"Росимущество отомстило "Красэйр".

(Гудок. 18.05.07. Светлана Комагорова)

Представители государства на внеочередном собрании акционеров ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" заблокировали решение по выделению в отдельную структуру краевого аэропорта Емельяново. "Частные акционеры проголосовали за выделение аэропорта Красноярска из состава авиакомпании. Но Росимущество эту идею не поддержало", - рассказала "Гудку" пресс-секретарь "КрасЭйр" Ольга Трапезникова.

Разделение на аэропортовый и перевозочный бизнес - одно из основных условий, которое было поставлено перед "КрасЭйр" государством в связи с созданием крупной авиакомпании на базе авиационного альянса AiRUnion. "Мы предложили свой разделительный баланс еще в начале года, но он не устроил Росимущество, - рассказывает Ольга Трапезникова. - Вчера на утверждение акционеров был вынесен другой. Он составлен самим Росимуществом. За него единогласно проголосовали все частные акционеры авиакомпании.

Однако государство все равно не поддержало разделение. Мы в недоумении. Что будет дальше, никто не знает".

В Росимуществе корреспонденту "Гудка" отказали в комментариях. Но по словам одного из участников собрания, распространенным агентством Интерфакс, решение не было принято по причине неготовности ряда документов.

В частности, устава выделяемой компании, состава ревизионной комиссии и отсутствия кандидатуры генерального директора. Однако отраслевые эксперты считают, что Росимущество, отказавшись голосовать за выделение аэропорта из авиакомпании, таким образом решило наказать "КрасЭйр" за то, что контроль над единой авиакомпанией AiRUnion будет находиться не у государства. "Не сумев отстоять свою позицию, Росимущество теперь пытается отыграться на вопросе разделения аэропортового и перевозочного бизнеса", - предполагает руководитель аналитической службы "АвиаПорт" Олег Пантелеев. По его словам, государство хочет провести разделение так, чтобы аэропорту досталось как можно больше полноценных активов. "В данном случае аэропорт лишь разменная монета, - считает Владимир Сергиевский из ИК "Финам". - Создание объединенной компании откладывается на неопределенный срок - не выполнено основное условие: не разделена "КрасЭйр". Хотя в начале мая президент Владимир Путин подписал указ о создании единой авиакомпании на базе авиационного альянса AiRUnion.

"Баррель - не только экономика, но и фактор геополитики".

("Красноярский рабочий", 18.05.07, Александр Садовников)

"Роснефть" вышла в мировые лидеры по запасам нефти и стала первой в России по её добыче и переработке По результатам ежегодного аудита нефтяных и газовых запасов нефтяной компании "Роснефть", проведённого международным консультантом в области нефтегазового инжиниринга DeGolyer & MacNaughton, в 2006 году компания стала мировым лидером по доказанным запасам жидких углеводородов среди публичных нефтегазовых компаний.

Согласно анализу, подготовленному аудитором, на 31 декабря 2006 г. "Роснефть" располагала чистыми оценочными доказанными запасами в размере свыше 20 млрд баррелей нефтяного эквивалента, что включает почти 16 млрд бар. (более 2 млрд тонн) нефти и около 25 трлн кубических футов (более 700 млрд кубометров) газа по классификации Международного общества инженеров-нефтяников (SPE). Таким образом, в 2006 году доказанные запасы углеводородов "Роснефти" увеличились более чем на 6%. В итоге обеспеченность "Роснефти" запасами углеводородов на конец 2006 года составила 30 лет. При этом при нынешних темпах разработки нефти компании хватит на 27 лет, газа - на 51 год, уверяют аудиторы.

Увеличение доказанных запасов было обеспечено в основном за счёт продолжения проведения работ по геологоразведке и разработке месторождений в основном добывающем подразделении госкомпании - "Юганскнефтегазе", освоения Ванкорского месторождения в Восточной Сибири, а также за счёт приобретения совместно с китайской компанией Sinopec добывающего предприятия "Удмуртнефть".

Президент "Роснефти" Сергей Богданчиков, комментируя итоги ежегодного аудита запасов, заявил, что они являются очередным значительным шагом в развитии его компании и подтверждают лидирующие позиции "Роснефти" в мировой нефтяной и газовой отрасли. В настоящий момент ключевой задачей компании является оптимальная разработка ресурсной базы. Мы намерены, отметил он, добиться самых высоких темпов роста в отрасли с целью приведения нашей позиции по нефтедобыче в мировой табели о рангах в соответствие с позицией по запасам. Сергей Богданчиков также выразил уверенность, что "разнообразие и качество портфеля активов, подтвержденное DeGolyer & MacNaughton, станет прочной основой для достижения "Роснефтью" наилучших показателей роста среди нефтегазовых компаний мира".

