Эдуард Абрамян: Этнo-конфессиональная политика Грузии: основные направления и вероятные развития

Баку, 24 мая 2007, 13:57 — REGNUM  

ИА REGNUM продолжает публикацию цикла материалов об истории, нынешнем состоянии и перспективах национальных меньшинств Закавказья. Цикл подготовлен экспертом Аналитического центра "Кавказ" Эдуардом Абрамяном. Ниже приводим третью работу эксперта в данном цикле.

На протяжении многих лет этническая политика, как неотъемлемая часть внешнеполитических процессов Грузии, постоянно находилась в процессе трансформации. Сегодня становится очевидным, что, несмотря на кардинальные изменения некоторых методологических основ, окончательная цель Грузии в плане этнической политики является полное выдавливание и грузинизация этнических меньшинств путем интеграции.

Методы ведения этнической политики в отношении национальных меньшинств страны часто кардинально отличаются друг от друга, однако преследуют одну основную цель - грузинизацию, или как принято именовать в международной практике, этнокультурную интеграцию в общий социум государства. В европейской теории этнической политики ставится несколько задач, согласно которым этническая группа, проживающая в составе государства, где она является этническим меньшинством, имеет право на культурную и территориальную автономию, но одновременно обязана участвовать во всех сферах развития и построения государства. Одновременно, процессы ассимиляции во многих западных странах воспринимаются вполне естественным, а в некоторых случаях и нормальным явлением, которое происходит в конечном этапе этнокультурной интеграции национальных меньшинств.

В грузинской реальности процессы социокультурной интеграции проходят особым образом. Этническая политика тбилисского руководства фактически имеет две направленности: политика по отношению к мусульманским народам и политика по отношению к христианским народам.

Если по отношению к исповедующим христианство этническим меньшинствам Грузия ведет постепенную политику социокультурной интеграции путем забвения собственных этнокультурных индивидов и обычаев, то по отношению к мусульманам часто осуществляется политика прямого выдавливания. Подобная политика преследует целью создание для мусульман-меньшнств экономических и коммуникационных трудностей. Несмотря на это, не все обстоит так категорично. В этнической политике Грузии по отношению к мусульманам-меньшинствам также ведется неоднородная политика. Если к азербайджанскому меньшинству грузинское руководство расположено, в целом антагонически, пытаясь как-то уменьшить их численность в стране, то аджарцев считает этническими грузинами и старается разбросать их по всей стране, для скорейшей православизации и грузинизации. Эти процессы уже находятся в кульминационном этапе.

Активное заселение аджарцев осуществляется в районах, где компактно проживают этно-конфессиональные меньшинства, которых грузинское руководство не считает этническими грузинами. Таким образом, находясь в окружении некартвельских народов, у аджарцев процесс православизации и грузинизации проходит более активно, нежели если бы они проживали в Кахетии или в Имеретии. Находясь в окружении народа, чье векторное этнополитическое развитие связывается не с Грузией, а с соседним государством, аджарцы в контактах с ними идентифицируют себя с грузинами. Одновременно, сами же аджарцы для армян и азербайджанцев страны воспринимаются как грузины, а не отдельное этно-конфессиональное общество.

Таким образом, в регионах Самцхе-Джавахети (армянонаселенный) и Квемо-Картли (азербайджанонаселенный) осуществляется систематическое заселение т.н. этнических грузин (аджарцев и сванов), численность которых в каждом регионе достигает 3-4 тысячи человек. Грузинский истеблишмент, осуществляя переселенческую политику по отношению к аджарцам, исходит не только из соображений активной грузинизации, но и не в последнюю очередь ставится задача уменьшить сильное влияние в Аджарии Турции. Несмотря на то, что Турция является важным союзником Грузии, Тбилиси неохотно и с недоверием воспринимает турецкую этно-конфессиональную политику в Грузии. Одновременно, в так называемых турецких проектах Закавказья и Северного Кавказа, Тбилиси является для Турции главным посредником и союзником, особенно в вопросах уменьшения влияния Москвы в регионе.

