"Резиновые" пули убойной силы".

("Красноярский рабочий", 22.05.07, Зоя Касаткина)

Как уже сообщала наша газета, 15 мая в красноярском Доме журналиста состоялось первое в России подписание Меморандума СМИ о моральной ответственности за защиту семейных ценностей от пропаганды насилия, разврата и пошлости.

На первом этапе документ подписали 62 руководителя средств массовой информации, и это ещё не окончательный результат. Как подчёркивали инициаторы акции - Центр национальной славы России и ветеранская организация краевого отделения Союза журналистов РФ, выработка и поддержка такого меморандума - начинание беспрецедентное, но с расчётом на то, что его подхватят другие регионы. Цель понятна - обновить медиапространство страны, сделав его цивилизованным и нравственным, в частности направленным на формирование семейных ценностей.

Акция, безусловно, радует ту часть общества, которая давно и безуспешно бьёт тревогу по поводу наводнившей СМИ дурновкусицы, эпатажной пропаганды человеческих пороков. Радует тем, что назревшая проблема поставлена гласно, а журналисты, подписавшиеся под меморандумом, продемонстрировали необходимость выбора приоритетов в своей профессиональной деятельности и гражданской ответственности перед обществом. Меморандум, не имея юридической силы, вполне способен стать силой морального воздействия на политику СМИ в целом.

Способен. При определённых условиях. Но станет ли на самом деле или превратится просто в оригинальный экспонат краеведческого музея, куда его передадут после подписания? Этот вопрос не принижает значимость акции, но не даёт успокоиться на том, что поставлена подпись от имени нашего журналистского коллектива.

К слову сказать, газета "Красноярский рабочий" и без всяких публичных заверений всегда оставалась верна приоритетам русской духовности и патриотизма, толерантности и общепринятых нравственных ценностей.

Сможет ли подавляющее большинство СМИ и рекламных агентств именно так же, в добровольном порядке, построить для себя определённые моральные критерии? Ведь, к сожалению, ряд теле- и радиокомпаний, печатных изданий сознательно проигнорировал подписание меморандума. Это - молчаливо выраженная позиция. Настораживает и то, что даже в среде "подписантов" присутствовали журналисты с половинчатой позицией, обставившие своё участие в акции рядом оговорок, лишивших эту акцию наступательной энергии.

Оговорки состояли в том, что, дескать, мы, подписавшиеся, отвечаем только за себя, а осуждать политику коллег, намеренных продолжать выпускать продукт "с душком", не желаем. Короче говоря, мы не борцы. В результате тот запал, с которым выступили в самом начале устроители встречи, представители духовенства, властных структур, учительского сообщества против пропаганды культа насилия, праздной жизни, стяжательства, порнографии и пошлости в СМИ, - угас в череде реверансов в сторону тех, кто делает на этой пропаганде деньги. И кто, кстати, никаких компромиссов не признаёт, вполне боевит и агрессивен. Кто откровенно эксплуатирует понятие свободы слова, извращая его смысл, и давно превратил журналистику из служения общественным интересам в чистый бизнес.

Эти дельцы от журналистики беззастенчиво врут насчёт своих рейтингов и запросов общества. Все последние социологические исследования показывают катастрофическое падение авторитета СМИ по вине как раз всяких телешутов, шоуменов и распространителей в печати не настоящей информации, а сплетен и домыслов. С какой же стати журналисты, которым дорог престиж своей профессии, кто любит своё дело, а не просто куёт деньги любыми способами, должны так лояльно относиться к пачкающим образ этой профессии? Те же социологические исследования констатируют: сегодня уже 60-70 процентов населения страны не только протестуют против моральной нечистоплотности авторов и руководителей многих медиапроектов и программ, но готовы требовать от власти их наказания. Где же пресловутая демократия, если мнение большинства общества само по себе, а "хотение" жить по своим установкам некоторых СМИ - само по себе?

Очень важно, на мой взгляд, осознать журналистскому сообществу, путающему моральные ограничения с ограничениями свободы слова в целом, что эту их путаницу и боязнь цензуры очень умело и изощрённо используют. Используют как раз те силы (особенно коррумпированные представители власти и финансовые группы), которые заинтересованы переключить внимание СМИ от серьёзной работы, от пристального контроля за своими действиями, нередко нечистоплотными, на полную свободу "творчества" в сфере развлечения масс. Общество уже интуитивно чувствует, что происходит подмена: вместо возможности гласно бороться за решение серьёзных социальных и экономических проблем с помощью СМИ ему подсунули погремушку из шумных бессмысленных шоу. Чиновники обставили себя заслоном из различных пресс-служб и бюрократических процедур, максимально затрудняющих серьёзному журналисту сбор серьёзной информации.

Недавно мы видели по телевидению, как господин Дерипаска, ухмыляясь, позволил себе уклониться от совсем не праздных вопросов об экологическом будущем Приангарья, где строится его алюминиевый завод. И "отшить" журналиста от обсуждения принципиальных вопросов, волнующих общество, отмолчаться или отписаться от критической публикации у сильных мира сего способов море. Зато никто не возбраняет тем или иным газете и телеканалу навязывать обывателю сведения о семейных дрязгах высокопоставленных особ, о меблировке их апартаментов, оснащении личных яхт и прочей чепухе, которая никакого отношения к реальной жизни большинства россиян не имеет. Красивые слова о "четвёртой власти" стали цветным фантиком. Пока мы им тешимся и шуршим, саму "конфетку" того и гляди скушают совсем не те, кому она предназначалась. А предназначалась она в виде свободы слова тем средствам массовой информации, которые являются проводниками тревог и надежд общества, которые озвучивают эти тревоги и надежды, борются за них. Как только СМИ перестают чувствовать себя инструментом общества, а наоборот, начинают воспринимать народ как средство для своих чисто рыночных, сугубо корпоративных выгод, их свобода непременно вступает в конфронтацию с общественными интересами. Свобода слова - не собственность журналистов, а доверенный народом рабочий инструмент. Созидательный, а не разрушительный.

В этом смысле символичны стихотворные строки десятиклассницы красноярской школы N 145 Саши Катеновой, которые прочитала на обсуждении меморандума заслуженный учитель России Вера Ивановна Елисеева:

Я сижу на электрическом стуле

Перед злобным ядовитым экраном,

Мимо мозга летают гибкие пули,

Но отчаиваться ещё слишком рано...

Действительно, отчаиваться не стоит уже хотя бы потому, что часть журналистского сообщества подписала в числе других такое утверждение меморандума: "Продиктованная коммерческими интересами пропаганда потребительства и вседозволенности - это проявление безответственности, что составляет угрозу будущим поколениям россиян". Настоящая свобода слова и профессиональный престиж СМИ лежат только на пути гражданских и национальных интересов страны.