24 мая, в конференц-зале Московской Хельсинской группы за круглым столом состоялась дискуссия "О демонстрациях, шествиях, маршах и парадах в Москве". На обсуждение не явились приглашенные представители правительства Москвы, ГУВД Москвы, однако пришли представители различных правозащитных общественных организаций, таких как "ГРОЗА", Legal Team, Центр развития демократии и прав человека, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Основным вопросом и целью дискуссии стала "разработка стратегии действий по решению проблем", связанных с нарушением права на свободу собраний. Их и обозначила член Московской Хельсинской группы Алла Гуляева, открыв круглый обозначив основные пункты: "Это, в первую очередь, сам запрет на реализацию не только конституционного права, но и права, которое гарантировано международными обязательствами, которые взяла Россия на себя. Это право на свободу мирных собраний, в том числе протестных...". Также было упомянуто отсутствие работающей согласительной процедуры, так как редко санкционирует митинги и шествия, тем более оппозиционного толка.

"Вторая проблема, - заявила Гуляева, - это применение практически во всех таких мероприятиях [по прекращению несогласованных собраний - ИА REGNUM] немотивированных и неадекватных мер: физической силы и оружия, то есть "спецсредств". Третья проблема - это отсутствие реакции власти на обращения как организаторов маршей, собраний или пикетов, так и общественных организаций, общественных деятелей и просто граждан".

В течение обсуждения обозначились другие не менее важные проблемы. Например, лидер движения "ГРОЗА" Алексей Козлов напомнил о существовании так называемых "черных списков" - базы данных органов внутренних дел, куда вносится информация о политически неблагонадежных людей, которых также безосновательно именуют "экстремистами" и "маргиналами". Эти списки, в нелегитимности которых ни у кого из членов круглого стола не возникает сомнений, позволяют прослеживать и контролировать любое перемещение человека.

Также было заявлено, что на данный момент "свобода собраний более актуальна, чем обычно" и на нее возлагают большие надежды, потому что это фактически "единственный политический инструмент" влияния на власть и донесения до неё общественного мнения. В связи с этим, стоит отметить и слова президента Центра развития демократии и прав человека Юрия Джибладзе, заметившего, что даже неполитичные люди, старающиеся решить на митинге проблемы социально-бытового характера, попадают "в мясорубку". По его словам, государство должно исполнять свои "позитивные обязательства" - обеспечивать защиту проведения любых мирных акций, даже если демонстрантов мало, и они высказывают неприятное большинству мнение.

В рамках стратегии по исправлению ситуации с неисполнением законов представителями власти и правоохранительных органов, во время дискуссии были представлены так называемые "Руководящие принципы по свободе мирных собраний", или просто "Руководящие принципы". Этот документ был составлен группой экспертов по свободе собраний Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ) ОБСЕ и был принят на венской конференции ОБСЕ в марте 2007 г. Глава департамента демократизации ОБСЕ Владимир Школьников выступил перед представителями правозащитных организаций, презентуя "Руководящие принципы" и выделив основные цели их создания. Этот документ, вобравший в себя многочисленные материалы по реализации свободы собраний в различных странах и основные принципы обеспечения государством реализации этого права, должен стать шагом в разработке и распространении качественных международных стандартов права. Но так как сделать это в современных российских реалиях нелегко, нужно искать любые пути продвижения документа и реализации "руководящих принципов": Школьников заявил, что "одна из идей - развернуть широкое обсуждение документа с органами власти".

Заведующая кафедрой публичной политики Высшей школы экономики, председатель координационного совета коалиции общественных объединений "Мы, Граждане!" Нина Беляева, также принимала участие в обсуждении "Руководящих принципов", высказав свое мнение, как один из создателей документа. В частности, она отметила, что цель "принципов" не в том, чтобы создать универсальную форму закона, а предоставить различные, в том числе позитивные примеры практики проведения свободных собраний. По мнению Беляевой, документ в первую очередь должен быть не обязующим для тех, кто на него ссылается, а "привлекающим". В таком случае повысится шанс успешного внедрения основных положений документа на региональном уровне, так как главы местных администраций в спорных ситуация с демонстрантами скорее всего пожелают ознакомиться с международной практикой.

Участники дискуссии в итоге резюмировали, что попытки внедрения "Руководящих принципов" с помощью ссылок на авторитетные международные организации должны сочетаться с повышением правовой грамотности участников собраний и сотрудников милиции. По мнению находившихся за столом, вкупе с присуждением особого статуса независимым наблюдателям, журналистам и правозащитникам, эти меры приведут к позитивным результатам.