лица. Это должностное лицо - господин Швецов, который стоял в туалете под вывеской с предупреждением "Не курить!", курил и плевался. И на сделанное замечание сразу же написал заявление в милицию о том, что его оскорбили и пытались выбросить из окна. Тут вообще юридический казус в юриспруденции, - наши судьи признали, что чиновник в туалете (!) выполнял должностные обязанности. В мировой практике такого не было.

- Хорошо. А как лидер СПС, депутат Госсобравия Николай Свистунов, оценивает политические итоги республики?

- Одной из республиканских потерь, я считаю упорство в выдаче желаемого за действительное. Например; "В республику идут небывалые инвестиции". Но подумайте сами - в республике одни из самых высоких в России тарифов на электроэнергию. Инвесторы умеют же считать, и видят, что затраты на производство будут выше, чем в других регионах. Или небывалое уважение со стороны правительства России. Нефть. Есть такая пословица: "Не кричи "гоп", пока не перепрыгнешь". Лучше было бы, если бы правительство откровенно говорило, что мы сделали и какой получили эффект. Тот факт, что Марий Эл сегодня находится на третьем месте снизу по уровню заработной платы по России, говорит сам за себя. У нас 500 тысяч населения живет ниже черты бедности. Две трети республики.

- А плюсы?

- Мало, но есть. В правительство пришел ряд министров, которые ответственно и высокопрофессионально относятся к своему делу. Надежда Климина, министр соцзащиты. Чувствуется оживление в работе социальной сферы. Галина Швецова, Министерство образования, в жестких финансовых рамках ей удается многое сделать. Министерство здравоохранения делает большой прорыв. Владимир Шишкин вхож в Москве во многие инстанции, и деньги на здравоохранение в республику поступают. Газификация села - несомненный успех. Но знаете, с каким парадоксом мы столкнулись? Идет комиссия по приемке газопровода. А в селе из ста домов подключено только пять. Почему? А селяне мне объясняют: да только чтобы оборудовать дом под газоснабжение, нужно 25 тысяч рублей. Газ дорог, а зарплата маленькая. Отключают за неуплату сразу. Все держат скотину и всю зиму ей варят пищу. Проще на дровах.

Проблема в чем? Два года назад, когда Леонид Маркелов стал президентом Марий Эл, перед правительством и Госсобранием возник вопрос: а что же все-таки с республикой, попавшей в тяжелую экономическую ситуацию, делать. Самая главная мысль тогда звучала, что всем хорош не будешь и надо концентрировать финансы и выбирать главную направленность работы, чтобы там почувствовались серьезные изменения. И за счет побед в этом направлении, вытащить другие сферы. К сожалению, правительство, по моему мнению, так и не нашло свою генеральную линию.

- А Ваши прогнозы на предстоящий год?

- Финансы, все решают финансы. Правильное распределение бюджета на предстоящий год могло бы дать результаты. Удивительно легко был принят бюджет-2003. Я даже не понимаю, почему? Впервые за много лет бюджет был принят без обсуждения на сессии. Вот такие моменты,- резервный фонд, фонд, которым лично распоряжается президент, в этом году с 18 миллионов увеличен до 25. Это же бюджет одного из районов. А это деньги, которые тратятся в основном на представительские расходы, на проведение праздничных мероприятий, на базу отдыха в Сосновом бору, куда на отдых теперь не могут попасть даже члены правительства (за свои деньги, между прочим). Какой он, этот бюджет? Я приведу только две цифры, и читающие и думающие люди сами все поймут. Вот только по городу Волжску. В бюджете по Волжску расходная часть в 2002 году выполнена на 239 миллионов 910 тысяч рублей. В бюджете 2003 года нам спланировали на 4 тысячи рублей меньше. А учтите инфляцию, повышение цен на энергоносители. А еще повышение зарплат бюджетникам в этом году на 33 процента. И этот бюджет вдруг назвали "социально-направленным". 70 процентов этого бюджета тратится на зарплату бюджетникам и тепло.

