В Дагестане не считают экстремистскими труды богослова Саида Нурси

Анкара, 21 мая 2007, 19:29 — REGNUM  21 мая в г. Москве продолжилось закрытое заседание Коптевского суда по иску прокуратуры Татарстана, требующей запретить 14 религиозных книг Саида Нурси, комментатора Корана, суфийского мистика и противника ваххабизма.

Угроза объявления религиозных книг Нурси экстремисткими вызвала негативную реакцию многих исламских общественных деятелей. В защиту произведений богослова выступил и уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин. Он обратил внимание судьи на важность того, "чтобы под плохо обоснованным и бездоказательным предлогом борьбы с экстремизмом не допустить вмешательства в дела убеждений и веры миллионов граждан, которое может спровоцировать реальные массовые нарушения их прав на свободу вероисповедания и социально-религиозные конфликты в нашей стране, и тем самым избежать повторения практики запретов и гонений в отношении инаковерующих и инакомыслящих, свойственных недемократическим, тоталитарным государствам."

Как сказал в неофициальном разговоре корреспонденту ИА REGNUM заместитель муфтия Дагестана Ахмад-Хаджи Тагаев, в комментариях Саида Нурси в общем-то нет ничего такого, "к чему можно придраться". В наследии Нурси "все вроде бы правильно и корректно, и открыто противопоставить как бы нечего", считает Тагаев. При этом, по его мнениею, суфийский мистик слишком превозносит монашество. Нурси был человеком праведным, предпочитал аскетический образ жизни, проповедовал отказ от социальной активности, безбрачие и прочие атрибуты этой формы служения Всевышнему.

"То есть, в его религиозных трудах есть такой крен. И плохи не его труды, а то, что на их основе предпринимается попытка создания нового направления в исламе. Появляется опасность разделения, в то время как мы предпринимаем много усилий для единения мусульман. У нас уже появляются молодые люди, которые особо почитают Нурси, - сказал Тагаев. - В той ситуации духовной непросвещенности, в какой мы находимся сейчас, любое учение, мало-мальски отходящее от традиционного толкования, имеет шанс развиться во что-то совершенно неприемлемое. Недавно на одной научной конференции в Даггосуниверситете был озвучен результат исследования, проведенного среди школьников 9-11 классов. Оказалось, что 98 % из них (!) чувствуют потребность введения уроков по основам религии. Но наше Минобразования твердит, что мы живем в светском государстве. А этой потребностью узнать больше о религии могут воспользоваться разные "учителя". От того, кто придет к детям, - будет ли согласие в обществе".

Справка ИА REGNUM:

Саид Нурси (1876-1960) - турецкий курд, попавший во время Первой мировой войны в русский плен и освобожденный по личному распоряжению главнокомандующего великого князя Николая Николаевича. В 1916-1918 годах жил на попечении татарской общины Костромы, а потом вернулся в Турцию. Он считается первым исламским ученым, призывавших мусульман объединить усилия с христианами в борьбе с безбожием. Его труды изучал II Ватиканский собор.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.