"Роснефть" - лидер по добыче и нефтепереработке

Тем временем после покупки на аукционе восточносибирских и самарских активов обанкротившегося "ЮКОСа" "Роснефть" не только упрочила своё лидирующее положение по запасам, но и стала лидером по добыче нефти внутри страны. Собственностью компании стала "Томскнефть", владеющая лицензиями на разработку 20 месторождений в Томской области и ХМАО. Её запасы по классификации SPE составляли 1,76 млрд баррелей нефтяного эквивалента, а добыча нефти в 2006 году достигла 11,6 млн тонн. Также "Роснефть" купила Восточно-Сибирскую нефтегазовую компанию (ВСНК), владеющую лицензией на крупное Юрубченское месторождение в Иркутской области, характеризующееся наличием более 300 миллионов тонн извлекаемых запасов нефти и конденсата, и предприятие "Самаранефтегаз", добывшее в 2006 году 9 с половиной миллионов тонн нефти. В области нефтепереработки "Роснефть" купила на аукционах Ангарскую нефтехимическую компанию (АНХК), чьи перерабатывающие мощности составляют почти 16,5 млн тонн нефти в год, Ачинский НПЗ мощностью 6,5 млн тонн в год, а также три самарских нефтеперерабатывающих завода - Куйбышевский, Новокуйбышевский и Сызранский - с общей мощностью нефтепереработки 20 млн тонн в год. Кроме того, в числе восточносибирских активов собственностью "Роснефти" стали восемь компаний, владеющие 236 автозаправочными станциями (АЗС) с реализацией в 2 тысячи тонн нефтепродуктов ежегодно на каждой. Это позволило "Роснефти" не только существенно расширить масштабы своей операционной деятельности, но и достичь значительно более высокого уровня вертикальной интеграции. При этом по оценкам специалистов фондового рынка на текущий момент имеет место существенная недооценка активов "Роснефти". Ведь именно на запасы российских нефтегазовых компаний, которые являются основой их стоимости, и обращают внимание международные стратегические инвесторы. Так, на сегодняшний день один баррель запасов "Роснефти" оценён фондовым рынком в 5,43 дол., а запасы крупнейших мировых компаний "стоят" в среднем почти 17 долларов. Таким образом, для роста капитализации "Роснефти" имеются весьма хорошие перспективы.

Нефть не только экономика, но и геополитика

Рост активов "Роснефти" вполне закономерен и отражает существующие сегодня в мировом нефтегазовом секторе тенденции. А они таковы, что высокая цена углеводородов и их ограниченность усиливают безусловную значимость в экономике стран роли национальных, государственных нефтедобывающих корпораций. Абсолютно доминирующие до недавнего времени западные нефтяные компании сейчас неуклонно теряют свои позиции и вытесняются из нефтедобычи. Не допускают иностранцев на свои месторождения ряд ближневосточных стран, а Венесуэла проводит национализацию. Уже сегодня около 80 процентов запасов нефти находится на балансах национальных нефтяных компаний и для иностранцев закрыты. И когда основная часть запасов шельфа Северного моря и Мексиканского залива будет исчерпана, роль международных компаний в глобальной нефтедобыче сведётся к второстепенной. В России также происходит укрепление положения госкомпаний и пересматривается участие иностранцев в освоении Сахалина, Восточной Сибири и арктического шельфа. Понятно, что со стороны западного капитала это встречает резкое противодействие. То, что Россию пытаются прессинговать на нефтегазовом поле, уже давно не секрет. В этом ряду стоят безуспешные попытки заставить ратифицировать абсолютно невыгодную для нас Энергетическую хартию, противодействие строительству Северо-Европейского газопровода, попытки исключить из-под российского влияния партнёрство с нефте- и газодобывающими странами СНГ. Есть и крайности. Так, в соответствии с политико-экономической идеологией западной элиты, изложенной, к примеру, в книге давнишнего антисоветчика и нынешнего антирусиста Збигнева Бжезинского - "Слабозаселённый природный парк", - России как государству фактически предписывается утрата политической и экономической независимости и раздел на сферы влияния между Западом и бурно развивающимся Востоком.

Угрозы эти вполне очевидны. Поэтому усиление ресурсной и экономической мощи "Роснефти" в отечественном и мировом нефтяном секторе также вполне объективно. Отечественный ТЭК перестраивается с учётом новых мировых реалий, в том числе и усиливая госсектор. Уже сейчас потенциал "Роснефти" волнует не только нефтедобывающие компании западных стран, но и их правительства. Впрочем, как России выстраивать конкурентную политику в нефтяной сфере - это наше внутреннее дело.