Один из наиболее скандальных украинских сюжетов последней недели - внешнеполитический. После того, как FATF порекомендовала странам-членам организации ввести санкции против Киева, санкции в установленном порядке ввели США, Канада и страны ЕС. 20 января одновременно Германия, Великобритания и Канада заявили, что в финансовой сфере "дружить" с Киевом не намерены. 21 января о введении санкций против Украины заявили Турция и Финляндия. Чаша украинского терпения переполнилась во вторник, и переполнила ее (чашу эту) Австрия. Посол Австрии в Украине Михаэль Миисс 22 января объявил о возможном присоединении своей страны к системе санкций Международной группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем, и реакция украинской общественности последовала незамедлительно:

"И ведь чья бы корова мычала, - заявил моментально автор сетевого "Темника" Александр Качура. - Давно ли Организация экономического сотрудничества и развития грозила Австрии исключением из рядов этого самого FATFа, если она не откажется от практики открытия и обслуживания анонимных счетов? Отвечаем - в прошлом году. ОЭСР насчитала в Австрии 20 миллионов анонимных счетов, на которых находились 1,5 миллиарда австрийских шиллингов. Репутация одних из крупнейших в Европе "отмывщиков" денег за австрийскими банками упорно сохраняется".

Но лидируют в этом списке, по данным украинских аналитиков, Соединенные Штаты (они "генерируют около 46,3% подпольных денежных фондов всего мира по сравнению с 5,3% в Италии, 5,2% в России и 2,4% в Соединенном Королевстве").

Те же эксперты полагают, что "для санкций против Украины как раз нет ни самомалейших экономических оснований. Так, кандидат экономических наук, доцент Киевского госуниверситета и консультант Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Розинка заявлял ранее УНИАН, что "в Украине не стоит проблема отмывания "грязных" средств внутри страны". Да, по подсчетам специалистов, из Украины вывезли от 30 до 50 миллиардов долларов. И с их отмыванием нужно бороться. Но там, где они сейчас находятся".

"Украинская правда" разместила на своем сайте интервью журналиста ВВС с исполнительным секретарем FATFа Патриком Муле, который попытался внести ясность в ситуацию с "черным списком", отверг предположения о политическом характере экономических санкций и объяснил, что проблема не в объеме "грязных денег", а в состоянии законодательства:

Би-Би-Си: Некоторые украинские аналитики говорят, что в случае с Украиной FATF руководствуется, прежде всего, политическими мотивами и поддается влиянию США. Известно, что отношения между Вашингтоном и официальным Киевом в последнее время очень ухудшились из-за обвинения в адрес украинского президента в том, что он, вроде бы, дал разрешение на продажу Ираку украинского радарного комплекса "Кольчуга". Эти аналитики говорят, что волна применения санкций против Украины, которую начали после рекомендаций FATF именно США, является продолжением более широкой кампании по дискредитации имиджа Украины в мире.

Патрик Муле: Нет, FATF не руководствуется политическими соображениями при принятии своих решений. Собственно, эти решения принимаются на основе выводов наших экспертов, которые являются довольно далекими от политики. Они руководствуются сугубо техническими, юридическими критериями".

Трудно сказать, удалось ли Патрику Муле убедить своих украинских оппонентов, - сетевой "Контекст" склонен считать, что настоящая "жесткость" санкций и ущерб от них несколько преувеличен:

"Что касается форм, в которые может вылиться наказание, то, по мнению специалистов, ряд СМИ (в частности, немецкий еженедельник Шпигель) склонны преувеличивать жесткость санкций. Так, Deutsche Bank, один из трех крупнейших банковских учреждений Германии, пока не подтвердил получения соответствующих распоряжений от контролирующих финансовых организаций страны. "До сих пор была только статья в Шпигеле по этому вопросу, которая не может быть для банков директивой", - отметил глава представительства банка в Украине Петр Козлинский.

