Создание Следственного комитета при Генеральной прокуратуре и разделение функций следствия и надзора внутри прокуратуры будет содействовать повышению эффективности расследования преступлений. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил на пресс-конференции в Москве глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев.

По его словам, существующая система, созданная с целью защиты прав граждан и противодействия возможному произволу правоохранителей, себя не оправдала. После введения в 2002 г. в Уголовно-процессуальный кодекс прокурора как дополнительного звена между дознание и следствием, с одной стороны, и судом - с другой, почти в 2,5 раза выросло количество уголовных дел, приостановленных за неустановлением лиц, совершивших преступления. Причину этого Владимир Васильев, в частности, видит в неповоротливости системы, при которой следователь для совершения элементарных следственных действий, таких как обыск или задержание подозреваемого, которые должны совершаться по горячим следам, вынужден, теряя время, отыскивать прокурора для получения его санкции. Особенно остро такая проблема стоит в глубинке, где населенный пункт, в котором совершено преступление может отстоять от местонахождения ближайшего прокурора на десятки, а то и сотни километров, пояснил он.

Ситуацию в целом он охарактеризовал как кризис следствия. "Возбуждая большое количество уголовных дел, мы практически не доводим их до конца, - констатировал он. - Прокуратура перегружена и не всегда объективна".

Как отметил Владимир Васильев, создание Следственного комитета при Генпрокуратуре - лишь часть необходимых мероприятий по реформированию правоохранительной системы, цель которого - "создать систему, которая работает правосудно, оперативно, справедливо". В то же время, глава комитета отметил, что лично он принадлежит к сомневающимся. "Мы пока не готовы, мы приняли этот документ без финансирования напомнил он". По мнению Владимира Васильева, создание следственного комитета может рассматриваться "как своего рода эксперимент".

Владимир Васильев подчеркнул, что разделение следствия и надзора создает условия для более объективного расследования уголовных дел. Прокурор, отметил он, потеряв право непосредственно возбуждать уголовные дела, тем не менее, может, обнаружив нарушение законности, обращаться с мотивированным представлением к руководителю следственного подразделения, а в случае его отказа решать вопрос через суд по прозрачной, состязательной процедуре. Также он подчеркнул значение того, что ответственность за эффективность работы следствия возлагается персонально на руководителя Следственного комитета.

"Как нам представляется, это логичный шаг в защите прав граждан и в антикоррупционном направлении", - резюмировал он.

Напомним, что законопроект о создании Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ принят и 25 мая одобрен Советом Федерации.