Российский государственный педагогический университет (РГПУ) им. Герцена (Санкт-Петербург) в рамках национального проекта "Образование" представил программу создания инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере. На реализацию в 2007 - 2008 году этой программы РГПУ в рамках национального проекта получит из федерального бюджета 448 млн рублей. О совершенствовании гуманитарного образования в условиях вызовов современного мира и необходимости новых подходов в обучении студентов гуманитарных вузов корреспондент ИА REGNUM беседует с одним из основных разработчиков программы и ее координатором, проректором по учебной работе РГПУ им. Герцена Сергеем Гончаровым:

ИА REGNUM: Сергей Александрович, на что в целом рассчитана программа, разработанная РГПУ, какова ее сверхцель?

Прежде всего, программа рассчитана на обновление гуманитарного образования в целом, обновление педагогического образования, создание педагогики нового поколения, которая, по сути, и обеспечивает базу развития общества. Для профессионалов сегодня очевиден кризис в сфере гуманитарного знания. К тому же существует разрыв между научным междисциплинарным пространством гуманитарного знания и пространством образовательным, во-первых, а во-вторых, гуманитарное знание сегодня предельно прагматизировано и используется преимущественно для добычи денег. Но это тупик и для денег и для знания. Поэтому, кстати, и современные политтехнологии и вообще манипулятивные технологии эксплуатации и насилия над человеком сегодня тоже в кризисе, слишком много в них "шито белыми нитками". Люди нуждаются совершенно в другом - в адекватном представлении о самих себе и эффективных формах, способах коммуникации с агрессивной жизненной средой. Наше общество нуждается в производстве и обсуждении новых смыслов. А у нас даже разговора об этом нет. Именно поэтому необходимо выйти к новой гуманитарной основе образования, связав область фундаментального и междисциплинарного знания через современные гуманитарные технологии, так, чтобы жизненные интересы человека были самостоятельной ценностью и обеспечивались бы не декларациями, а профессиональными действиями. Человек должен иметь больше точек опоры, в том числе - внутри себя. Тогда и бизнес будет успешнее и надежнее. Нам важно формировать через образование человека понимающего (себя и окружающий мир), который благодаря этой способности сможет успешно проходить процесс социализации как свободная и творческая личность в течение всей жизни. Человек, который не научен процедурам понимания себя, своего жизненного контекста и среды, особенностям сложных и многомерных коммуникаций, в которых он находится, неизбежно становится рабом чужих стремлений и манипуляций.

ИА REGNUM: А если конкретнее, каким образом по инновационной программе вы будете формировать из студентов свободные творческие личности современных педагогов?

В первую очередь мы исходим из того, что современный учитель - это не просто блестящий предметник. Поймите, в современной школе, в современном мире даже блестящий предметник обречен на поражение. Уже не возникает сомнений, что необходим переход от предметоцентризма к деятельностному и процессному подходу, с учетом всех составляющих контекст образования, понимания тех, с кем ты вступаешь во взаимодействие, с умением управлять этим процессом. Учителю мало блестяще знать, к примеру, творчество Достоевского, он должен уметь донести до учеников, почему в современном мире это важно знать, и как его жизнь зависит от понимания того, чем терзался писатель. Иначе говоря, в ходе образовательного процесса, чтобы он достигал своей цели, учителю необходимо успешно осуществлять еще множество коммуникативных функций. Сегодня учитель беззащитен в современном мире. И не только в материальном смысле. Поэтому мы должны вооружить его новыми компетенциями, чтобы он мог успешно общаться и с учениками - самыми разными, заметьте, и с руководством школы, и с родителями. Чтобы он мог реально общаться с теми, кого учит, с учетом тех вызовов времени, которые предъявлены всем нам. Мы хотим дать опору самосознанию будущих педагогов.

Именно для этого в рамках программы уже начались разработки уникальных образовательных модулей, очень современных, актуальных. Всего модулей будет около сорока. Вот посмотрите, насколько актуальны и современны темы: "Технологии межэтнического, межконфессионального и межкультурного взаимодействия", "Технологии волонтерской деятельности в социальной сфере", "Технологии извлечения и обработки информации", "Технологии формирования толерантности", "Технологии психологической помощи семье", "Технологии мотивации персонала в организации", "Технологии адаптации мигрантов", "Технологии обеспечения безопасности (информационной, экологической, экономической)" и другие. С помощью этих модулей студент сможет "достраивать" свое профессиональное поле, самостоятельно просчитывать возможные траектории своей профессиональной карьеры. Для этого он должен учиться внимательно всматриваться в окружающий профессиональный мир, понимать основные тенденции рынка труда. Он должен обладать элементами системного анализа. И мы будем стараться ему в этом помогать. Модули студенты смогут выбирать по желанию, независимо от направления обучения. Часть модулей будет подтверждена сертификатами, которые будут вручаться как приложение к диплому. Уже в новом учебном году студенты смогут начать обучение в рамках первых разработанных модулей.

Кроме того, мы планируем создать в процессе реализации нашей программы Всероссийский центр интеллектуальных ресурсов и гуманитарных технологий, чтобы вся информация наших инновационных образовательных модулей, наши научные междисциплинарные исследования и другие наработки были доступны в сети. Этот центр мы создаем и для того, чтобы школы и другие учебные заведения могли участвовать в использовании нашего интеллектуального продукта и распространении инновационного опыта. Можно сказать и очень кратко: мы будем разрабатывать и внедрять новые технологии образования, на новом содержании, с новой позицией студента, как субъекта наших совместных действий и мы будем обучать технологиям эффективного взаимодействия в жизненных интересах человека.

ИА REGNUM: Не секрет, что "в учителя" после РГПУ идет лишь 5% выпускников, остальные работают где угодно, только не в педагогике. Для этих 95% тоже важен новый инновационный подход к гуманитарным знаниям?

По поводу этой достаточно распространенной и клишированной мифологии "5% выпускников" скажу одно - она, как и всякая мифология, имеет отношение к действительности, но ей соответствует лишь отчасти. Во-первых, среди выпускников университета не только педагоги, а еще десятки других специалистов, которые составляют около 2 000 человек, во-вторых, многие студенты на старших курсах уже работают в школе и в счет почему-то не берутся. И конечно же хочется спросить, а счетчики кто? Кто и как считает? Громко крикнуть мы умеем, а вот разобраться по существу - не всегда. Ну, и наконец: наши выпускники не стоят на биржах занятости, они успешны в трудоустройстве и профессиональной карьере (о чем говорят опросы работодателей) и если наши выпускники находят себе применение не только в школе - это означает лишь одно: что мы даем качественное образование, позволяющее успешно строить карьеру в сфере "человек-человек". А то, что они не идут в школу - вопрос, увы, не к нам. Ответственность в обществе должна быть распределена - мы обязаны давать качественное образование, а государство должно обеспечивать статус профессии и платить достойную заработную плату. Выпускник - не крепостной, он имеет право на выбор лучших условий труда.