Эксперт: В "Скайгайд" с регулярными нарушениями требований по организации работы диспетчерской службы мирились все

Уфа, 16 Мая 2007, 17:20 — REGNUM  В швейцарском городке Бюлах начался судебный процесс над 8 сотрудниками швейцарской навигационной компании "Скайгайд" по делу об авиакатастрофе 2 июля 2002 года над Боденским озером в южной Германии, которая унесла жизни 71 человека, в том числе, 49 детей, летевших рейсом "Башкирских авиалиний" на отдых в Испанию. Родственники погибших детей уже высказали свое возмущение тем, что на скамье подсудимых оказались простые исполнители. Специалист в сфере авиационной безопасности, близкий к расследованию авиакатастрофы, согласился на условиях анонимности прокомментировать ситуацию для ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Насколько позиция родственников, считающих, что нужно судить руководство "Скайгайд", а не рядовых сотрудников, оправдана?

Здесь надо принимать во внимание, что многие родственники потеряли самое дорогое, что у них было - детей. Их никто и никогда не вернет. Их души жаждут отмщения, и их удивляет, почему судят не руководителей, а представителей среднего и низшего звена. Если внимательно ознакомиться с окончательным докладом о столкновении воздушных судов, опубликованным Комиссией по расследованию авиационных происшествий Германии, то становится понятным, что с фактами регулярных нарушений требований по организации работы диспетчерской службы мирились все - и непосредственный руководитель смены, в которой работал Петер Нильсен, и руководитель всей диспетчерской службы.

Им было известно, что ночью должно работать два человека на рабочем месте, а не один, но они мирились с тем, что и эту ночь, и в течение длительного времени до этого за пультом оставался только один диспетчер.

Система качества, без которой не может существовать ни один диспетчерский центр, дала серьезный сбой. Заступивший в ночную смену диспетчер не знал, что техники будут проводить работы по внесению изменений в связное оборудование, и что у него не будет прямой телефонной связи с некоторыми абонентами, что компьютер будет работать не в полном режиме, и поэтому необходимо увеличивать минимальные интервалы между воздушными судами.

Очевидно, прокуратура определила конкретных виновных за многочисленные нарушения, и поэтому судят именно их. Если родственники считают, что за эти нарушения должны быть привлечены к суду более высокие чиновники, то, может быть, у них есть веские основания для такой позиции.

Хотя действия руководства "Скайгайд" непривлекательны. Можно вспомнить, как еще до расследования происшествия, буквально сразу после него, СМИ начали обвинять российский экипаж и в нарушении правил полетов, и в незнании английского языка, и в том, что Ту-154 был якобы недостаточно оборудован...

И никто не сообщил, что Петер Нильсен за 14 месяцев до столкновения имел аналогичный инцидент с двумя швейцарскими самолетами. Эти события отличались только результатом - башкирский самолет и Боинг-757 DHL столкнулись, а швейцарцы разошлись.

Какие выводы сделала комиссия "Скайгайд"? Оказывается, диспетчеру надо было просто изменить масштаб картинки на экране радиолокатора, что ему и было рекомендовано. Однако в этом происшествии собрались воедино просчеты, ошибки и недостатки практически всех прямых и опосредованных участников - и самой организации "Скайгайд" с ее руководителями и диспетчерами, и экипажей обоих самолетов.

ИА REGNUM: Есть ли гарантия, что после суда не возникнет новый Калоев, который приведет в действие свой собственный приговор без решения суда?

Калоев получил восемь лет за то, что решил собой подменить правосудие. Его можно понять, поскольку, возможно, не было бы Калоева, не было бы и этого процесса. Но его нельзя оправдать.

Народом, который требует "зуб за зуб", руководят слепая жажда мести и непонимание того, что кроме наказания виновных в первую очередь необходимо ликвидировать причины происшествия. Наказание не должно являться главной целью.

ИА REGNUM: Останутся ли люди, которые несут ответственность за эту трагедию, но не оказались на скамье подсудимых?

Люди, которые несут ответственность за эту трагедию, наверное, есть. Вопрос не в том, что они должны быть отправлены в тюрьму, а в том, что на момент разбирательства в российских авиационных документах существовали противоречия в отношении того, чьи команды в таких ситуациях надо выполнять - диспетчера или бортовой системы предупреждения столкновений. В стране практически не существовало тренажеров, на которых можно было бы отрабатывать действия экипажа при опасных сближениях. Поэтому практически при любом авиационном происшествии вина за него не лежит только на пилоте или диспетчере - представить, что кто-то желает столкнуть или "разложить" самолеты по собственной воле, невозможно. Хотя в мировой истории авиации был один такой неоднозначный случай, связанный, скорее всего, с политическими и религиозными взглядами одного из членов экипажа...

Катастрофа над Бодензее заставляет задуматься над тем, что нужно сделать, чтобы аналогичных ситуаций не могло произойти в российском небе. Посетите форумы на наших авиационных сайтах - посмотрите, какие проблемы поднимают пилоты и диспетчеры, - и становится понятно, что и у нас проблем достаточно. И если проблемы эти не решать комплексно - и в отношении правил полетов, и структуры воздушного пространства, и обслуживания полетов, и технического перевооружения отрасли - то уровень риска будет значительно выше, чем в европейских странах.

Международная ассоциация авиаперевозчиков недавно привела статистические данные, в которых Россия и страны СНГ по уровню безопасности полетов стоит на втором месте. В конце списка. За нами - только Африка.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
21.01.17
Злость Варшавы: Еврокомиссия встала на сторону «Газпрома»!
NB!
21.01.17
Туристический автобус сгорел в Италии: погибли 16 человек
NB!
21.01.17
«Распутинщина» — смертельный удар по престижу царской России
NB!
21.01.17
Власти Латвии кормят свой народ пропагандой, народ едет за едой в Россию
NB!
21.01.17
Трамп наносит первый удар по Ирану
NB!
21.01.17
Порты: Польша встала поперёк Шелкового пути
NB!
21.01.17
Подземный дворец коммунизма: погружение №1
NB!
21.01.17
Система управления погодой должна быть международной
NB!
21.01.17
Новый глава Пентагона скептически отозвался о налаживании отношений с РФ
NB!
21.01.17
В Турции состоится референдум по конституционной реформе
NB!
21.01.17
С сайта Белого дома удален раздел об изменении климата
NB!
21.01.17
«Ничто не вечно» — президент Гамбии согласился уйти
NB!
21.01.17
Всё решат без нас: чего боятся украинские политики
NB!
21.01.17
«В современной Европе нет юности и юношей». Парадокс русского западничества
NB!
21.01.17
США — Саудовская Аравия. Молчание ягнят
NB!
20.01.17
Египет, Сирия, Кавказ: апофеоз Кавказской войны
NB!
20.01.17
Как преследуют защитников усадьбы Кусково в Москве
NB!
20.01.17
Белый дом: США выйдут из Транстихоокеанского партнерства
NB!
20.01.17
Гендиректор Воронежского мехзавода уволился после аварии «Прогресса»
NB!
20.01.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 20 января
NB!
20.01.17
Борясь с «Северным потоком-2», Варшава стреляет себе в ногу
NB!
20.01.17
Госдума снова отказала «детям войны» в статусе и льготах: почему