Эксперт Службы расследований Центра экстремальной журналистки (Москва) Дмитрий Семенов закончил свою работу в Перми, об итогах которой рассказал в интервью корреспонденту ИА REGNUM:

С какой целью миссия Центра работала в Перми?

Все связано с напряженной ситуацией сложившейся за последнее время вокруг нескольких печатных изданий Пермской области. В первую очередь, конечно, нас обеспокоили возникшие проблемы у весьма влиятельной в области газеты "Звезда". Точнее об этом можно сказать так: лобовое столкновения редакции с чрезмерной энергичностью спецслужб. Но для выявления подоплеки конфликта важны детали, поскольку можно говорить о нескольких версиях произошедшего...

Насколько помнится все началось еще осенью 2002 года...

Да. В те дни редакция газеты "Звезда" подверглась форменному давлению местного управления ФСБ. Кое-кого сильно возбудила статья "Звезды" под названием "Суперагент по кличке Артем", рассказывающая о человеке, который по приговору суда должен был находиться в местах лишения свободы за торговлю наркотиками. Срок ему дали большой, но, к всеобщему изумлению, его почему-то встречают свободно разгуливающим по городу. В ходе своего расследования "Звезда" выяснила, что гражданин осужденный - агент спецслужб, якобы завербованный для так называемых "контролируемых" сделок с наркомафией. Как утверждалось, были и бесконтрольные сделки в пользу криминальных структур. После публикации этой "информационной бомбы" за журналистами прибежали автоматчики из спецслужб. В помещениях редакции начались повальные обыски, взлом сейфов, копание в личных вещах сотрудников...

Известно ли Вам, что искали и чем увенчались поиски?

Что искали - не совсем ясно, но если бы нашли что-нибудь мало-мальски существенное, то все было бы по-другому. В настоящий момент известно, что сроки следствия уже в очередной раз продлены, теперь до 14 февраля. Это лишнее свидетельство того, что предъявить ни журналистам, ни газете нечего, возможно, все это делается с простой целью - подольше держать коллектив "Звезды" в напряжении. Тягать журналистов на допросы, вносить в работу редакции сумятицу. Другой вопрос - для чего держать редакцию и ее сотрудников в напряжении.

В чем конкретно обвиняют редакцию и журналистов?

Обвинения и серьезны и абсурдны одновременно - разглашение некоей тайны, хотя ни один журналист "Звезды" никаких подписок "о неразглашении" не давал, поэтому авторы материала не являются носителями каких-то секретов. Согласитесь, если где-то в недрах спецслужб идет массированная утечка информации, то это проблема спецслужб, их профессионального и, я бы сказал, интеллектуального уровня, но никак не журналистов. Похоже, ФСБ предпочла отыграться на журналистах, обвинив их в разглашении полученных данных. Между тем, отмечу особо, что такая информация является общественно значимой, а это означает что, по сути, журналистов обвиняют в выполнении своих профессиональных обязанностей. Со "Спецагентом" история явно не выдуманная, поскольку ФСБ даже не опровергает, что торговец наркотиками - некий "боец" невидимого фронта. Напротив - эту информацию объявили чуть ли не государственным секретом. После подобных открытий общество вправе задать вопросы о причинах неутешительных результатов в борьбе с наркобизнесом.

Насколько ФСБ действовала в рамках процессуальных норм?

Как пояснили нам в пресс-службе пермского УФСБ - все действия соответствовали прописанным в законе правилам. Слегка взволнованный женский голос сообщил, что их действия проверялись и соответствуют закону. Юристы газеты уверяют в обратном - нарушения были, и много. В связи с чем несколько дней назад вновь поданы необходимые заявления в соответствующие инстанции. Это юридическая сторона дела. Но есть и психологическая, где очевидно, что все действия сотрудников УФСБ направлены на то, чтобы расколоть редакционный коллектив и напустить на людей страху. При этом, рефреном идет злобный шепот - все равно мы с вами "разберемся"...

Неужели весь сыр-бор из-за одной заметки? Или существуют иные причины?

