В редакцию ИА REGNUM обратился пресс-секретарь Движения за ядерную безопасность Эдуард Мейлах. По его мнению, опубликованное несколько дней в ленте нашего агентства заявление челябинского учебного центра по радиационной безопасности, содержит "беспочвенные и очень некрасивые" обвинения в адрес Госатомнадзора - единственного независимого государственного ведомства в сфере надзора за деятельностью атомных предприятий. К своему письму Э.Мейлах приложил обращение 86 лидеров российских экологических организаций, ученых, юристов в поддержку Госатомнадзора, а также заявление челябинского "Движения за ядерную безопасность". Предлагаем его текст вашему вниманию.

"Для экспертов экологических организаций не стали неожиданными нападки на Госатомнадзор, после того как это ведомство использовало свои полномочия государственного органа, несущего ответственность за регулирование и обеспечение безопасности использования атомной энергии, нарушив тем самым 50-летнюю традицию попустительства противозаконной деятельности атомных предприятий. На Госатомнадзор оказывается давление с использованием "телефонного права", а ряд чиновников позволяют себе огульные, беспочвенные обвинения.

В защиту Госатомнадзора выступили лидеры российских экологических организаций, юристы и ученые вузов - всего около 90 подписей. Они обратились к Президенту и премьер-министру с требованиями укрепить позиции Госатомнадзора как независимого государственного надзорного органа в области использования атомной энергии. В обращении говорится: "Мы настаиваем на строгом соблюдении требований федерального законодательства в отношении предприятий ядерного топливного цикла, на открытости планов и сроков природоохранных мероприятий на ПО "Маяк", а также на снятии секретности с нормативных актов о временных лимитах поступления радиоактивных веществ в окружающую среду".

Во многом именно благодаря работе Госатомнадзора в самой атомной отрасли начала складываться некоторая правовая культура. Гендиректор "Маяка" Виталий Садовников в интервью "Челябинскому рабочему" отметил, что отказ Госатомнадзора в выдаче лицензии на незаконную деятельность "Маяка" "абсолютно правилен" и "делает свой вклад в укрепление законности в государстве". Министр атомной энергии Александр Румянцев во время встречи с лидерами "Движения за ядерную безопасность", "Правосознания" и общественными организациями из других "ядерных" регионов подчеркнул, что деятельность атомных предприятий должна быть введена в русло закона.

Однако, не все так единодушны. К сожалению, все еще находятся чиновники и политики готовые заклеймить "врагом и шпионом" любого, кто посмеет одернуть нарушителя закона, будь это атомное, или любое другое "дружественное" предприятие. Один депутат обещает в прессе "надавить, куда надо", другой близкий к администрации Челябинской области руководитель учебного центра рассказывает надоевшие сказки про "высокотехнологичные" сливы жидких радиоактивных отходов в окружающую нас природную среду. Цинична и нелепа попытка поднять "золотую лихорадку" обещаниями открыть здесь ядерный клондайк, когда уже совершенно очевидно, что афера с ввозом топлива лопнула как мыльный пузырь. Но не из-за конкуренции, а из-за попыток сжульничать, продать грязные технологии за высокие, сделать деньги на несоблюдении законов.

Председатель "Движения за ядерную безопасность" Наталья Миронова заявила: "Челябинская область заплатила сполна за развитие советского атоммаша. Мы не хотим больше жертвовать своим здоровьем и окружающей природой, и считаем, что "Маяк" должен соблюдать законы нашей страны. Попытки отдельных деятелей дискредитировать Госатомнадзор и российское экологическое движение наносят ущерб не только имиджу России как правового государства, но оказывают медвежью услугу и самому Минатому, мешая его преобразованиям.

Если уж и искать виноватых в остановке завода - так это и сам Минатом, да и подобные господа, как Козюлин и Гришанков, и некоторые другие "доброхоты". Водный Кодекс, о который споткнулся "Маяк", существует не первый день, а уже ВОСЬМОЙ год! За восемь лет, да еще при федеральной программе, финансировавшей улучшение обращения с отходами, уже можно было бы хотя бы не удивиться, что наконец-то нашлось ГОСУДАРСТВЕННОЕ ведомство, которое сказало, "ну, довольно, пора и честь знать". Сейчас уже не виновных надо искать, а приемлемые, не нарушающие российское законодательство управленческие и технические решения".

Пресс-служба "Движения за ядерную безопасность"

АТОМНАЯ ОТРАСЛЬ ДОЛЖНА СОБЛЮДАТЬ ЗАКОН

С января 2003 г. деятельность ПО "МАЯК" (Челябинская область) по переработке отработавшего ядерного топлива не законна, так как Госатомнадзор РФ отказался продлить действие соответствующей лицензии в связи с открытым и явным нарушением ПО МАЯК законов "Об использовании атомной энергии", "Об охране окружающей среды", и Водного кодекса, запрещающих сброс радиоактивных отходов в связанные с природной средой открытые водоемы.

