Завтра, 29 мая, в Калининграде начинается сбор мнений и предложений от горожан на тему изменения структуры городской власти. С инициативой объединить функции главы города и председателя городского совета, а также ввести новую менеджерскую должность - мэра по контракту, на минувшей неделе выступил горсовет Калининграда. 8 июня в киноконцертном зале "Россия" состоятся публичные слушания на эту тему. Корреспондент ИА REGNUM обратился к двум известным в Калининграде политологам с просьбой дать свою оценку этим изменениям. На вопросы ответили доцент кафедры политологии и социологии Российского государственного университета им. Иммануила Канта Владимир Абрамов и депутат Калининградской областной Думы, руководитель фонда "Региональная политика" Соломон Гинзбург. При разном взгляде на происходящие события оба политолога сошлись во мнении, что нынешнего мэра Калининграда Юрий Савенко, скорее всего, не допустят к муниципальным выборам.

ИА REGNUM: Согласно ст. 44 федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", изменения устава муниципалитета вступают в силу только после истечения срока полномочий представительного органа, в частности, городского Совета Калининграда. Так почему же, по вашему мнению, депутаты горсовета заявляют, что изменить Устав Калининграда можно без сложения с себя полномочий?

Абрамов: Согласен, что этот вопрос непростой, юридически его можно трактовать и в ту, и в другую сторону. Действительно, согласно ст.44 ФЗ-131, изменение устава в отношении структуры управления вступают в после прекращения полномочий органа, принявшего данное решение. Но с другой стороны структура управления в Калининграде не меняется, а меняется лишь перечень полномочий. Раньше у нас был глава города тире мэр, теперь предлагается глава города тире председатель горсовета. И это, по мнению депутатов горсовета, не требует досрочного сложения с себя полномочий. Такая интерпретация, однозначно, станет предметом юридической экспертизы, не случайно наши депутаты привлекают экспертов прокуратуры Калининградской области, чтобы не нарваться на конфликт. Окончательное решение, думаю, будет зависеть от того, какая версия станет юридически более обоснованной.

Гинзбург: Изменять устав города, не складывая полномочий депутатов городского совета, невозможно. Такие изменения можно внести лишь с марта 2011 года, когда закончатся полномочия депутатов 4-го созыва. На мой взгляд и на взгляд многих юристов, которые работают в правительстве Калининградской области и Калининградской областной Думе, подобное решение нелегитимно. И это, думаю, покажет любая независимая юридическая экспертиза, на это укажет Конституционный суд, даже если партия власти продавит это решение. Считаю, что прокуратура должна оспорить данное решение, конечно, если на прокуратуру не будет оказано политического давления. Но, думаю, что найдутся люди, которые оспорят это решение в Конституционном суде. Для меня странно, что не высказывается сам мэр Калининграда Юрий Савенко, который избирался дважды всенародно - в 1998 и в 2002 году. Странно, что глава города не дает оценки будущей системе управления Калининградом, заявляя лишь, что ему некорректно выступать первым.

ИА REGNUM: Чем, по-вашему, вызвана такая ломка структуры городской власти?

Абрамов: Складывается впечатление, что идея разделить полномочия главы города возникла только сегодня. На самом деле еще в далеком 1995 году координатор тогдашней городской Думы Калининграда Борис Трегубов предлагал ввести пост управляющего хозяйством Калининграда и отдельно пост мэра. Но депутаты это не поддержали. И в 2001 году при обсуждении поправок в Устав Калининграда депутатам уже горсовета снова предлагалось развести функции определения плана, а затем его контроля и функции выполнения этого плана. Потому что на сегодня в мэрии Калининграда получается - сам себе план составил, сам его выполняешь и сам отчитываешься перед собой. Что, согласитесь, не логично. При этом, на мой взгляд, следует учитывать мировой опыт. Например, в США в подавляющем числе местного самоуправлении с 20-х годов прошлого века действует такая же схема.

Гинзбург: Нет никаких объективных условий, чтобы ставить сегодня этот вопрос. Но есть ряд субъективных обстоятельств, чтобы раздробить функций на собственно политические и хозяйственные. В частности, руководство Калининградской области не устраивает рейтинговый мэр Савенко, поэтому предпринимаются шаги, чтобы снизить политическую значимость градоначальника в регионе. А заодно в очередной раз провести зачистку на сей раз на уровне самого крупного муниципалитета Калининградской области.