В основной же своей массе, по данным Национального банка Украины, большинство западных банков-корреспондентов пока не прибегли к блокирующим процедурам: финансовые трансакции с участием Украины подвергаются лишь более тщательному контролю. Тем более что принятие решений о конкретных мерах отданы на усмотрение финансовых структур. "Кто и как применяет рекомендации - дело корпоративной культуры каждого банка", - полагают в украинском центробанке.

Западные издания во многом преувеличивают и возможный экономический ущерб от санкций. В частности, Шпигель прогнозирует, что товарооборот между Украиной и Германией полностью прекратится. Напомним, Германия является вторым после России по величине торговым партнером Украины (4% украинского экспорта и 10% - импорта). Велики и объемы товарооборота нашего государства с Турцией, которая, напомним, объявила о санкциях вчера. Фактически Анкара - третий по величине торговый партнер нашей страны".

Эксперты "Контекста" в целом оптимистичны, и не думают, что "санкции радикально повлияют на внешнеэкономическую деятельность Украины". ("Контекст" в большей степени озабочен потерей "Укртатнафты" - украинская компания стала татарской! - и тотальным контролем россиян на украинском рынке мобильной связи).

Между тем "Зеркало недели" сделало фатальную "нелюбовь Запада к Украине" "темой недели", Юлия Мостовая видит причину исключительно в украинском президенте и его несчастной "непоследовательности":

"Я пронес это чувство через войну и через еще более сложные мирные годы. И вот я говорю тебе: "Я не люблю тебя". Если бы Запад оказался знатоком Жванецкого, то именно так, устами своих лидеров, он мог бы выразить свое отношение к Президенту Украины".

"Украинская правда" внесла посильный вклад в "отмывание" международного имиджа, обнародовав "план действий Украина-НАТО" и подсчитав доходы и расходы украинских "миллиардеров". К последним здесь относят также "временно проживающего" на территории Украины российского посла Виктора Черномырдина.

Тот же "Контекст" прозревает экономические и внешнеполитические эффекты ближневосточного турне президента Кучмы (характерный подзаголовок: "В Европу через Ближний Восток").

Наконец, авторы "Темника" подводят итоги очередного социологического опроса. На этот раз украинцы оценивали внешнюю политику своего государства и результаты любопытны:

"Доверие к НАТО среди украинцев за последние полгода существенно уменьшилось: в июне 2002 года за доверие к НАТО высказались 39% украинцев, за недоверие - 34%. Сейчас Североатлантическому альянсу доверяют 28% опрошенных, не доверяют - 44%....

Увеличилось число тех, кто считает НАТО "мировым жандармом, который стоит на страже интересов запада" - с 17 до 22%, "наиболее мощной военно-политической структурой современности" - с 26 до 29%, "агрессивным военно-политическим блоком" - с 20 до 22%. 17% украинцев считает, что Украина станет членом НАТО через 10 лет. "Неквалифицированными оптимистами" назвал председатель правления Украинского института социальных исследований Александр Яременко тех, кто думает, что Украина вступит в НАТО в течение ближайших пяти лет - 16%. А 9% респондентов, в логике Яременко, "квалифицированные пессимисты" - они уверены, что Украина никогда не станет членом НАТО".

Но автора "Темника" более всего "позабавило" то, что украинцы "знают" о внешней политике Украины и как они ее оценивают:

"Внешняя политика Украины как таковая тоже стала пунктом народного изучения. 35% украинцев "скорее, не одобряют" и "совсем не одобряют" политику, которую проводит Украина на международной арене, а 33% "скорее", или " полностью одобряют" ее.

А вот теперь самое забавное: подавляющее большинство респондентов (77%) низко оценивает уровень собственных знаний о международной политике Украины. При этом 47% опрошенных считают, что "мало знают" об этом, 27% опрошенных - "практически ничего не знают".

О чем разговор был?

Есть ли у Украины внешняя политика, нет ли у Украины внешней политики - науке это неизвестно, наука ничего не может об этом сказать. Зато 77% респондентов из числа опрошенных УИСИ и "Социальным Мониторингом", несмотря на то, что они не разбираются во внешней политике, совершенно спокойно дали ей оценку".