Сделанное - хотя и важный, но лишь первый соответствие с российским законодательством, введению его в правовые рамки. Известно, что ряд других предприятий Минатома (в том числе Сибирский химический комбинат (Томская область), шаг по приведению деятельности предприятий Минатома России в Горно-химический комбинат (Красноярский Край), НИИ атомных реакторов (Ульяновская область)) продолжают противозаконную, по нашему мнению, практику сброса жидких радиоактивных отходов в подземные горизонты, что может привести к опасным последствиям для больших территорий.

Известно, что предприятия ядерного топливного цикла не платят за радиоактивное загрязнение окружающей среды, что не только является нарушением закона "Об охране окружающей среды", но и лишает Минатом экономического стимула к природоохранной деятельности. Известно, что в нарушение ряда законов, предприятия Минатома скрывают данные по загрязнению окружающей среды и по негативным последствиям своей деятельности для здоровья населения, и даже используют органы ФСБ для противодействия экологическим организациям получать гарантированную Конституцией России экологическую информацию.

На предприятиях Минатома в нарушение российских законов происходит незаконное, без получения положительного заключения государственной экспертизы, сооружение производств и внедрение новых технологий. Приветствуя первый важный шаг по принуждению Минатома России к соблюдению российских законов, мы НАСТАИВАЕМ:

1. На укреплении позиций Госатомнадзора как государственного надзорного органа в области регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях.

2. На строгом соблюдении требований федерального законодательства в отношении предприятий ядерного топливного цикла.

3. На соблюдении органами государственной власти конституционных прав граждан на получение информации, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на страхование и возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан.

4. На срочном принятии закона о возмещении ядерного ущерба и нормативов платы за радиоактивное загрязнение окружающей среды и закона об обращении с радиоактивными отходами.

5. На открытости планов и сроков природоохранных мероприятий на ПО "Маяк", которые могли бы стать основой для возобновления деятельности завода 235 и публикации планов по снижению опасности аварийного сброса в окружающую среду жидких радиоактивных отходов, хранящихся в Теченском каскаде водоемов; а также на снятии секретности с нормативных актов о временных лимитах поступления радиоактивных веществ в окружающую среду.

19 января 2003 г.

1. Н.Миронова, Движение за ядерную безопасность, Челябинск

2. А.Яблоков, Центр экологической политики России, Москва

3. С.Забелин, член Комиссии по правам человека при Президенте РФ, Международный социально-экологический союз, Москва

4. В.Меньщиков, Фонд экологического возрождения, Москва

5. С.Пащенко, Ученые Сибири за Глобальную Ответственность, Новосибирск

6. Г.Кабиров, Общественное объединение "Теча", Челябинск

7. Т.Селивановская, член президиума правления Нижегородской областной организации Союза журналистов РФ, Нижний Новгород

8. М.Кабирова, Общественный благотворительный фонд помощи жертвам радиации, Муслюмово

9. Н.Манзурова, Озерский Союз инвалидов Чернобыля, Озерск

10. Профессор Рихванов Л.П., заведующий кафедрой Геоэкологии и Геохимии Томского политехнического университета, Томск

11. Е.Широков, Белорусское отделение Международной Академии экологии

12. А.Брагин, Ульяновское городское отделения Всероссийского общества охраны природы, Ульяновск

13. Е.Романова, Комиссия по защите прав человека Свердловской области, Екатеринбург

14. Ю.Яминева, Общественное молодежное объединение "Экофронт", Челябинск

15. Н.Потеряева, "Движение за ядерную безопасность", Екатеринбург

16. Н.Кутепова, Озерская городская общественная организация "Планета надежд", Озерск

17. Н.Зубов, "Красноярский Краевой Экологический Институт", Красноярск

18. Н.Гришин, Агентство экологических оценок "ЭКОТЕРРА", Москва

19. А.Виноградова, Балаковское отделение Всероссийского общества охраны природы, Балаково

20. В.Михеев, Гражданский Центр ядерного нераспространения, Красноярск

21. М.Пискунов, "Центр содействия гражданским инициативам", Димитровград.

22. А.Севастьянов, Общественное объединение "Правосознание", Челябинск

23. В.Чупров, энергетический департамент Гринпис России, Москва

24. Л.Попова, Центр ядерной экологии и энергетической политики, Международный Социально-экологический Союз, Москва

25. А.Никитин, Экологический правозащитный центр "Беллона", Санкт- Петербург

26. Н.Гусева, Златоустовская городская общественная организация "Клуб деловой женщины", Златоуст

27. О.Лихтина, "Красноярский Правозащитный Центр", Красноярск

28. С.Денисюк, ООО "ЭкоСервис", Красноярск

29. А.Гришин, Общественное объединение "Всегда молодой", Красноярск

30. Е.Палкин, Общественное объединение "Лес и мы" Красноярск

31. Е.Спирин, СоОО "Красноярский Краевой Экологический Союз", Сосновоборск

32. О.Бодров, ЗЕЛЕНЫЙ МИР, общественная благотворительная организация, Сосновый Бор, Санкт-Петербург

