Интервью ИА REGNUM с председателем Общественной организации беженцев Нагорного Карабаха Сарасаром Сарьяном.

ИА REGNUM: Расскажите, пожалуйста, об истории создания Вашей организации.

Общественная организация беженцев образовалась, а вернее, самоорганизовалась в самом начале Карабахского движения, когда появились первые потоки беженцев из Сумгаита, потом - из Баку, Кировабада и т.д. Практически в каждом городе Азербайджана проживали армяне, которые в связи с известными событиями были вынуждены покинуть насиженные места. Те, кто перебрался в Нагорный Карабах, в большинстве своем связаны корнями с этой землей. И если у них не было возможности защитить свои права на территории Азербайджана, они сделали это в период войны, уже на территории Нагорно-Карабахской Республики. Очень многие беженцы погибли во время войны, многие сейчас награждены и продолжают получать награды за активное участие в защите территориальной целостности НКР.

ИА REGNUM: Какие основные проблемы волнуют сегодня беженцев Нагорного Карабаха?

Главной проблемой беженцев из Азербайджана можно назвать отсутствие у них международного статуса. Иными словами, карабахские беженцы лишены статуса, который имеют беженцы в Азербайджане и который приносит им очень большие дивиденты. Как известно, сейчас в Азербайджане палаточные городки заменяются на целые поселки, которые отстраиваются вдоль линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. Интересно, что в Азербайджане беженцы живут лучше, чем местное население. Противоположная ситуация у нас. Несмотря на то, что социальные проблемы имеет практически все население Нагорного Карабаха, беженцы находятся в более худшем положении. Среди проблем беженцев можно выделить также трудности с устройством на работу и преодолением языкового барьера. Наша организация представляет также внутренне перемещенных лиц, социальное положение которых тоже оставляет желать лучшего.

ИА REGNUM: Что дал вам принятый 3 года назад "Закон о беженцах НКР"?

Данным законом практически была провозглашена защита прав беженцев из Азербайджана. В соответствии с законом большинство беженцев уже получило со стороны государства компенсацию за перевозку имущества, морально-психологический ущерб и т.д. Это незначительная сумма, но уже что-то. Вместе с тем на внутренне перемещенных лиц указанная помощь не распространяется, что создает определенные социальные трения. То есть беженцы из Мартакерта, беженцы с юга Гадрутского района, те же самые шушинцы, которые вернулись в свои разрушенные дома, не получают такой помощи. Пользуясь случаем, я бы хотел заявить об их правах тоже. Считаю необходимым, чтобы рамки социальных льгот для беженцев были немного расширены. Тем более, что среди беженцев есть лица, которые получили во время войны ранения, имеют инвалидность. Это также участники Великой Отечественной войны, пенсионеры. Для них особенно важны медицинские льготы. Мы, конечно же, не требуем каких-то сверхльгот, но хотя бы стабильные минимальные социальные льготы хотелось бы иметь.

ИА REGNUM: Поддерживает ли Организация беженцев Нагорного Карабаха связи с зарубежными организациями?

Уже третий год мы сотрудничаем с международной организацией Инициатива консорциума. Это важная для нас трибуна, с которой можно заявить о своих проблемах и попытаться добиться каких-то подвижек со стороны международных гуманитарных и общественно-политических организаций.

ИА REGNUM: В последнее время Баку муссирует тему возвращения в Нагорный Карабах азербайджанских беженцев. Насколько это сегодня реально?

Однозначно могу сказать, что ситуация сегодня не приемлема для возвращения беженцев. Это сложный, можно сказать, глобальный вопрос, который на данный момент вызывает как эмоциональное неприятие, так и чисто логически не может ставиться на повестку дня. Почему? Во-первых, на территории НКР нашло приют очень много беженцев-армян из Азербайджана, во-вторых, гражданские общества Азербайджана и Нагорного Карабаха недавно пережили самую настоящую современную войну и невозможно говорить о возврате беженцев в тот момент, когда вопрос статуса Нагорного Карабаха де-юре пока не решен. Лишь после решения вопроса статуса, а также комплекса социальных вопросов можно будет готовить общества сторон к взаимным уступкам в вопросе возвращения беженцев. Это процессы будущего. Считаю также нелогичным, когда в первую очередь и в основном говорится об азербайджанских беженцах, в то время как существует около полумиллиона беженцев-армян из Азербайджана.

Кроме того, воинственная риторика официального Баку отдаляет перспективу решения проблемы беженцев. Кстати, наша организация проводит работу на местах, продвигая миротворческие идеи. Войну, как известно, начинали не мы. Мы были вынуждены защищать свои права, и не удивительно, что идея миротворчества очень приемлема для наших граждан. Наше гражданское общество, в том числе беженцы, воспринимают данную платформу нормально.

ИА REGNUM: Каковы перспективные планы Вашей организации?

Организация беженцев намерена и впредь добиваться возмещения Азербайджаном морального и материального ущерба беженцам, обосновавшимся в Нагорном Карабахе. Бывшие граждане Азербайджана армянской национальности внесли огромный вклад в развитие Азербайджана, а об их существовании почему-то забывают. Многие из них перебрались в Нагорный Карабах. Однако в отличие от армянской стороны, Азербайджан не предпринимает ничего для того, чтобы возместить моральный и материальный ущерб своему бывшему населению. Уже третий год наша организация участвует в конкурсах на получение государственного гранта и выигрывает их. Полученные от государства средства идут главным образом на укрепление материально-технической базы отделений организации в районах. Филиалы нашей организации имеются в каждом районе НКР, однако существует проблема обустройства, не везде, в том числе в Степанакерте, нам выделено помещение. Между тем офисы необходимы, так как нам предстоит большая работа по созданию картотеки беженцев НКР, уточнения их количества и социального положения, дифференциации беженцев и их проблем.