19 мая в Махачкале в Национальной библиотеке Республики Дагестан состоялась научно-практическая конференция, посвященная взаимодействию органов власти в построении гражданского общества. Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Организаторами конференции выступили Северо-Кавказская академия государственной службы (СКАГС), Региональный центр этнополитических исследований (РЦЭИ) Дагнаучцентра РАН и Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД.

Открывший научно-практическую конференцию директор филиала СКАГС в Махачкале Музакир Шихсаидов сказал, что руководство республики нацелено на то, чтобы деятельность органов госвласти становилась более прозрачной и подотчетной для всего общества. В числе демократических достижений последнего года он назвал создание Общественной палаты Дагестана, подготовка и проведение конференций по актуальным вопросам становления гражданского общества в республике.

О том, что гражданское общество в Дагестане еще не построено, впрочем, как и в Российской Федерации в целом, никто из участников не спорил. Выступившая с докладом начальник Информационно-аналитического управления президента республики Миясат Муслимова заострила свое внимание на том, что в условиях идущих в стране процессов реформирования, важно, чтобы каждый гражданин осознавал и умел отстаивать свои права через гражданские институты. "Тот факт, что эти процессы, особенно реформы правовой сферы, проходят в наших условиях доминирования неправовых практик, подтверждает актуальность взаимодействия государства и институтов гражданского общества, что отвечает интересам и государства и общества. Совокупность всех процессов реформирования, их взаимодействие качественно меняют базовые условия жизни населения", - подчеркнула Муслимова.

По ее словам, реформы сегодня идут в условиях неразвитости гражданского общества и одновременно влияют на его формирование. В этом специфика и Дагестана. В стране только начат процесс становления гражданского общества. И также не завершен процесс становления эффективного демократического государства. Многие интересы и проблемы граждан не находят еще отражения в деятельности общественных организаций. Сама их деятельность сегодня нередко носит имитационный характер. Не используются в полной мере все имеющиеся механизмы обращения к власти.

Начальник аналитического управления в своем докладе упрекнула (уже не в первый раз) средства массовой информации, которые, по ее мнению, не замечают стремления власти к позитивным преобразованиям в обществе, а стараются за счет агрессивной критики республиканского руководства повысить тиражи своих газет или заработать личную популярность. Она практически повторила свой доклад, сделанный в феврале на другой конференции, посвященной месту СМИ в гражданском обществе, приведя полюбившуюся ей цитату о том, что "журналистика становится социально опасной". По ее мнению, власть сегодня более открыта для контроля со стороны гражданского общества, чем средства массовой информации.

Первый заместитель министра по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана Зикрулла Ильясов говорил о том, что сейчас еще не существует единого определения, что такое "гражданское общество". Он напомнил о значительных переменах, произошедших с начала 90-х годов в республике, когда многие конфликты из скрытого состояния перешли в открытое. И наиболее остро стояли вопросы реабилитации репрессированных, земельные, национальной разобщенности народов, в том числе ухудшения самочувствия русского народа в республике.

По словам Ильясова, иногда приходится слышать высказывания, что "гражданское общество в Дагестане начали строить сверху". В подтверждение того, что это не так, первый замминистра привел слова президента республики Муху Алиева: "строить гражданское общество сверху, - все равно, что начинать строить дом с возведения крыши".

Говоря о путях решения некоторых серьезных проблем, Зикрулла Ильясов подчеркнул важность использования исторического опыта дагестанских гражданских институтов (системы джамаатов). Это, в первую очередь, касается земельных проблем. Он информировал участников конференции, что республиканским миннацем разработана комплексная программа решения национальных проблем, которая будет обсуждаться на ближайшей сессии Народного Собрания РД (подобная программа была разработана в первой половине 90-х, но по некоторым причинам не была принята).

О роли религиозных объединений в формировании гражданского общества доклад сделал начальник отдела Управления по делам религии Миннаца Кафлан Ханбабаев. Он отметил, что по всем показателям религиозности (количество мечетей, исламских учебных заведений, учащихся в них молодых людей, паломников, совершающих ежегодно хадж и др.) Дагестан стоит на первом месте в СНГ. В Дагестане действуют около 2 тысяч мечетей, двадцать из которых шиитские. Сегодня религиозным образованием в республике охвачено 7 тысяч человек (против 14 тысяч еще несколько лет назад, что говорит о снижении "моды" на религиозность). Действуют в республике и 38 христианских объединений (кроме православной церкви, это и протестантские направления). Одним из важнейших факторов для нормальных отношений между религиозными объединениями и государством Ханбабаев назвал возможность совершения верующими хаджа. Эту возможность они сегодня имеют и используют. В республике издается несколько исламских газет, журнал, выходят теле- и радиопередачи, есть свои сайты.

Одна из студенток, присутствовавшая на конференции поинтересовалась, как получается, что в республике постоянно растет число религиозных организаций, и при этом наблюдается и рост преступности. На что Кафлан Ханбабаев ответил, что "на преступность влияют 400 факторов, а религиозные деятели говорят, что преступности было бы еще больше, если бы они не принимали меры".

Об отсутствии государственной идеологии говорил Мустафа Мустафаев (СКАГС). По его мнению, национальный момент не должен играть роли в государственных делах. Он задался вопросом "сколько мы будем национально-озабоченными и национально-ограниченными"? А старший научный сотрудник Регионального центра этнополитических исследований Тагир Муслимов говорил о значении национально-культурных автономий. Они выполняют функции сохранения национальной самобытности и в тоже время способствуют созданию дагестанской общности.

Участники конференции приняли рекомендации государственным органам совместно с общественными объединениями разработать и принять научно обоснованную программу по формированию гражданского общества в Российской Федерации; ускорить разработку и принятие правовых актов, направленных на реализацию и защиту конституционных прав и свобод человека, повысить роль СМИ как наиболее эффективных институтов формирования гражданского общества, повышения культуры и правового сознания граждан и другие рекомендации.