33. Ф.Кобжасарова, Челябинское общественное движение "Фатиха", Челябинск

34. К.Козлов, ТРОО "Институт международной экологической безопасности", Томск

35. А.Мамаев, Железногорский филиала Гражданского Центра ядерного нераспространения, Железногорск

36. И.Резникова, Межрегиональное общественное движение "За безъядерный Дон", Волгодонск

37. Н.Пчелина, Нижегородское отделение Союза "За химическую безопасность", Нижний Новгород

38. А.Паженков, Региональная общественная благотворительная организация "Центр содействия "Волго-Уральской экологической сети", Тольятти

39. А.Губернаторов, Общественный региональный Фонд "Самарская Лука", Жигулевск

40. Д.Бируля, "Центр экологической безопасности и просвещения", Волгодонск.

41. А.Каюмов, Экологический центр "Дронт", Нижний Новгород

42. И.Фуфаева, Агентство Волжской Экологической информации, Нижний Новгород

43. С.Прошельцева, "Зеленый мир", Нижний Новгород

44. А.Козлов, Антиядерное сопротивление/Экозащита, Воронеж

45. А.Шведова, Группа "Нет корпорациям!", Воронеж

46. Д.Большаков, Межрегиональная правозащитная группа, Воронеж

47. С.Дорохова, АТТАК- ЮГ, Воронеж

48. С.Соляник, Экологическое общество "Зеленое спасение", Казахстан, Алматы,

49. А.Ожаровский, Московский Международный дискуссионный Клуб, Москва

50. М.Рихванова, Байкальская Экологическая Волна, Иркутск

51. Т.Беркелиев, экологический клуб Catena, Ашхабад

52. А.Зименко, Центр охраны дикой природы, Москва

53. Г.Смирнов, Чукотское общественное экологическое объединение "КАЙРА-КЛУБ",

54. Д.Рыбаков, Карельская региональная общественная организация "Ассоциация зеленых Карелии", г. Петрозаводск

55. Ю.Вобликов, "Пензенский городской экологический клуб", Пенза

56. В.Бычков,. ПРОООД "За права человека" г.Пенза

57. Е. Книжник, Молодёжный экологический клуб "END of Our Age", Новосибирск

58. Д.Пчельников, Молодёжный клуб "Молодёжь Сибири за устойчивое развитие", Новосибирск

59. Е.Зыкова, МОК "ОМОС", Новосибирск

60. Е.Кругликова, Апатитское отделение Кольского координационного экологического центра "ГЕЯ" (ККЭЦ "ГЕЯ), Апатитский экологический центр, Апатиты

61. Т.Трибрат, Центр экологического образования "АКВА", г. Новороссийск

62. Е.Колпакова, Общественное движение в защиту Волги "Поможем реке", Нижний Новгород

63. Владимир Сергеев, член Союза журналистов, ассоциация содействия ЮНЕСКО, Центр Доброй Воли

64. С. Симонов, Экологическое движение "Зеленая Молния", Сочи

65. Жаннат Махамбетова, Ресурсный центр Экологического форума неправительственных организаций Казахстана, Алматы

66. Е.Зуев, Ульяновская общественная организация "Молодое "Яблоко", Ульяновск

67. С.Почитаев, Марийское отделения Социально Экологического Союза

68. Л.Савельева, Региональная общественная организации "Проект- Перекресток Цивилизаций", Волгоград

69. С.Шапаренко, Экологическая группа "Печенеги", Харьков, Украина

70. Ф.Крониковский, "Экологическая группа "Тайга", Приморский край, Красноармейский район

71. В.Габова, семейная удэгейская община "Буа Хони", Приморский край

72. С.Гапонов, школьная инициативная группа "ЭкоБУсс", Приморский край, Красноармейский район, с.Рощино

73. А.Торопов, Сибэкоагентство, Томск

74. А.Ближенская, редакция газеты зеленых "Берегиня", Нижний Новгород

75. Н.Рагозина, МОО "Центр общественного здоровья", Новосибирск

76. А.Кожара, Ярославская региональная общественная организация "Ноохора", Борок, Ярославская обл.

77. О.Негробов, ЭкоДон, Воронеж

78. Владимир Назаренко, РОО "Парусная Академия", Таганрог

79. С.Шапхаев, Общественная организация "Бурятское региональное объединение по Байкалу", Улан-Удэ

80. В.Сливяк, общественное объединение "Экозащита!", Калининград

81. Е.Булакова, общественный фонд "Правоборец", действующий на территории Свердловской области, Екатеринбург

82. Е. Гузева, региональная детская правозащитная общественная организация "Змееныш", Екатеринбург

83. Л.Чуркина, общественная организация "Женский юрист", Екатеринбург

84. А.Деменева, "Уральский центр конституционной и международной защиты прав человека", Екатеринбург

85. О.Пицунова, Коалиция "Чистая энергия", Саратов

86. А.Пинчук, Центр Содействия Экологическим Инициативам, Саратов"