Эксперты: Отечественные производители игрушек нуждаются в поддержке государства

Москва, 28 мая 2007, 16:43 — REGNUM  Проблемы организации психолого-педагогической экспертизы игрушек в Москве обсуждались 28 мая на пресс-конференции. Доктор психологических наук, профессор, руководитель центра "Игры и игрушки" при Московском городском психолого-педагогическом университете Елена Смирнова и президент Национальной ассоциации игрушечников России Антонина Цицулина выразили свое мнение относительно сегодняшнего состояния рынка игрушки и России и, в частности, в Москве.

По словам Антонины Цыцулиной, на сегодняшний день на российском рынке игрушки всего 10-12% занимают игрушки отечественного производства, а остальное занято игрушками зарубежного производства, из которых подавляющее большинство произведено в Китае. Не в последнюю очередь такое положение дел связано с тем, что игрушечная отрасль в России фактически не получает поддержки от государства и даже не относится ни к одному из министерств. Частично она входит в сферу ведения Минэкономразвития, Минпромэнерго, Минобрнауки, Министерства культуры, но единого административного центра, которому подчинялась бы отрасль, не существует.

"Рынок развивается хаотично - от этого основные проблемы игрушечной индустрии", - подчеркнула Цыцулина. Между тем, недооценивать эту отрасль нельзя: именно игрушки во многом продолжают традиции национальной культуры, оказывают решающую роль на становление личности человека в самом раннем возрасте. То, во что и как играет ребенок в дошкольном возрасте, будет сказываться в его дальнейшей жизни, убеждены психологи. О том же говорит и международный опыт: в Индии создана целая программа по государственной поддержке отечественных игрушек, в Финляндии проводилось многолетнее исследование в этом направлении, соответствующие усилия предпринимаются во Франции и т.д.

Именно поэтому так важны четкие критерии, по которым можно было бы оценить пользу или вред, которые может принести ребенку та или иная игрушка, констатировала Цыцулина. "Мы инициировали разработку некоего стандарта, эталона, по которому создавались бы самые необходимые игровые средства", - сообщила она. При этом немаловажна и информационная составляющая для родителей: порой им просто неоткуда почерпнуть информацию, во что следует играть детям, чтобы полноценно развиваться.

Как отметила Ольга Смирнова, в настоящее время возникает явное противоречие между "экономической" составляющей игрушки и ее ценностью в качестве средства развития и воспитания ребенка. В условиях рынка технологичность, яркость игрушки оказывается привлекательнее, чем ее полезные свойства, констатировали участники пресс-конференции. Между тем, высокотехнологичная, интерактивная игрушка (например, куклы, "умеющие" разговаривать и плакать) не вызывает у ребенка желания самому фантазировать, то есть, фактически, лишает его самой возможности играть. Это мешает развитию творческих навыков личности. В связи с этим, подчеркнула Смирнова, и целесообразно введение психолого-педагогической экспертизы и присвоение специального знака тем игрушкам, которые безопасны и полезны для детей. В Москве уже начато внедрение этого проекта; знак "Детские психологи рекомендуют" уже присвоен ряду наименований игрушек, продающихся в магазинах города. Пока результаты экспертизы носят рекомендательный характер.

"Мы надеемся, что этот знак на хороших игрушках привлечет снимание родителей и послужит для них некоторым ориентиром при выборе игрушек для своих детей", - отметила Ольга Смирнова.

При этом в ближайшие годы, чтобы сохранить отечественного производителя на рынке игрушек, без помощи государства не обойтись, подчеркнули участники пресс-конференции. Зачастую эти товары российского производства даже не могут попасть на полки крупных магазинов - в результате хорошие игрушки легче купить в небольших магазинах в провинции, чем в столичных супермаркетах.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.