Активиста Латвийского антифашистского комитета (ЛАК) Иосифа Корена и следовавшего с ним в Эстонию латвийского предпринимателя Алексея Шаркова сегодня, 22 мая, эстонские пограничники не впустили на территорию республики. Как Корен рассказал корреспонденту ИА REGNUM, он отправлялся в Эстонию чтобы передать в Эстонский пограничный департамент девять апелляций активистов ЛАК и журналистов русских газет Латвии, которых в ночь с 24 на 25 апреля не впустили в Эстонскую республику.

Напомним, члены ЛАК в сопровождении журналистов на двух легковых машинах тогда направлялись в Таллин, чтобы поддержать акции протеста эстонской организации "Ночной дозор" против демонтажа памятника "Бронзовому солдату" и переноса из центра города могил советских воинов. "Если тогда представителей ЛАК и журналистов не впустили на основании как бы разового решения эстонских властей, то сегодня нам уже объяснили, что мы занесены в "чёрный список" невъездных, - пояснил Корен. - Что довольно странно, так как мой нынешний попутчик предприниматель Шарков не имел отношения к предыдущей поездке, а сегодня ехал в Эстонию по своим делам".

Происходящее корреспонденту ИА REGNUM прокомментировал эксперт международного права, депутат Сейма от объединения "Центр согласия", член латвийской делегации в ПАСЕ Борис Цилевич, который уже успел познакомиться с официальной мотивацией эстонской стороны. "Данная ситуация лишний раз высвечивает те проблемы, которые существуют в области защиты прав человека в современном европейском законодательстве, - заметил Цилевич. - С одной стороны имеется право свободного передвижения, которое гарантировано правилами ЕС, но с другой стороны - оно предусматривает исключения в частности по соображениям безопасности. Причём такие ограничения на свободу передвижения не требуют ни формальных судебных решений, ни какого-то официального предъявления обвинений - они могут основываться только на оперативной информации, что в данном случае и произошло". По словам Цилевича, это одна из очень серьёзных проблем, которая характерна не только для Эстонии и Латвии, а вообще для всей Европы и всего мира: "В частности наш комитет по юридическим делам и правам человека ПАСЕ сейчас готовит доклад о "чёрных списках" ООН, с которыми ситуация просто вопиющая. То есть, люди включаются в этот список по предложениям государств, которые не обязаны это никак обосновывать. И после включения в "чёрный список", который утверждает Совет безопасности ООН, человек теряет возможность пересекать границы, замораживаются все его счета и при этом никаких официальных обвинений человеку не предъявляется. В большинстве случаев такие предложения исходят, скажем, от правительства Ирана. То есть, "чёрные списки" ООН откровенно используются для разборок со своими политическими оппонентами".

Как отмечает Цилевич, "трудно ожидать, что в нынешней ситуации пропагандистской войны правительство Эстонии, да и Латвии тоже упустят возможность нейтрализовать каким-то образом своих политических оппонентов - то ли из оппозиционных партий, то ли из правозащитных организаций". "Используя эту лазейку в законодательстве о правах человека и ссылаясь на какие-то оперативные данные, которые, в общем-то, невозможно оспорить в суде, - подчеркнул правозащитник. - Я посмотрел эти документы. Сегодня, в частности господина Корена не впустили на основании статьи 9 пункта 1 эстонского закона о границе. И если судить по переводу текста на английский язык, то основанием послужило то, что в национальном регистре - не в регистре ЕС, не в шенгенской информационной системе, а в национальном регистре Эстонии есть отметка о том, что этого человека не надо впускать. Это можно понять так, что сегодня его не впусти потому, что его когда-то раньше уже не впускали. Но это только моя версия. Насколько я знаю, господин Корен будет оспаривать это решение в соответствии с процедурой, предусмотренной эстонским законодательством. Посмотрим, что эстонские власти ответят. Однако знакомство с первичными документами действительно оставляет такое впечатление: там уже была отметка в регистре, что его впускать нельзя. На каком основании, остаётся только догадываться".

Добавим, апелляции Иосиф Корен вёз в Эстонию, чтобы подать их в определённый законом тридцатидневный срок. На вопрос корреспондента ИА REGNUM, каким образом можно оспорить решение эстонских властей, если подателей апелляций не впускают на территорию Эстонии, Борис Цилевич пояснил: "Формально апелляцию можно подать и по почте. То есть, это, вряд ли можно оценить как, скажем, препятствие реализации своих прав, так как это не делает невозможным обращение в суд. Но, тем не менее, аргументация действительно очень своеобразная".