Малому бизнесу нужна не поддержка, предлагаемая, в том числе, в законопроекте депутатов - единороссов, а управление на уровне федерального центра. Такое мнение, как сообщает ИА REGNUM, на заседании дискуссионного клуба "Единой России", Центра социально-консервативной политики, 19 мая высказала член совета директоров Института независимых социально-экономических исследований Наталья Журавлева.

"Чем выживает малый бизнес? У него постоянные издержки, но они самые небольшие, и это везде, кроме России. Сегодня надо говорить о политическом администрировании. Есть очень страшная штука - вступление в ВТО (Всемирная торговая организация - ИА REGNUM): придет экономика с низкими издержками, и она положит 50% малого бизнеса, об этом и говорить нечего", - отметила Журавлева. "Если рынок свободной конкуренции не будет сформирован, они через 10 лет не будут конкурентоспособны, даже экспортно-ориентированный сектор. Мы инфляцию не сможем удержать, если не будет нормальной конкурентной среды. 3-5% компаний, которые контролируют отрасль, не сделают ее разумной для потребителя", - сказала она.

По ее мнению, в России должна быть создана структура наподобие американской администрации малого бизнеса, в которой предприятия подчиняются не местным чиновникам, а федеральным. "Самый главный принцип - функциональное федеральное подчинение малого бизнеса. Если раздадим его территориям, то 90% малых предприятий на некоторых из них могут не выжить", - считает эксперт.

"Малый бизнес не пойдет за партией, если не она будут этого декларировать", - подчеркнула Журавлева.

Законопроект, разработанный в думской фракции "Единая Россия", ничего не решит, нужна "политика исполнительного характера", считает представитель Института независимых социально-экономических исследований, заметив, что если сегодня не работает ни один закон для малого бизнеса, то и новый тоже работать не будет.

Такого же мнения придерживается член комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Буренин (фракция "Единая Россия"). "Не представляю, как принятие самого хорошего рамочного закона изменит ситуацию хоть в одном малом предприятии. Те трудности, которые испытывает малый бизнес, возникают при взаимодействии с властью", - сказал он. "При любом контакте с властью ощущается специфическое отношение, малые предприятия сегодня в полупартизанском состоянии. К ним относятся как к внесистемному явлению, которое нужно замочить независимо от того, плохое оно или хорошее", - отметил Буренин.

Депутат рассказал, что единственное спокойно работающее малое предприятие он видел в Томске; оказалось, что организация, занимающаяся разработкой программного обеспечения, вывела всю свою юридическую документацию, в другую страну. "Только путем полного абстрагирования, изоляции от власти можно достичь нормального состояния", - констатировал он.

По его мнению, вопрос доверия бизнеса к власти - вопрос номер один. "Дело не в изменении законодательства, налогообложения, нужна нормальная реформа административной системы, нужно реструктуризировать административные процессы. Таких властных бизнес-процессов - десятки тысяч, и к ним еще никто не подступался", - отметил Буренин.

Сегодня в России действует, принятый в 1995 г. закон о малом бизнесе. Внесенный в Госдуму 17 апреля законопроект "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" был разработан в 2005 г. рабочей группой при комитете по экономической политике, возглавляемой Еленой Паниной. Несколькими месяцами ранее в Думу поступил аналогичный законопроект спикера Совета Федерации, лидера партии "Справедливая Россия - Родина" Сергея Миронова, однако думские комитеты рекомендовали палате его отклонить.

В октябре 2005 г. законопроект Паниной был направлен для согласование в Минэкономразвития, где на его основе был написан новый, по словам Паниной, компромиссный вариант. Однако на последнем заседании экспертного совета при МЭРТ 1 марта представитель Минфина потребовал исключить из законопроекта положения, которые депутаты называют базовыми. Речь идет о возможности применения средними предприятиями упрощенной системы налогообложения, о неприменении по отношению к малым и средним предприятиям в течение первых четырех лет со дня государственной регистрации ухудшающих их положение изменений в Налоговый кодекс РФ ("дедушкина оговорка"), о создании при органах государственной власти и местного самоуправления обладающих широкими полномочиями советов по развитию малого и среднего бизнеса, о возможности снижения размеров арендной платы за пользование ими государственным и муниципальным имуществом (в том числе, производственными помещениями), об освобождении от обязательного использования контрольно-кассовой техники тех предприятий, которые осуществляют свою деятельность с применением единого налога на вмененный доход.

По словам Паниной, опасаясь, что правительство предложит Госдуме "урезанный и полностью выхолощенный" законопроект, депутаты внесли свой вариант текста. "Мы хотели бы, чтобы правительство не вносило свой законопроект, а приняло участие в доработке ко второму чтению уже имеющегося в Думе текста. Если правительство внесет альтернативный проект, это затормозит принятие закона", - пояснила она. Глава комитета Евгений Федоров считает, что депутатский законопроект может быть принят в весеннюю сессию. "Новый закон способен переломить ситуацию", - полагает он.