Для аджарцев и тюрков-азербайджанцев Грузии, Турция на протяжении многих лет являлась гарантом безопасности и была "старшим братом". При правлении в Аджарии Аслана Абашидзе Турция не только инвестировала в ощутимых размерах, но и способствовала тюркизации края путем поднятия мусульманской идентичности аджарцев. Теперь же, на повестке дня грузинского руководства поставлена задача упразднить аджарскую автономию, дабы в правовом плане уменьшить вероятность политической автономизации или же отделения региона. В этом аспекте, руководству Грузии мешает внешнеполитическая ситуация с Южной Осетией и Абхазией, которым обещается широкая территориально-политическая автономия в составе страны и упразднение Аджарии повлияет на это самым негативным образом.

Основы для политики выдавливания этнических меньшинств создал националистически настроенный лидер Грузии Звиад Гамсахурдия в 1990-1992 гг. Ныне удачная попытка вытеснить из страны осетин, русских, греков и аварцев Кахетии находится в стадии актуализации, учитывая рост национализма во внутренней и внешней политике Грузии за последний период. Необходимо отметить, что всплеск национализма в политике страны не несет спонтанного характера, а преследует цель как уменьшить влияние России и ее союзников в регионе, так и параллельно усилить собственное государство путем максимальной грузинизации и моноэтнизации страны до вступления в западные военно-политические организации.

На сегодняшний день процесс выдавливания этнических мусульман Грузии осуществляется по отношению к азербайджанцам, кистинцам и аварцам. Из этнических меньшинств-христиан последовательное выдавливание осуществляется по отношению к армянам. Если в отношении аварцев и азербайджанцев Кахетии создаются экономические трудности, то к армянам Самцхе-Джавахети (Самцхе-Джавахк), к азербайджанцам Квемо-Картли (Борчалы) и к кистинцам Ахметовского района политика выдавливания осуществляется путем периодических убийств, что в свою очередь создает атмосферу небезопасности в стране. Одновременно, осуществляется массовое заселение так называемых этнических грузин - аджарцев, а через некоторое время ожидается также и турок-месхетинцев. Одним из основных задач грузинского руководства в плане армян и азербайджанцев было создание в местах их компактного проживания грузинских анклавов или больших селений, которые как правило, располагались на стратегически важных дорогах и высотах. На сегодняшний день, при попытках заселить этнические регионы грузинами, тбилисский истеблишмент своей первичной задачей ставит заселение аджарцев, сванов, грузин в селениях, которые находясь на главных автомагистралях, играют физически отделяющую роль между районами, в которых проживают те или иные этнические меньшинства. Ярким примером этого может стать грузинская политика по отношению к селениям русских духоборов Ниноцминдского района армянонаселенного региона Самцхе-Джавахети. На фоне активной миграции русских из нескольких селений, грузинское руководство попытается заселить их турками-месхетинцами, которых называет "этническими грузинами", чем и физически пытается отделить Самцхе-Джавахети от Армении. Одновременно, создает различные преграды для этнических армян, которые изъявляют желание приобрести дома русских духоборов. В свою очередь, Тбилиси по отношению к армянам также ведет активную ассимиляционную политику, путем постепенной грузинизации церквей, школ, культурных центров, а также поощрением смешанных браков, что можно увидеть в Ахалцхе и в Тбилиси.

Что касается ситуации с азербайджанцами, то после прихода к власти М.Саакашвили ситуация в Квемо-Картли (Борчалы) все более ухудшается. Дело в том, что в этнической политике Грузии по отношению к азербайджанцам действует стандартный вариант выдавливания путем создания экономически невыносимых условий. Неопровержимым фактом является новое земельное разделение, в результате которого практически вся земля в Квемо-Картли передана арендаторам-грузинам, и лишь мизерная ее часть роздана оставшимся жителям-азербайджанцам. В результате этого уже десятки тысяч азербайджанцев покинули Грузию и мигрировали в Азербайджан, где руководство их заселяет в аваронаселенных и лезгинонаселенных регионах страны. Как видим, подобную позицию Грузии можно характеризовать как "культурную депортацию". Одновременно, Тбилиси планирует заселение этих регионов турками-месхетинцами, основная часть которых свое экономическое, этнокультурное и политическое развитие связывает как с Турцией, так и с Азербайджаном.