- То есть, выходит, что республика сама себя "проедает"?

- Конечно. Постоянно у местных самоуправлений отнимаются налоги, которые можно было пустить на развитие. У городов и районов в этом году отняли 10% подоходного налога. Отняли почти всю прибыль. Теперь с прибыли предприятий мы получаем всего 2%. По Волжску из наших заработанных денег мы в этом году потеряли около 30 миллионов рублей. Для нас это очень большая сумма. Это происходит каждый год: денег у местных самоуправлений все меныпе.а ответственности - все больше.

- И как будет жить Волжск?

- Конечно, есть проблемы. Мы уже не в состоянии строить новые дома. Проводить текущие ремонты. Минфин на этот год выделил нам на ремонт школ 41 тысячу рублей. У нас 12 школ, у всех текут крыши. А на ремонт одной самой маленькой школы нужно не менее 150 тысяч. Мы уже не в силах ремонтировать дороги, которыми пользуется вся республика, - по улицам Волжска проходит трасса на Казань. Но не только мы в таком состоянии. Ведь Волжск, Йошкар-Ола, Звенигово и Медведеве имеют хоть какие-то ресурсы. У других администраций и этого нет. Есть районы, которые в неделю налогов получают всего 100 рублей. Так что мы не жалуемся. У нас есть средства, чтобы чистить город. Мы вовремя платим зарплату, содержим коммунальную сферу. Бюджет-2002 Волжск выполнил на 103%. Плюс еще 12 миллионов долгов, которые мы отдали энергетикам.

Сегодня мы занимаемся реальным сектором экономики. В Волжске растет предпринимательство. Открылось очень много частных магазинов. Предприятия Волжска заметно укрепляются, - Марбумкомбинат сегодня кормит не только Волжск, но и всю республику. У него только за последний год увеличилось отчисление налогов на 30%. Можно перечислять; "Гран", "Ариада". Кстати, вот "Ариада". Ее руководитель Васильев выпускает не только конкурентноспособную продукцию, но построил первый в Марий Эл закрытый ледовый дворец спорта. В феврале уже пройдут первые матчи на этом льду. В Волжске строится новый торговый центр. Первыми в республике мы развили сеть частного маршрутного такси (тогда в Йошкар-Оле были только муниципальные "Газели"), и к нам за опытом ездили даже из соседних республик. Мы работаем со всеми предприятиями, даже с теми, где в ходе политической заинтересованности правительства сменилось руководство, и они в свою очередь понимают, что выжить можно только всем вместе. Вот сейчас поменялось руководство на мясокомбинате, и мы надеемся, что новая команда сможет возродить былую славу продукции этого предприятия. Создан комитет по малому бизнесу.

В эти дни Ирина Новицкая, мой заместитель по экономике, находится в Санкт-Петербурге на семинаре экономического развития местных самоуправлений, и, уверен, вернется оттуда с новыми идеями. В Волжске местное самоуправление - единственное в республике - организовано на уровне комитетов. В этих комитетах на каждую семью имеется картотека, учитывающая и бедных и богатых, что позволяет более эффективно решать социальные вопросы. Волжск работает во всех сферах. Мы, навер-ное, одни из немногих в республике, где глава администрации традиционно организует бал для отличников школ, лучших спортсменов. В этом году нам удалось остановить всплеск ВИЧ-инфекпии, героиновой наркомании. Тут спасибо фонду "Новая линия", которому мы оказываем посильную поддержку из городского бюджета. Наркомания - одна из наших главных молодежных проблем. Ну что поделать, близость к такому мегаполису, как Казань накладывает свой отпечаток. Я думаю, об этом еще много скажут.

Знаете, я иногда встречаю знакомых, которые спрашивают: "Я слышал, город Волжск погиб?" "Да нет, - отвечаю, - он живет и работает, так же, как и вся страна. И у нас есть хорошие перспективы сделать жизнь в Волжске лучше".