Если попытаться коротко описать итоги агитационной кампании политических сил и отдельных политиков, баллотирующихся в Национальное Собрание Армении, то можно получить следующую картину. В преддверие дня голосования 12 мая 2007 года сложилась ситуация массовой митинговой активности. Пребывающее уже более года в состоянии апатии и пассивности общество не только проявило повышенный интерес к выборам, но и активно вовлеклось во всевозможные массовые мероприятия. Наибольшая активность наблюдалась в столице республики - Ереване.

Можно утверждать, что население активно участвовало как на митингах оппозиции, так и во всех массовых мероприятиях провластных партий. Активность оппозиционных митингов возросла в течение последней недели пропагандистской кампании. В этот же период наметилось увеличение конфронтационности во взаимоотношениях властей и оппозиции. Однако еще большая конфронтационность наблюдалась во взаимоотношениях провластных партий "Дашнакцутюн", Республиканская партия Армении и партия "Процветающая Армения". Если между властями и оппозицией произошел лишь один инцидент открытого столкновения демонстрантов и полиции (9 мая была разогнона демонстрация у здания СНБ), то противоречия в стане провластных сил вылились в избиения людей, взрывы штабов политических сил, обстрелы и даже убийства. Тем не менее, в основном, конфронтационность по всем схемам взаимоотношений локализовалась в публичной полемике.

Интересно, что почти все ответственные лица в один голос заявляют о том, что подобных "спокойных и цивильных" выборов в Армении ранее не бывало. Эти заявления несколько не соотносятся с почти еженедельными убийствами различных авторитетов, избиениями, арестами и прочими формами насилия. Тем не менее, настрой на выигрыш и ожидание итогов голосования настолько ослепляет все политические силы, что происходящие беззакония уходят в тень.

Ни одна из политических сил не была обделена эфирным временем. Однако нынешняя агитационная кампания прошла все же под тотальный информационный диктат лидера Республиканской партии Армении, премьер-министра Сержа Саркисяна. Выбравший тактику единоличного проведения агитации своей партии, премьер поневоле стал катализатором активности основных конкурентов этой правящей партии.

Более всего это отразилось на активности пропрезидентской партии "Процветающая Армения", излюбленным методом которой стали массовые митинги и мероприятия с культурными программами. Что же касается другой провластной партии - АРФ "Дашнакцутюн", то к концу агитационной кампании ее поведение все больше начало напоминать действия оппозиционной партии. В какой-то момент показалось, что вся предвыборная кампания сведется к состязанию и очевидной полемике указанных трех сил.

Тем не менее, последняя неделя предвыборной гонки ознаменовалась резким ростом количества массовых мероприятий оппозиционных сил, в первую очередь, блока "Импичмент" и партии "Оринац Еркир". Стимуляторами этого скачка стал скандал вокруг лидера партии "Оринац Еркир" Артура Багдасаряна, а также арест члена партии Армянское общенациональное движение (АОД), бывшего министра иностранных дела Армении Александра Арзуманяна. Взоры общества вновь обратились к оппозиционным партиям, резко изменив психологический климат в стране.

Идея послевыборных массовых оппозиционных протестов и "бархатной революции" вновь реанимировалась в публичных выступлениях оппозиционных лидеров. 9 мая лидеры блока "Импичмент" заявили о своем намерении вывести народ на улицы после дня голосования 12 мая. 10 мая Артур Багдасарян заявил, что будет в числе первых протестующих в случае фальсификации итогов голосования.

В любом случае, прогнозы о том, что спокойствие в стране установится сразу же после подведения итогов голосования кажутся преждевременными. Столкновение демонстрантов с полицией 9 мая в определенной степени стало лакмусом потенциального настроя оппозиции. Более того, спецификой нынешних выборов является и то, что угрозы опротестовать итоги выборов в случае их фальсификации исходят и от провластных партий, в первую очередь, от АРФ "Дашнакцутюн". Таких казусов Армения еще не видела.

Так или иначе, все ключевые силы говорят о том, что идут на победу, а одна - Республиканская партия - даже заявила намерение овладеть абсолютным большинством мандатов в будущем парламенте. Насколько они верят своим же словам, трудно сказать однозначно. Легче предположить, как именно будут развиваться дальнейшие события. То, что провластные партии в состоянии обеспечить себе весомое представительство в парламенте - очевидно.

Но настолько итоги выборов придутся по душе каждой отдельно взятой провластной силе - будет видно из их действий после дня голосования. По крайней мере, по вопросу дальнейшего сотрудничества в будущей коалиции никто не спешит делать прогнозы. Больше звучат претензии и тихие угрозы в адрес друг друга. А представитель провластной "Дашнакцутюн" Армен Рустамян даже заявил, что не исключает сотрудничество своей партии с оппозицией.

Несомненно, весомое представительство в новом парламенте должна иметь партия "Оринац Еркир". Это обстоятельство не отвергают даже провластные социологи. То же самое касается партии "Национальное единение" Арташеса Гегамяна. А что касается других сил, вокруг которых интрига никогда не затихала, то здесь всякие прогнозы бессмысленны. Окажутся ли в парламенте ныне коалиционная Объединенная трудовая партия, а также партия "Дашинк" Самвела Бабаяна, знают только руководители этих политических сил, да еще те, от кого это зависит.

Как бы ни разглагольствовали ответственные лица и партийные лидеры о "гласе народа", все понимают, что в Армении кроме этого фактора всегда есть еще и другой - договоренность и политические сделки. А что таковые практикуются в широком диапазоне, видно невооруженным взглядом. Тому пример не стихающие слухи о сделке между Народной партией Степана Демирчяна и властями.

Интересно, что несколько запоздало начали сожалеть о своей разрозненности получившие большую популярность члены радикально оппозиционного движения в составе блока "Импичмент", партии "Республика" и партии "Новые времена". Был даже кинут клич двум силам отказаться от участия в выборах в пользу одной их этих партий. Как говорится, прозрение пришло поздно - есть опасения, что по отдельности эти оппозиционные силы не смогут преодолеть пятипроцентный барьер. Но время уже не ждет - желающие действовать сообща смогут сделать это уже после дня голосования. Кто кому станет другом или противником - станет ясно 12 мая.