Неоднозначным является политика по отношению к осетинам страны: в некоторых случаях их просто заставляют покинуть страну, но в других, как например в Тбилиси, используют осетинские союзы для внешней пропаганды "нерушимой грузино-осетинской дружбы". По сути, единственными этническими меньшинствами Грузии, которые более или менее не подвергаются дискриминациям можно считать курдов и евреев, численность которых уменьшилось по сравнению с 1989 г. вдвое.

Особой является политика Грузии по отношению к вайнахским меньшинствам, которые проживают в Ахметовском районе Кахетии. В период правления Шеварнадзе вайнахские народности Грузии - чеченцы-кистинцы и бацбийцы, использовались для экспорта религиозного экстремизма против России. На сегодняшний день, бацбийцы находятся в стадии полной ассимиляции и грузинизации, а кистинцы в свою очередь стали угрозой нового отделения от Грузии. Одновременно, Грузия в своей закулисной политике всячески пытается сохранить вражду между ингушами и осетинами с одной, и между чеченцами и аварцами с другой стороны, являясь плацдармом турецких и западных интересов на Кавказе, основной задачей которых является ослабление российской политики путем создания межэтнических конфликтов на территории Северного Кавказа.

Каковыми могут быть вероятные развития в краткосрочной и дальнесрочной перспективе?

Очевидно одно, небольшие народы Грузии, находятся в сложном положении и в течение некоторого времени они полностью исчезнут c демографической карты страны. Вопрос Самцхе-Джавахети также является острым, однако в отличие от Еревана, Тбилиси явно пытается решить этот вопрос в дальнесрочной перспективе путем частичного выдавливания и полной грузинизации армян региона.

В вопросе азербайджанцев Квемо-Картли, грузинское руководство не остановится, пока максимально не вытеснит этот этнический элемент из страны, единственное что пока спасает Квемо-Картли от деэтнизации, это сравнительно высокая рождаемость. Кроме того, грузинская сторона периодически будет разыгрывать "ингилойскую карту", почву для которой она подготавливает уже 12 лет. Как известно, в Закатальском и в Кахском районах проживают этнические грузины, которых Тбилиси поддерживает и развивает по мере своих возможностей. Очевидно, руководство Грузии в отличие от армян Самцхе-Джавахети в вопросе Квемо-Картли понимает, что так просто вытеснить или ассимилировать растущее азербайджанское население не удастся, и попытка создания в Азербайджане грузинского социума в лице ингилойцев имеет цель в дальнейшем обмена территориями, если азербайджанское этническое меньшинство вдруг попытается активизироваться путем сепаратизации региона.

Конечно, временным решением многих проблем могла бы стать территориальная автономизация регионов путем федерализации страны, но исходя из негативного отношения к автономным образованиям, как у рядовых грузин, так и у руководства страны, требования федерализации не могут быть результативными. Более того, миграция негрузинских народов с каждым годом усиливается, а территория, которую они занимают, подвергается частичным демографическим изменениям. В среднесрочной перспективе, если этноконфессиональные процессы в Грузии будут продолжаться подобными темпами, субъекты Самцхе-Джавахети и Квемо-Картли не будут отличаться от других районов Грузии практически ничем, а оставшееся негрузинское население полностью сольется с грузинским обществом, потеряв собственную этнокультурную и в некотором роде политическую идентичность.

1. Создание дестабилизаций на территории РФ, косвенная поддержка исламского фундаментализма.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.