ИА REGNUM: Прогнозируете ли вы потенциальное двоевластие и, как следствие, конфликты между главой города и мэром по контракту?

Абрамов: Ну, полное единодушие есть только на кладбище (смеется). Но я не думаю, что будут глобальные конфликты типа борьбы Горбенко [калининградский губернатор (1996-2000 гг.) Леонид Горбенко. - ИА REGNUM] с Калининградской областной Думой образца 1998 года. Когда облдума документы не подписывала, денег не платила...

Гинзбург: Мы уже сейчас столкнулись с очередным витком подковерной борьбы, когда вместо того, чтобы решать коренные задачи, например, ставить ребром вопрос перед президентом страны по итогам провального для Калининграда самарского саммита Россия-ЕС, ставить вопрос введения региональных надбавок к зарплатам и пенсиям, поскольку наш уровень жизни продолжает отставать от литовцев и поляков, нам, извините, впаривают разделение функций главы города и превращение Калининградской области в охотничью житницу Европы, куда будут ввозить зайцев и лосей. Так что при отсутствии прозрачной политики ожидать закулисных интриг и конфликтов вполне возможно.

ИА REGNUM: По-вашему, кто пойдет на выборы главы города-спикера и кого назначат на должность сити-менеджера?

Абрамов: По поводу - кого назначат - могу озвучить только те фамилии, которые уже мелкают в прессе. Кто-то говорит про Булычева [Сергей Булычев - спикер Калининградской областной Думы, соратник губернатора Георгия Бооса. - ИА REGNUM], кто-то про Лапина [Феликс Лапин - региональный министр экономики, экс-начальник Управления федеральной службы налоговой полиции по Калининградской области. - ИА REGNUM], кто-то про Бучельникова [Сергей Бучельников - региональный министр ЖКХ, вице-губернатор (1998-2000 гг.), первый вице-мэр Калининграда (2001-2005). - ИА REGNUM]. На мой взгляд, очень неплохой сити-менеджер нынешний глава Московского района Калининграда Данута Смирнова. Но вообще-то каждый калининградец может поучаствовать в конкурсе на замещение должности мэра по контракту. Что же касаться главы города, то в них может участвовать любой желающий, от нынешнего мэра до нас с вами. Думаю, на выборы может пойти нынешний спикер горсовета Калининграда Александр Ярошук, представляя "Единую Россию", руководителем которой он является в масштабах города. Думаю, другие партии - КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия" также выдвинут своих кандидатов на пост главы города, чтобы лишний раз поднять партийный рейтинг. Тем более, эти выборы совмещены с выборами в Госдуму и не воспользоваться таким тандемом с бесплатным эфирным временем, было бы по партийному неправильно. Возможно, пойдет депутат облдумы Витаутас Лопата [член президиума Национально-демократического союза. - ИА REGNUM], который уже лет пять не пропускает ни одной предвыборной кампании. Теоретически можно предположить, что выдвинется депутат Игорь Рудников, который в настоящее время находится в СИЗО и является подсудимым. По закону он может участвовать в кампании, но я не верю в такой шаг. Ему, по моему мнению, в настоящее время важней решить юридические проблемы, поскольку достаточно сложно вести предвыборную кампанию из застенок. Говоря о нынешнем мэре Юрии Савенко, предположу, что он может быть отвлечен на избирательную кампанию более высокого уровня с целью поднять рейтинг "Единой России" [Савенко член "ЕР" с 2002 года. - ИА REGNUM] в Калининграде. "Единая Россия" вполне это может ему поручить.

Гинзбург: В настоящее время этим должностям вполне соответствует нынешний глава города Юрий Савенко, у которого, правда, в декабре заканчивается срок полномочий. И это не только мое мнение. Последние социологические исследования в Калининграде, проведенные в конце апреля, показали, что по Калининграду рейтинг мэра Савенко оказался на 10-12% выше, чем у губернатора Бооса. Именно в этой связи очевидно, что все происходящее ставит целью не допустить к выборам дважды всенародно выбранного мэра.