Вероятно, ответ можно поискать, листая подшивку "Звезды" за октябрь прошлого года. Вы там найдете не менее сенсационное сообщение, о том, что в дни захвата "Норд-Оста", когда все спецслужбы страны работали в усиленном режиме, в Перми произошло нечто - там целые сутки безо всякого присмотра находилась система залпового огня "Град". Как поведал читателям журналист "Звезды" Константин Бахарев (его-то как раз особенно "дожимают" спецслужбы), смертоносная машина прибыла на станцию Левшино из-за границы для переоснащения на "Мотовилихинских заводах". Вместе с ней по железной дороге доставили часть боезапаса. Прибывший "Град" являлся собственностью заграничной, и необходимо было совершить ряд таможенных процедур. Произошел непонятный сбой, в результате которого смертоносная система растаможена не была и на завод не попала. Мало того, с охраной вообще получился казус. Охрана, которая привезла, свой пост сдала, а пермская - не приняла. В итоге установка залпового огня, способная одним выстрелом разнести пару городских кварталов, почти сутки болталась на станции Левшино. Стоит себе бесхозная - бери не хочу. Какая спецслужба отвечала за охрану "Града" на территории Перми - можно легко догадаться. Такая вот история. Судя по всему, для ответственных лиц она прошла без последствий, зато газетчикам приходится сполна отвечать за разглашение секретной информации.

На первый взгляд, в действиях пермского УФСБ просматривается одна логика - логика запугивания журналистов...

С одной стороны это так. С другой, - если внимательно изучить ситуацию, то выявляется еще одна логика действий. Дело в том, что незадолго до конфликта, в редакции появлялись некие ребята и пытались скупить акции издания. На все посулы они получали вежливый отказ. В связи с этим и возникла версия начала коммерческого захвата успешного участника медиа-рынка, коим и является "Звезда". Это вполне может стать ответом на вопрос - с какой целью редакцию держат в напряжении, создавая тяжелый психологический фон. Вероятно, кто-то ждет, когда из-за всех этих уголовных дел в редакции начнется внутренняя дестабилизация и, возможно, найдутся желающие "скинуть" акции перекупщикам. Ведь для начального этапа захвата опытным людям вполне достаточно стать мелким акционером. А дальше - известные истории из экономических войн и захватов различных предприятий, в том числе и медиа-ресурсов, - яркое тому подтверждение.

Но насколько известно, УФСБ по Пермской области утверждает, что дело "Звезды" обычное и никакой подоплеки здесь нет...

Как ни крути, все произошедшее дает основания полагать, что по "захвату" "Звезды" идет довольно четко спланированная акция. Там где присутствуют коммерческие интересы, случайностей, как правило, не бывает. Коммерческая версия возни вокруг "Звезды" вполне реальна, поскольку наши конфиденты сообщили, что в деле могут быть замешаны интересы весьма любопытных персонажей и высока вероятность упереться в стены аж полпредства Северо-Западного федерального округа. А там, как известно, трудятся выходцы из КГБ. Но возможно, пермские чекисты совершенно искренне считают, что действовали правильно, только вот вместо "гашения" информационной утечки, получилось с точностью до наоборот. Их действия вызвали информационную бурю. И сама статья об "Артеме", да и дело "Звезды" получили мощный общественный резонанс и очевидно, что ФСБ такой шум был не выгоден и тогда это вопрос их профессионального уровня. Правда, в то, что ресурсы ФСБ использовали "втемную", особо не верится. В настоящий момент идет анализ полученной информации и все выводы будут представлены на сайте Центра в ближайшее время...

А как живут другие газеты области?

Вызывает тревогу ситуация вокруг районного издания "Оханская сторона". Беззаконие да и только. За издание районного масштаба идет настоящая война - ломаются челюсти, штурмуется помещение редакции. В последние дни ситуация обострилась настолько, что можно вести речь об угрозе жизни сотрудников редакции. Власть не вмешивается - дескать, спор "хозяйствующих субъектов". Интерес районных властей понятен - они хотят заменить редактора на более послушного человека, но методы, которые используются, просто шокируют.

Почему молчат власти областные, и федеральные?

Это еще один вопрос, в частности к полпреду Сергею Кириенко и его подчиненным. Вертикаль власти строили вовсе не для проведения всяких ярмарок. Похоже, руководителя Приволжского управления Минпечати Павла Журавлева просто-напросто регулярно вводят в заблуждение по пермской ситуации. Хотя представители МПТР, получив тревожный сигнал, могли бы пошевелиться и провести личную встречу, побеседовать с конфликтующими сторонами, поскольку нарушений масса. Взять хотя бы выпуски контрафактных, а по сути фальшивых, и "Оханской стороны" и "Березняковского рабочего". Кстати, по "Березняковскому рабочему" есть решение Арбитражного суда, но оно до сих пор не выполнено, конфликт явно затянулся. В целом же возникает ощущение, что в Приволжском округе ситуация, в частности с прессой, попросту не контролируется ни полпредом, ни его службами. Может быть, полицейские акции в отношении прессы для Сергея Владиленовича в порядке вещей? Тогда господину Кириенко пора уже поделиться опытом со своими товарищами из Союза правых сил по "обеспечению" конституционных прав граждан на свободу информации.