Юридически вернуть Украину к президентской модели управления сейчас невозможно: интервью советника Виктора Ющенко

Киев, 23 Мая 2007, 11:32 — REGNUM  По мнению многих экспертов, причиной нынешнего политического кризиса на Украине являются изменения в Конституцию, внесеные в декабре 2004 года, в результате которых страна перешла к парламентско-президентской модели государственного устройства. С этой точкой зрения согласен и советник президента Украины Анатолий Ткачук, который в интервью ИА REGNUM рассказал о персонализации ответственности за кризис, об эволюции идеи политреформы в украинском политикуме и о своём видении путей выхода из нынешнего кризиса.

ИА REGNUM: Согласны ли вы с утверждением, что основой сегодняшнего политического кризиса на Украине является голосование за политреформу 8 декабря 2004 года?

Я не только полностью согласен с этим утверждением! Я об этом неоднократно говорил и писал еще до того, как появились первые проекты конституционных изменений. То, что было внесено в Конституцию Украины 8 декабря 2004 года - это привнесение в тело дополнительной бациллы. Это уничтожило все, что можно было уничтожить.

ИА REGNUM: На ком лежит самая большая личная ответственность за этот кризис?

Это однозначно Александр Мороз - глава Верховной рады Украины пятого созыва, лидер СПУ! Потому что как раз он, после первого тура президентских выборов в 2004 году, присоединившись к коалиции "Сила народа" (то есть к Ющенко), шантажировал "Нашу Украину" и БЮТ тем, что он лишь тогда останется в этой коалиции до конца, когда ими будет проголосована политреформа. Кстати, в парламентской стенограмме от 8 декабря 2004 года все это можно увидеть.Если бы не было этого шантажа Мороза, политреформа, я в этом уверен, не была бы проголосована. Ющенко победил бы на президентских выборах и без нее.

ИА REGNUM: То есть авторство политреформы мы однозначно приписываем Александру Морозу?

Политическая реформа прошла за свою историю несколько мутаций. Еще в 1999 году новоизбранный президент Леонид Кучма предложил очень интересный вариант политреформы, по которому президент должен был иметь еще больше полномочий. В частности, к существующим полномочиям президент должен был получить полномочия роспуска парламента. Такая идея обсуждалась, но она тогда не получила поддержки. Уже в 2000 году существенно изменились подходы, и Кучма предложил тогда двухпалатный парламент, уменьшение количества депутатов и т.п. То есть, согласно оценок большинства экспертов, эти изменения усиливали бы власть президента, а не парламента. Тогда и состоялся референдум, на котором, как вы помните, были поддержаны все предложения президента. Но Верховная Рада тогда результаты референдума проигнорировала.

Потом в 2003 году от президента мы получили новый (третий) вариант полит реформы, теперь уже усиливающий полномочия парламента (законопроект №4105). Вот как раз тогда к инициативам президента присоединился Мороз, заявивший о том, что "реформа у нас одна, а цели разные". В 2005 году я и группа экспертов обратились к президенту Ющенко с предложением через Конституционный суд отменить политреформу, но Виктор Андреевич был связан договоренностями её не трогать. А когда политреформа вступила в действие и все начало трещать по швам, тогда уже и Конституционного Суда не стало...

ИА REGNUM: Что вы сейчас будете советовать президенту? Добиваться возвращения полномочий главы государства по состоянию на 7 декабря 2004 года?

Сейчас это практически невозможно, потому что легальных способов нет. Юридически это возможно исключительно через Конституционный Суд. А он на сегодня дискредитирован. Любое решение, им принятое, не воспринимается обществом. Потому он должен быть "обнулен" и сформирован по-новому.

Я советую президенту Виктору Ющенко идею, что должна быть принята новая редакция Конституции Украины, которая будет предусматривать баланс полномочий. Речь идет о так называемой смешанной модели госустройства и распределения полномочий, которая функционирует во Франции, Польше, Литве. Даже в чисто парламентских системах президент имеет полномочия распускать парламент по политическим мотивам.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
16.01.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 16 января
NB!
16.01.17
Дубли Дзюбы и Маурисио принесли «Зениту» победу над «Чанчунь Ятай»
NB!
16.01.17
Что делать будете, бандерлоги? — на Украине очередной виток валютной паники
NB!
16.01.17
Главный кредитор Казахстана — Нидерланды
NB!
16.01.17
Пока Додон в Москве, в Молдавии инициируют его отставку за «признание» ПМР
NB!
16.01.17
«От «монетизации» льгот по НДС проиграет бизнес»
NB!
16.01.17
Украина меняет «Минск» на «Женеву»
NB!
16.01.17
Минпромторг займется формированием новых промышленных кластеров в Арктике
NB!
16.01.17
К очистке Арктики хотят привлечь средний и малый бизнес
NB!
16.01.17
«Арктика не требует равномерного социально-экономического развития» — МЭР
NB!
16.01.17
Глава комитета Госдумы настаивает на «зачистке» УК от смертной казни
NB!
16.01.17
«Полезные ископаемые станут локомотивом развития Северного морского пути»
NB!
16.01.17
Россия передала Польше записи речевого самописца самолета Качиньского
NB!
16.01.17
Штайнмайер: НАТО беспокоят слова Трампа об «устаревшем» Альянсе
NB!
16.01.17
Китай выбрал Клинтон, но победил Трамп: кто установит modus vivendi
NB!
16.01.17
Аресты в Администрации президента Казахстана: начало информационной войны?
NB!
16.01.17
«Запасы бомб и ракет истощатся у вас раньше, чем боевой дух у наших бойцов»
NB!
16.01.17
Трамп у власти: подготовка «Большого кидка» для всего мира
NB!
16.01.17
Пожар в Нефтеюганске: «Людей спасал Арсен, а власти нагло врут!»
NB!
16.01.17
Германия: Китай может взять на себя мировое лидерство
NB!
16.01.17
Радио REGNUM: первый выпуск за 16 января
NB!
16.01.17
«Ситуация напряжённая, но не критическая»: в районе Якутии объявили ЧС